Прижимание к месту, находящемуся между углом и дверью
38. Паломник может прижаться к месту, находящемуся между Углом (, куда вделан Черный камень,) и Дверью (Каабы): возложить на него свою грудь, лицо и предплечья[52].
39. Нет каких-либо определенных слов поминания Аллаха при совершении обхода Каабы. Паломник может читать из Корана и из слов поминания Аллаха то, что пожелает, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Обход Дома (Аллаха) является молитвой (салят), за исключением того, что Аллах разрешил во время него разговаривать. Тот же, кто (во время обхода Каабы) будет разговаривать, пусть говорит только благое», а в другой версии хадиса передается: «…пусть во время него поменьше говорит»[53].
40. Нельзя совершать обход Каабы обнаженному человеку либо женщине во время месячных, поскольку пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «(Начиная со следующего года) ни один обнаженный не совершит обход Дома (Аллаха)»[54], а во время прощального паломничества он сказал Айше, когда она прибыла для совершения ‘умры: «Выполняй все, что делает паломник, но только не обходи Дом (Аллаха) [и не молись,] пока не очистишься!»[55].
41. Когда паломник завершит седьмой круг, он прикрывает правое плечо, направляется к месту (стояния) Ибрахима и читает:
واتخذوا من مقام إبراهيم مصلى
Ва-ттахизу ми-м-маками Ибрахима мусалла
«Избирите же место (стояния) Ибрахима местом моления» (сура ''Корова'', аят 125).
42. Он становится так, чтобы место (стояния) Ибрахима было между ним и Каабой и совершает около него намаз в два рак’ата.
43. Он читает в них (суры, начинающиеся со слов): قل يا أيها الكافرون «Скажи: ''О вы, неверующие!… ''»[56] и قل هو الله أحد «Скажи : ''Он, Аллах, Один…''»[57].
44. Ни в коем случае нельзя здесь проходить перед молящимся, а также нельзя никому позволять проходить перед собой, если молишься сам, из-за соответствующего запрета, содержащегося в хадисах, которые носят общий характер, а также из-за отсутствия установленного исключения, которое действовало бы в отношении Заповедной Мечети, а тем более всей Мекки![58]
45. Затем, закончив молиться, паломник идет к источнику Зам-Зам, пьет из него воду и льет ее себе на голову. Посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Вода Зам-Зам для того, для чего ее пьют»[59]. Пророк, да пребудет над мир и благословение Аллаха, также сказал: «Поистине, она (т.е. вода Зам-Зам – прим. переводчика) благословенна, являясь пищей, которая питает [, и исцелением от болезней][60]. Кроме того, он, да пребудет над мир и благословение Аллаха: «Лучшей водой на земле является вода Зам-Зам. В ней один из видов пищи и исцеление от болезней»[61].
46. Затем паломник возвращается к Черному камню, произносит такбир и прикасается к нему так же, как было разъяснено ранее.
РИТУАЛЬНОЕ ПРОХОЖДЕНИЕ (САЙ) МЕЖДУ АС-САФОЙ И АЛЬ-МАРВОЙ
47. Затем паломник возвращается назад, чтобы совершить ритуальное прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой. Приблизившись к ас-Сафе, он читает следующие слова Всевышнего:
إن الصفا و المروة من شعائر الله فمن حج البيت او اعتمر فلا جناح عليه ان يطّوف بهما، و من تطوع خيراً فإن الله شاكرٌ عليم
Инна-с-Сафа ва-ль-Марвата мин ша'аири-Ллях, фаман хаджжа-ль-байта ауиътамара фаля джунаха ‘аляйхи ай-й-йаттаввафа бихима, уа ман татавваа хайран фа-инна-Ллаха Шакирун ‘Алим
«Воистину, ас-Сафа и аль-Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или умру, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах – Признательный, Знающий.» (сура "Корова", аят 158), а также говорит:
نبدأ بما بدأ الله به
Набда'у би-ма бада'а-Ллаху би-хи
«Мы начинаем с того, с чего начал Аллах»
48. Затем он начинает (обряд сай) с ас-Сафы и поднимается на нее, пока не увидит Каабу[62].
