Доводы на то, что не каждый вид мууалят по отношению к кафирам
Выводит из Ислама
‘Итбан ибн Малик рассказывал, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А где же Малик ибн Духшум?» Один из присутствовавших сподвижников сказал: “Он лицемер, который не любит ни Аллаха, ни посланника Его!” Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не говори так! Разве ты не знаешь, что он сказал: “Ля иляха илля-Ллах”, - стремясь к лику Аллаха? А ведь Аллах сделал запретным для Огня того, кто скажет: “Ля иляха илля-Ллах ”, - стремясь к лику Аллаха!» Тот сказал: “Но мы видим, как он помогает лицемерам и относится к ним хорошо”. аль-Бухари 425, Муслим 33.
В версии этого хадиса, которую приводит имам Муслим сказано, что на слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Разве он не говорит: ля иляха илля-Ллах?!», тот сподвижник сказал: “Да, он говорит это, но нет у него этого в сердце!”
А в версии Ахмада сказано, что тот сподвижник сказал: “Однако мы видим, что его лицо и слова направлены в сторону лицемеров!” Ахмад 4/44.
Ведь если брать внешнее понимание приведенных аятов о муалятуль-куффар, как к этому клонит автор статьи, то получается, что тот сподвижник был прав, в своем обвинении Малика ибн Духшума в лицемерии, ведь несомненно то, что они увидели за ним, имеет самое прямое отношение к мууалят.
Но на самом деле, несмотря на ошибку со стороны Малика, он делал это не из-за сомнений в истинности Ислама, или любя куфр и лицемерие! Более того, сам Малик ибн Духшум был участником битвы при Бадре, был тем, кого пророк (мир ему и благословение Аллаха) посылал разрушить мечеть, построенную для вреда (масджиду-ддырар) лицемерами, и он был далек от того, чтобы быть лицемером. См. «‘Умдатуль-къари» 4/249.
Къады ‘Ийяд говорил об этой истории в шарх Сахих Муслим: “По причине этого поступка Малика у тех сподвижников усилилось плохое предположение о нем, и проявился в отношении него гнев. Однако для пророка (мир ему и благословение Аллаха) этот человек был из числа тех, кто произносит две шахады. И поэтому тот, от кого явно не проявилось лицемерие, не теряет внешнюю истинность (Ислам) из-за сомнения относительно внутреннего (лицемерия)!” См. “аль-Икмаль” 1/268.
Шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури в шарх Сахих Муслим писал: “Эти сподвижники упоминали плохое положение лицемеров и их скверные поступки и причислили это к Малику ибн Духшуму. Этот Малик из числа ансаров, и ученые не разногласили относительно того, что он был участником битвы при Бадре. И он не был лицемером! Более того, сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) засвидетельствовал о его внутреннем имане и сказал о его непричастности к лицемерам. Однако от Малика ибн Духшума проявилась некая привязанность к лицемерам и нахождение в их обществе, хоть у него и не было плохого намерения и лицемерия, однако те сподвижники посчитали именно так, и по этой причине обвинили его в лицемерии. Но пророк (мир ему и благословение Аллаха) засвидетельствовал его непричастность к лицемерию!” См. “Миннауль-мун’им” 1/76.
Поразмышляйте над этим братья мои!
А также пусть каждый, кто спешит обвинять в лицемерии, задумается над тем, что в данном хадисе содержится запрет на именование мусульманина лицемером на основании какого-то предположения или даже совершения ошибочного поступка, присущего лицемерам! Хафиз Ибн Раджаб в шарх Сахих аль-Бухари об этом хадисе сказал: “В словах пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не говори так!» содержится запрет на обвинение в лицемерии по причине поступка, который стал известен. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) применял внешние положения Ислама по отношению к лицемерам, несмотря на то, что знал о лицемерии некоторых из них. А что тогда сказать об обвинении истинного мусульманина, по причине какой-то предпосылки?! Также в этом хадисе указание на то, что если кого-то обвинят в лицемерии на основании какого-то совершенного плохого деяния, то необходимо опровергнуть его злословие, упомянув благое дело того, кого обвинили”. См. “Фатхуль-Бари” 3/188.
Также в хадисе от ‘Аиши, в котором она рассказывала историю о том, как лицемеры оклеветали ее и обвинили в прелюбодеянии, сообщается: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поднялся на минбар и попросил, чтобы кто-нибудь помог ему наказать ‘Абдуллаха ибн Убайя ибн Салюля. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто поможет мне наказать человека, который нанес мне обиду, оклеветав мою жену? Клянусь Аллахом, о моей жене мне известно только хорошее, а кроме того, они говорят дурное и о человеке, которого я знаю только с хорошей стороны и который входил в мой дом только со мной!» Тогда со своего места поднялся Са‘д ибн Му‘аз и сказал: “О посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я избавлю тебя от него: если он из племени Аус, мы отрубим ему голову, а если он из числа наших братьев из племени Хазрадж, то тебе стоит только повелеть нам, и мы сделаем с ним то, что ты прикажешь!” Услышав это, вождь хазраджитов Са‘д ибн ‘Убада, который был до этого праведным человеком, однако в данной ситуации им овладел гнев, и он сказал: “Клянусь Аллахом, ты солгал! Ты не убьешь его и не сможешь сделать этого!” После этого со своего места поднялся Усайд ибн аль-Худайр и сказал: “Клянусь Аллахом, это ты лжешь! Клянусь Аллахом, мы убьем его, а ты — лицемер, защищающий лицемеров!” аль-Бухари 2661, 4750, Муслим 2770.
