Тема сближения между мазхабами и исламскими группами
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Его полное имя – Мухибб ад-дин ибн Абу-ль-Фатх ибн ‘Абд аль-Кадир ибн Салих Ибн ‘Абд ар-Рахим ибн Мухаммад аль-Хатиб.
Родился в Дамаске в 1303 году хиджры /1886 г.
Когда-то семейство аль-Хатиб жило в Багдаде, потом перебралось в Хаму, а оттуда – в ‘Азру, селение близ Дамаска, где и обосновалось. У этого семейство есть свидетельство о том, что его представители являются потомками аль-Хасана ибн ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен Аллах ими обоими.
Его маму звали Асия, которая была дочерью земледельца – Мухаммада. Она была благочестивой и набожной женщиной. Она скончалась в 1310 г.х., когда возвращалась из хаджа, и была похоронена в пустыне между Меккой и Мединой. Мухибб ад-дин находился с матерью в этой поездке. После этого, дальнейшее воспитание ребенка легло на плечи его отца, который сначала отдал сына в семилетнем возрасте в начальную турецкую школу, где он научился хорошо читать Коран и которую закончил на отлично. А после этого, отец отдал его в среднюю школу в Дамаске. Через год, в 1315 г.х., его отец скончался. И семья мальчика приняла решения, чтобы тот оставил школу и начал посещать уроки, проводимые публично. Отец Мухибб ад-дина, в свое время был хранителем библиотеки Захирийа, основанной шейхом Тахиром аль-Джаза’ири. После его смерти шейх Тахир распорядился, чтобы место отца занял сын, что дало Мухибб ад-дину возможность ознакомиться с историческими трудами и книгами по разным религиозным наукам. В этот период он прочёл труды шейхуль-ислама Ибн Таймийи, а также многих других известных ученых.
Уже в это раннем возрасте, у него рождаются идеи и мысли, связанные с его личностным и культурным ростом, возникающие при изучении, как светских наук, так и чтении книг и журналов, таких как, «Полумесяц», «Луч» и др. Несомненно, свою роль также сыграли его встречи с шейхом Тахиром аль-Джаза’ири. И эти идеи и мысли находят свое отражение в его статьях и заметках, которые он переводит с турецкого языка на арабский и отсылает для публикации в газету «Плоды времени», которая выпускается в Бейруте.
Закончив все-таки среднюю школу в 1906 году, Мухибб ад-дин переезжает в Стамбул, где поступает одновременно на два факультета - юридический и педагогический. И останавливается в районе, где проживают студенты и выходцы из арабских стран. И здесь он замечает, что большинство арабо-язычных студентов, очень плохо знакомы с арабским языком, его правописанием, но еще больше его удивляет то, что многие не знакомы с культурой и обычаями своей родины. И что общаются они между собой в основном на турецком языке. И тогда Мухибб ад-дин убеждает группу студентов начать изучение арабского языка и культуру арабских народов. Среди молодых людей, учившихся в столице Османской империи, был и представитель ливанской династии эмиров аш-Шихаби эмир ‘Ариф аш-Шихаби, с которым они вместе решают основать «Общество арабского возрождения». В дальнейшем отделение было открыто в Дамаске в 1324 г.х.
Османские власти следили за ними и оказывали на них давление, из-за чего Мухибб ад-дин вернулся в Дамаск, не завершив курса обучения. Ему предложили место переводчика в британском консульстве в Ходейде (Йемен), туда он и отправился через Египет. Там он встретился с шейхом Тахиром аль-Джаза’ири, который перебрался туда на постоянное жительство. Кроме того, у него были встречи с Рашидом Рида и другими реформаторами. Рашид Рида познакомил его с деятельностью общества “Османский свет”, отделения которого имелись в разных странах. Мухибб ад-дин выразил готовность открыть отделение этого общества в Йемене и получил на это соответствующие полномочия. Прибыв в Йемен, он стал предпринимать шаги для открытия отделения, познакомился с известными в Йемене людьми и переселенцами, прибывшими туда из других стран, и активизировал работу медресе Амирийа в Ходейде, для которого разрабатывал программы и делал пожертвования вместе с некоторыми своими коллегами. Через некоторое время он занялся делами, связанными с организацией типографии и основанием в Йемене газеты. Им были собраны нужные средства, но завершению этого начинания, помешало его возвращение в Дамаск в 1327/1909 г. Желая закончить учёбу, он снова поехал из Дамаска в Стамбул и восстановился на третьем курсе юридического факультета, однако потом изменил свое намерение и в месяце раджаб 1327 г.х. приехал в Египет, чтобы поселиться в этой стране. Там Мухибб ад-дин принимал участие в выпуске газеты “Аль-Муаййид”, основал библиотеку “Салафийа” и стал членом Османской партии децентрализации, которую возглавлял Рафик аль-‘Изам. После того как сначала в Бейруте, а потом в Париже было основано арабское общество “Аль-Фата”, Мухибб ад-дин стал представителем этого общества в Египте и выполнял его решения, которые имели отношение к деятельности Партии децентрализации.
После начала I мировой войны некоторые арабские общества избрали Мухибб ад-дина аль-Хатиба своим представителем по связям с арабскими эмирами Аравии и стран Персидского залива. В Басре британские власти на девять месяцев заключили его в тюрьму. После того как 10 июня 1916 г. шериф Хусейн в Мекке поднял восстание против турок, Мухибб ад-дин приехал в Мекку, где начал издавать газету “Кибла”, являвшуюся официальной газетой правительства Хиджаза. Когда турки оставили Дамаск в 1918г., Мухибб ад-дин вернулся туда и занялся изданием газеты “Аль-‘Аcима”.