49. Он обращается лицом к Каабе, произносит свидетельство единобожия и возвеличивает Аллаха (такбир), говоря:
الله أكبر الله أكبر الله أكبر
لا إله إلا الله وحده لا شريك له، له الملك و له الحمد، يحيي و يميت، و هو على كل شيء قدير، لا إله إلا الله وحده لا شريك له، أنجز وعده، و نصر عبده، و هزم الأحزاب وحده
Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар!
Ля иляха илля-Ллаху вахдаху ля шарика ляху! Ляхуль мульку ва ляхуль хамду йухьйи ва йумиту ва хува ‘аля кулли шай’ин кадиир! Ля иляха илля Ллаху вахдаху ля шарика ляху анджаза ваъдаху ва насара ‘абдаху ва хазамаль ахзаба вахдаху
«Аллах Превелик, Аллах Превелик, Аллах Превелик!
Нет божества, кроме Аллаха, Одного, у Которого нет сотоварища! Ему принадлежит власть и надлежит хвала, Он оживляет и умерщвляет, и Он властен над всем сущим! Нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища! Он выполнил Свое обещание, помог Своему рабу и в одиночку разбил враждебные племена»[63].
Паломник произносит вышеприведенные слова три раза и обращается к Аллаху с мольбами в промежутках между ними[64].
50. Затем он спускается, чтобы совершить ритуальное прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой. Посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «Совершайте сай, ибо Аллах предписал вам сай»[65].
51. Он идет шагом до указателя, который находится слева и справа и обозначен зеленым цветом. Дойдя до первой отметки, он начинает быстро бежать, пока не достигнет следующей отметки. Во времена пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, на этом участке находилось пересохшее вади аль-Абтах, дно которого было усыпано мелкими камешками. Посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, сказал: «(Вади) аль-Абтах следует преодолевать быстро»[66].
После этого паломник идет обычным шагом, пока не достигнет аль-Марвы. Он поднимается на нее и совершает здесь все то же самое, что и на ас-Сафе: обращается лицом к Каабе, произносит такбиры и свидетельство единобожия и обращается к Аллаху с мольбами[67]. Это прохождение между ас-Сафой и аль- Марвой считается за один раз.
52. Затем он возвращается назад, пока не поднимется на ас-Сафу: он проходит обычным шагом то место, где следует идти шагом, и бежит в том месте, которое предназначено для сая. Это будет считаться вторым прохождением между ас- Сафой и аль-Марвой.
53. Затем он возвращается на аль-Марву. И так он поступает до тех пор, пока не совершит семь прохождений, последнее из которых завершится на аль-Марве.
54. Дозволено совершать прохождение между ас-Сафой и аль-Марвой на передвижном средстве. Однако пророку, да пребудет над мир и благословение Аллаха, нравилось совершать этот обряд пешком[68].
55. Если паломник во время обряда сай обратится к Аллаху с такой мольбой:
رب اغفر و ارحم، إنك أنت الأعز الأكرم
Рабби-гфир ва-рхам, иннакя анта-ль-а’аззу-ль-акрам
«Господи, прости и помилуй, ибо Ты – Самый Великий и Великодушный!», –
то в этом нет ничего плохого, поскольку эта мольба установлена от целой группы праведных предшественников[69].
56. Когда паломник завершит седьмое прохождение на аль-Марве, он укорачивает волосы на своей голове[70], и на том его умра заканчивается. Ему становится дозволенным то, что было запрещено в состоянии ихрама, и он продолжает пребывать, не находясь в состоянии ихрама, до наступления дня ат-тарвия (т.е. до 8-го числа месяца Зу-ль-Хиджа – прим. переводчика).
57. Тот, кто вошел в состояние ихрама, не намереваясь совместить умру с хаджем, и не пригнал с собой жертвенного животного из места своего проживания, должен выйти из состояния ихрама, следуя приказу пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и избегая того, что вызвало его гнев. Тот же, кто пригнал с собой жертвенное животное, продолжает пребывать в состоянии ихрама и выходит из него только после того, как совершит ритуальное бросание камешков в День Жертвоприношения.