Ведь внешне все выглядело именно так, что Са’д ибн ‘Убада стал заступаться за человека, известного всем своим лицемерием, а мало того, нанесшего обиду посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и обвинившего мать правоверных ‘Аишу в прелюбодеянии! Однако Са‘д не являлся сам лицемером и не стал по этой причине кафиром, поскольку в той ситуации им овладел гнев и некая форма проявления племенного национализма.
Обратите внимание еще раз на слова шейхуль-Ислам Ибн Таймии, говорившего: “Однако от человека может проявиться помощь, поддержка в отношении них (врагов Аллаха) по причине родственных связей или нужде, что станет грехом, ослабляющим иман, но не делающим его кафиром! Подобное произошло с Хатыбом ибн Аби Бальта’а, когда он написал мушрикам о некоторых планах пророка (мир ему и благословение Аллаха), после чего Аллах ниспослал о нем аят: «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам»(аль-Мумтахана 60: 1). То же самое произошло с Са’дом ибн ‘Убадой, когда он заступился за Ибн Убайя, как об этом сообщается в истории о клевете на ‘Аишу. Тогда он сказал Са’д ибн Му’азу: «Клянусь Аллахом, ты солгал! Ты не убьешь его и не сможешь этого сделать!» И ‘Аиша сказала: «Он был до этого праведным человеком, однако им овладел гнев (за свое племя)». И по такой же неясности ‘Умар назвал Хатыба лицемером, сказав: «Позволь мне отрубить голову этому лицемеру!» На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Он участник битвы при Бадре» И ‘Умар сделал тауиль в том, что назвал его лицемером по причине того, что совершил Хатыб. Также и слова Усайда ибн Худайра, сказавшего Са’д ибн Убаде: «Ты солгал, мы убьем его, а ты лицемер, заступающийся за лицемеров!» Это также относится к тому, о чем идет речь. Также к этому относятся и слова сподвижника, назвавшего Малика ибн Духшума лицемером, увидев его хорошее отношение и проявление дружбы к лицемерам”. См. “Маджму’уль-фатауа” 7/522.
Самак ибн Харб рассказывал, что однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб повелел предоставить ему отчеты относительно то, что было взято и возвращено (из казны), а у Абу Мусы аль-Аш’ари был один писарь-христианин, который этим занимался. И однажды ‘Умар сказал: “У нас есть с Шама писарь, позови его, пусть он почитает нам”. Абу Муса сказал: “Он не сможет войти в мечеть” ‘Умар спросил: “Он что в состоянии осквернения (джунуб)?!” Абу Муса сказал: “Нет, он христианин!” Услышав это ‘Умар ударил Абу Мусу и воскликнул: “Что с тобой, да погубит тебя Аллах?! Неужели ты не слышал слов Всевышнего: «О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан в друзья, ибо они – друзья одни другим! А кто из вас оказывает им помощь, тот сам из них!» (аль-Маида 5: 51). Неужели ты не мог подобрать себе того, кто верует в Одного Аллаха?” Абу Муса сказал: “О повелитель правоверных, клянусь Аллахом я не покровительствовал и не оказывал ему помощь, он просто писарь!” Тогда ‘Умар сказал: “Не стал бы я оказывать им почет, если Аллах отозвался о них с презрением, и не стал бы возвеличивать их, если Аллах их унизил, и не стал бы приближать этих людей, если Аллах их отдалил!” аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” 10/127 и в “аш-Шу’абуль-иман” 9384, Ибн Аби Хатим в “Тафсир аль-Къуран аль-‘Азым” 4/1156. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “аль-Икътида” 161 и “Ируауль-гъалиль” 2630.
Из этой истории мы видим, что ‘Умар применил к поступку Абу Мусы аят: «А кто из вас оказывает им помощь, тот сам из них!», однако он не посчитал, что совершенное Абу Мусой является куфром, несмотря на то, что внешне такой поступок, как доверие дел мусульман кафирам, относится к мууаля.
А вот слова шейха ‘Абдул-Лятыфа Али Шейха, который о тех аятах Корана, которые брат Дагистани назвал мухкам, говорил: “Что касается слов Всевышнего Аллаха, как: «А кто из вас помогает им, тот из них»или:«Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником», или: «О те, которые уверовали! Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас и которые глумятся над вашей религией и считают ее развлечением, и неверных своими помощниками и друзьями». Эти аяты разъяснила Сунна и указала на то, что в них речь идет о полном покровительстве кафирам!” См. “ар-Расаиль уаль-масаиль ан-надждия” 3/10.
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан говорил: “Восхваление кафиров по причине их куфра является вероотступничеством от Ислама! А восхваление их не по этой причине является большим грехом, за который следует проявлять порицание!” См. “аль-‘Ибра фима уарада аль-гъазуа уа-шшахада уаль-хиджра” 246.