Подражание достойным личностям
В истории
Кто же те достойные для подражания личности, деяния которых история сохранила на века?
Прежде всего, это — Пророк Мухаммад ибн Абдуллах (мир ему и благословение Аллаха), который превзошёл всякий человеческий гений со времён Адама и до дня воскресения и достиг человеческого совершенства.
Это также его благородные сподвижники, которые были удостоены чести сопровождать Пророка по стези истины и были воспитаны им в духе благочестия и борьбы. Они объединили в себе лучшие нравственные черты и качества.
Это и наши праведные предшественники, следовавшие дорогой Пророка и его великих сподвижников самым славным и лучшим образом. Они явили собой величайший пример для многих пришедших после них поколений.
Их Аллах наставил на прямой путь, и их верным путём должны руководствоваться мусульмане. Их примеру должна подражать молодёжь, их дорогой должен следовать всякий, кто призывает к Аллаху.
В это ограниченное короткое время я не могу показать все качества величия, украшающие лучших людей в истории. Я могу лишь привести несколько примеров их славного героизма и храбрости в борьбе за правое дело, их твёрдости и стойкости на этом пути. Осознание этого формирует из молодого проповедника доблестного и непоколебимого борца и вдохновляет правоверного юношу на самопожертвование и полную самоотдачу!
Я предлагаю вашему вниманию вечные образы людей, достойных для подражания, чтобы вы узнали, через какие великие мучения они прошли на пути распространения Ислама, терпя во имя Аллаха тяготы гонений и преследований. Они не обессилели, не пали духом и не смирились! Они продолжали настойчиво бороться, пока Аллах не даровал им свою поддержку и великую победу!
Посланник Аллаха явил собой величайший пример самопожертвования, терпения и стойкости для проповедников Ислама на все времена. Мекканские язычники подвергали Пророка различным мучениям и гонениям, чтобы отвратить его от претворения в жизнь своей миссии и помешать ему выполнить свой долг. Но он не пал духом и не смирился!
Чтобы помешать ему проповедовать Ислам, они подвергали его соблазнам и обольщениям, насмешкам и издевательствам, давлению со стороны близких родственников, распространяли о нём ложь и клевету, объявили ему и всем, кто его поддерживал всесторонний экономический бойкот и, наконец, они замыслили злодейское убийство и преследовали Пророка. Всё это было только для того, чтобы помешать ему проповедовать Ислам. Но он не пал духом и не смирился!
Девизом Пророка в Мекке были его слова: «Клянусь Аллахом, дядя, если они положат солнце мне в правую руку, а луну — в левую, чтобы я прекратил своё дело, я всё равно не оставлю его, пока Аллах не дарует этому делу победу или пока я не погибну».
После того, как Пророк переселился в Медину, язычники начали лицом к лицу сражаться с ним. Они вступали в жестокие сражения, чтобы искоренить его дело и его последователей, но и это не заставило его прекратить распространять религию Аллаха на земле.
Посланник Аллаха продолжал бороться на пути Аллаха и сражаться во имя Его религии. Он терпел мучения, насилие и козни заговорщиков до тех пор, пока не пришла помощь Аллаха и победа и было воздвигнуто могучее и славное мусульманское государство.
Первое поколение мусульман — сподвижники Посланника Аллаха — также были готовы проявить стойкость и терпение перед величайшими трудностями. Их стойкие уверовавшие души не были сломлены превратностями судьбы и не были поколеблены тяжкими ударами жизни.
Нам достаточно будет упомянуть лишь некоторые примеры из их жизни, чтобы ясно представить себе те муки и преследования, которым подверглись славные сподвижники, распространяя Ислам. Может быть, мы последуем их путём и будем твёрдо руководствоваться их примером.
Один из них — Биляль ибн Рабах, стойкий верующий, претерпевший на пути Аллаха многочисленные мучения и испытания. На него пала вся тяжесть пыток и чёрной злобы язычников. В палящий знойный полдень они положили на его живот тяжёлый камень, но это лишь усилило его веру и решимость, и он из глубины души издал крик: «Всё равно Он — Один! Один, Один, Вечный!»
А вот Аммар, его мать Самийа и его отец Йасир. Приняв Ислам, они перенесли такие страдания, которых доселе не видывало человечество. Когда старейшины рода Бану Махзум узнали о том, что они стали мусульманами, то подвергли их жестоким мучениям, чтобы отвратить их от веры и вновь обратить в неверие после того, как Аллах наставил их на прямой путь Ислама.
