Развитие концепции Боговоплощения без грехопадения в трудах западных богословов.
· Руперт из Дойтца (ум. 1129), судя по всему, первым из средневековых богословов формально поставил вопрос о причине Воплощения. Его идея заключалась в том, что Воплощение было частью изначального плана Творения и, следовательно, не было связано с грехопадением. Воплощение, в его восприятии, завершало исходный творческий замысел Господа: оно само являлось целью и вовсе не было лишь спасительным лекарством от человеческих грехов.
· Знаменитейшие латинские доктора XIII века — такие, как Александр из Гэльса и Альберт Великий — также считали подход к Воплощению как к независимому от грехопадения Божию деянию наиболее приемлемым.
· Иоанн Дунс Скот (ок. 1266–1308) выработал на этот счет целую концепцию. В его понимании Воплощение Сына Божьего — причина всего Творения. В противном случае, считал он, сие величайшее действие Господне было бы чем-то непредвиденным и «случайным». «Если бы грехопадение было причиной пришествия Христа, из этого следовало бы, что величайшее дело Божие было только случайностью; но слава всей твари не так велика, как слава Христа, и кажется нелепым предполагать, что Господь отказался бы от Своего деяния из-за праведности Адама, если бы тот не согрешил»
· Фома Аквинский (ок. 1225–1274) также достаточно подробно обсуждал эту проблему. Все доказательства, полагал он, на стороне той идеи, что «Господь воплотился бы несмотря ни на что» — вне зависимости от грехопадения, — и как аргумент Фома цитировал блаж. Августина: «Говоря о воплощении Христа, необходимо иметь в виду многое помимо освобождения от греха». Однако Аквинат не смог найти ни в Писании, ни в творениях Отцов Церкви однозначного подтверждения такой точки зрения; поэтому он всё-таки склонялся к мысли, что Сын Божий не воплотился бы, если б первый человек не согрешил.
· Бонавентура (1221–1274) также соблюдал осторожность в этом вопросе. Сравнивая две гипотезы — что Воплощение не связано с грехопадением и что оно прямо зависит от него — он заключает: «Оба мнения, по различным причинам, порождают в душе преклонение: первое созвучнее доводам разума, однако, второе более отвечает благоговению веры». Правильнее было бы полагаться на прямые свидетельства Священного Писания, а не на законы человеческой логики.
· В среде католических богословов до сих пор существует противостояние, порой достаточно острое, и вопрос так и не разрешен.
Билет 21
Учение о Лице нашего Спасителя или о таинстве Воплощения. Господь Иисус Христос есть истинный Бог. Господь Иисус Христос есть истинный человек. Свидетельства Откровения о человечестве Иисуса Христа. Заблуждения относительно человечества Иисуса Христа. Докетизм. Отличие Иисуса Христа от нас по человечеству.
Учение о Лице нашего Спасителя или о таинстве Воплощения.
Единородный Сын Божий, воплотившись от Святого Духа и Марии Девы, воспринял в единство Своей Ипостаси человеческое естество. Воплотившись, Господь совершил дело искупления человеческого рода от осуждения на вечную смерть, тем самым открыв людям возможность быть чадами Божиими и наследниками Его Царства.
Господь Иисус Христос есть истинный Бог.
· Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин.5:17).
· Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также (Ин.5:19). Это — указание на единство воли и действия Отца и Сына.
· Прощаются тебе грехи твои (Лк.5:20). По иудейским представлениям, так же как и по христианским, прощать грехи может только Бог.
· Я и Отец – одно (Ин.10:30), Отец во Мне и Я в Нем(Ин.10:38);
· Видевший Меня видел Отца (Ин.14:8-9)
· Веруйте в Бога, и в Меня веруйте(Ин.14:1).
· Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
· Сщмч. Игнатий Богоносец, послания которого датируются примерно 107 г. По P. X., писал: «Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего», т. Е. Прямо называет Иисуса Христа Богом.