Всю семью Йасира долго подвергали наказанию в одной из долин Мекки, где солнце обычно дышит огненным жаром. Когда Посланник Аллаха проходил мимо них в один из таких дней, он увидел стонущего Йасира, закованного в кандалы. Йасир сказал: «Такова жизнь!» Посланник обратил свой взор к небу, а затем сказал: «Обрадуйте семью Йасира: им обещан рай!»
Когда они услышали эти слова, то успокоились их сердца и обрели умиротворение их души. А когда же к ним пришёл Абу Джахль, их бесстрашие перед смертью и расставанием с жизнью не знало границ. Самийа стала первой женщиной, отдавшей свою жизнь ради Ислама. За ней последовал и Йасир — он стал первым павшим мучеником среди мужчин. Аммар смог вынести мучения, изо всех сил перенося боль, и остался жив. Только этого эпизода из жизни семьи Йасира достаточно, чтобы слава о них жила вечно!
А вот — Мус‘аб ибн Умейр. Он был в числе первых сорока мусульман, собиравшихся в доме аль-Аркама ибн Абу аль-Аркама. Опасаясь гнева своей матери и родных, он скрывал то, что принял Ислам. Когда же они узнали об этом, то схватили его и подвергли суровым пыткам. Находясь под стражей, он терпел причиняемые ему страдания, пока, наконец, не переселился в Эфиопию вместе с первой группой мусульманских переселенцев. Позднее он вместе с другими мусульманами вернулся на родину.
Мус‘аб ибн Умейр погиб в сражении у горы Ухуд, и мусульмане не нашли ничего, чтобы обернуть его благородное тело, кроме его плаща. Когда они покрывали им его голову, открывались его ноги, а когда они покрывали ноги, то оставалась открытой голова. Тогда Пророк сказал: «Оберните им его голову, а ноги укройте душистым тростником».
Посланник Аллаха стоял у тела этого юноши, покрытого одним плащом, и слёзы переполняли его глаза. Он сказал: «Я видел тебя в Мекке: ты был одет в самые изысканные одеяния и был самым лучшим товарищем. И вот ты, с растрёпанными волосами, укрыт одним плащом». Затем Пророк прочёл следующий аят:
Среди верующих есть мужи, которые верны завету, данному ими Аллаху. Среди них есть такие, которые уже исполнили свой обет, а есть и такие, для которых срок его исполнения ещё не наступил, но они ни в коей мере не изменили завету.
Сура «Сонмы», аят 23
Всё это лишь капля в море славных повествований о сподвижниках Пророка, их превосходных качествах и великом самопожертвовании, которыми переполнены книги по истории.
Прислушайтесь же к словам великого сподвижника Абдуллаха ибн Мас‘уда о многочисленных прекрасных чертах и достоинствах его современников и о необходимости брать пример с их похвальных деяний и редчайшей стойкости:
«Кто ищет, с кого брать пример, пусть берёт пример со сподвижников Посланника Аллаха, поскольку они были самыми благочестивыми людьми в мусульманской общине, имели самые глубокие знания, меньше других делали то, чего не следовало делать, шли самым верным путём и занимали самое прекрасное положение. Аллах избрал их для поддержки своего Пророка и утверждения своей религии. Поэтому вы должны знать об их превосходстве и идти их прямым путём».
Что же касается праведных предшественников, то примеров их смелости, непоколебимости и самопожертвования просто не счесть. История переполнена их доблестными и героическими подвигами, отражающими их величайшее самопожертвование на пути истины, распространения Ислама и изобличения пороков и лжи.
Я предлагаю вашему вниманию бессмертные картины их героизма и отваги на пути истины.
1. Когда Абд ар-Рахман ан-Насыр основал в Андалусии город аз-Захра, он потребовал от архитекторов полной самоотдачи и творческой изобретательности и потратил на это несметные богатства. Наиболее искусно и изощрённо был украшен Большой Дворец. Его купол был выложен золотыми и серебряными кирпичами. Услышав об этом, мусульманский кади и богослов Мунзир ибн Саид забеспокоился о судьбе ан-Насыра.
Его возмутило подобное расточительство денег народа, и он в присутствии самого ан-Насыра встал в мечети и обратился к людям с речью. С упрёком и порицанием он сказал ан-Насыру:
— Я не предполагал, что несмотря на всё величие, которым одарил тебя Аллах в этом мире, сатана — да осрамит его Аллах! — сможет так сильно овладеть тобой и что ты позволишь ему низвергнуть тебя до положения неверных!
Абд ар-Рахман ан-Насыр содрогнулся от его слов и перебил его:
— О чём ты говоришь? Как он низверг меня до их положения?
Он ответил:
— Да! Разве не сказал Всеблагой и Всевышний Аллах:
Если бы не было опасения, что люди станут одной общиной неверных, то Мы даровали бы тем, кто не верует в Милосердного, серебряные крыши в домах и лестницы, по которым они поднимаются наверх.
Сура «Украшения», аят 33
Тогда халиф задумался и долго пробыл с опущенной головой. Из благоговейного страха пред Аллахом по его бороде потекли слёзы. Затем он посмотрел на кадия и сказал:
— Да воздаст тебе Всевышний Аллах добром от нашего имени и от имени всех мусульман и религии! Пусть среди людей будет больше таких, как ты! Клянусь Аллахом, ты изрёк истину.
Затем он встал и вышел, моля Аллаха о прощении, и велел снести этот купол и превратить золотые кирпичи в песок.
2. Однажды учёный и муджахид аль-Изз ибн Абд ас-Салам сказал султану Египта Наджмуддину Айубу в присутствии многочисленных государственных чиновников:
— О Айуб! Как ты оправдаешься перед Аллахом, когда Он скажет тебе: «Разве Я поднял тебя на трон Египта, чтобы ты разрешил людям употреблять вино?»
— Было такое? — спросил султан.
— Пока ты наслаждаешься благами этой страны, в таком-то трактире продаётся вино и позволяются непристойности.
— Я не виновен в этом, ведь всё это осталось со времён моего отца!
— Ты один из тех, кто говорит: «Воистину, Мы застали своих отцов на этом пути, и мы следуем по их стопам».[6]
Тогда султан повелел закрыть этот трактир и разогнать его посетителей.
Именно аль-Изз ибн Абд ас-Салам издал фетву о запрете на продажу оружия христианам в Дамаске, потому что они вели борьбу с мусульманами. Из-за этой фетвы султан Дамаска Исмаил ас-Салих причинил ему много неприятностей.
Он же издал фетву о продаже с аукциона мамаликских эмиров, потому что они были рабами, когда приняли Ислам, и после этого не получили свободы, и настаивал на необходимости вернуть полученные деньги в мусульманскую казну. Из-за этой фетвы он также перенёс много трудностей, причиняемых эмирами и султаном Наджмуддином Айубом.
3. Имам аль-Газали в книге «Возрождение знаний о вере» писал, что аль-Асмаи рассказывал, как «Ата ибн Абу Рабах вошёл к Абд аль-Малику ибн Марвану, когда тот сидел на диване в окружении знати из своего клана. Это было в Мекке во время большого паломничества в период правления Абд аль-Малика. Когда он увидел гостя, то усадил его рядом с собой на диване и сам уселся рядом. Он спросил:
— Абу Мухаммад, могу ли я тебе помочь?
— О повелитель правоверных! Бойся Аллаха, остерегайся нарушать запреты Аллаха и Его Посланника и выполняй свой завет с Ним. Бойся Аллаха и заботься о детях мухаджитов и ансаров, ведь благодаря им ты занимаешь это место. Бойся Аллаха и заботься о жителях пограничных областей, ибо они — крепость мусульман. Заботься о мусульманах, потому что ты один несёшь ответственность за всех них. Бойся Аллаха и не будь невнимателен к тем, кто стучится в твою дверь. Не отказывай им в помощи.
Затем он встал, но Абд аль-Малик схватил его за руку и сказал:
— Абу Мухаммад, ты попросил меня помочь другим, и я выполню всё! Могу ли я чем-то помочь тебе?
— Я не нуждаюсь в помощи сотворённого!
С этими словами он ушёл, и Абд аль-Малик сказал:
— Воистину, это подлинное достоинство!
Если мы будем следовать примеру достойных для подражания личностей и стойко и праведно придерживаться их пути, то сможем продолжить их дело и без страха и робости трудиться на поприще распространения религии. Тогда Аллах на наших руках обратит людей в веру, выведет к свету заблудшие народы и возродит столь желанное нами мусульманское государство. Всё это для Аллаха легко!
Фактор пятый