Когда в 1920г. Дамаск заняли французы, Мухибб ад-дин оставил этот город и уехал в Египет, где проработал в течении пяти лет в редакции газеты “Аль-Ахрам”, расположенной на площади Свободы в Каире. Кроме того, он основал ежемесячный журнал “Аз-Захра”, а в мае 1926г. - еженедельную газету “Аль-Фатх”, издававшуюся до 1948г. Он был редактором журнала в течение шести лет и являлся одним из основателей Общества мусульманской молодежи в Каире.
Мухибб ад-дин аль-Хатиб проработал в издательстве “Салафийа” около полувека, занимаясь написанием различных сочинений и статей и распространением книг. Мухибб ад-дин аль-Хатиб, да помилует его Аллах, умер в Каире в декабре 1969г. Он написал немало трудов, в том числе неизданное «Разъяснение “Cахиха” аль-Бухари». Кроме того, он занимался исследовательской и переводческой деятельностью.
Вот некоторые труды, оставленные им после себя:
«Ар-Ро‘илю аль-Ауаль»
«Аль-Хадика»
«Аль-Хутут аль-‘Арида»
«Иттиджах мауджат аль-Башария фи джазира аль-‘Араб»
«Касру захра би аль-Андалус»
«Такуимуна аш-Шамс»
«Тагур»
«Аль-Азхар»
«Аль-Бахаия»
«Мин аль-Ислам иля аль-Иман»
«Хамаляту рисаля аль-Ислам аль-Ауалун»
«Зу ан-Нурайн - ‘Усман ибн аль-‘Аффан»
«Аль-Джиль аль-Мисали»
«Сиратуджиль»
«Тарих ‘уляма Димашк фи аль-Карн ар-Роби‘а аль-Хиджри»
«Аль-А‘лям»
Помимо всего прочего, он оставил огромное наследие в виде статей и заметок, а также писем, в которых выражал свои идеи и мысли, общим числом более тысячи.
Редакция
Сайта Свет Ислама
ВСТУПЛЕНИЕ
Хвала Аллаху, Господу миров, и благословения и мир благороднейшему из посланников, его семье и всем его сподвижникам.
Появившийся в последние годы призыв к сближению между религией шиитов-имамитов и их оппонентов из числа Ахлю-с-Сунна, зейдитов[1] и ибадитов[2] привлекло взоры к изучению этой темы с использованием научного подхода. Известный исламский автор Мухиббуддин аль-Хатыб провёл такое исследование, обратившись к основным признанным шиитским источникам, чтобы оценить возможность этого сближения. И он пришёл к выводу, что это сближение невозможно. Потому что основоположники шиитской религии не оставили в своих основах никаких средств для этого сближения, поскольку строили свою религию на основах, противоречащих тому, что принёс Пророк r и к чему призывали его сподвижники, которых он оставил на пути, одинаково ясно видимом днём и ночью, от которого отклоняется только пропащий.
Поскольку приведённые в исследовании цитаты взяты из признанных источников самих шиитов-имамитов, то мы решили привести их здесь с упоминанием номеров страниц и изданий, чтобы люди видели, и чтобы тот, кому суждено спасение, спасся на основе ясного доказательства, а тот, кому суждена погибель, несмотря на ясный довод, всё же имел его. А Аллах — Покровитель следующих прямым путём.
Мухаммад Насыф
Вопросы такыййи
Первым препятствием на пути к правдивому и искреннему диалогу между нами и шиитами является то, что они называют такыйя: их идеология разрешает им демонстрировать убеждения, отличные от их истинных убеждений, и неискушённый человек обманывается мнимой готовностью к взаимопониманию и сближению, которую они демонстрируют, хотя в действительности они не хотят этого, не стремятся к этому и ничего не делают для этого. Они не против этого процесса при условии, что он будет иметь односторонний характер, и вторая сторона (то есть они) останется в привычном для неё состоянии полной отделённости от нас, не сдвинувшись с места ни на пядь. Даже если некоторые их представители, пользуясь правом такыййи, смогут убедить нас в том, что они сделали некоторые шаги на пути к сближению с нами, то абсолютное большинство шиитов, и учёных и простых, останутся в стороне от этого «театра» и не признают за этими людьми права говорить от их имени.
Очернение Корана
Даже Коран, который, казалось бы, должен служить объединяющим звеном для нас и шиитов… Самые основы их религии строятся на искажении смысла коранических аятов и уводе их от первоначального смысла, от того, как понимали Коран сподвижники, перенявшие это понимание от Пророка r, а ведь от них, от этого поколения, при жизни которого был ниспослан Коран, переняли его понимание имамы ислама.
Более того, один из крупнейших учёных Неджефа Хадж-мирза Хусейн ибн Мухаммад Такыйй ан-Навари ат-Табарси, которому в 1320 году от хиджры устроили пышные похороны и который был погребён в здании мешхеда аль-Муртадави во дворце Худжрат-бану Великой, дочери султана ан-Насыра ли-диниЛляхи. Это комната переднего зала справа от входящего во двор мешхеда аль-Муртадави со стороны кыбли в Неджефе, в самой святом для шиитов месте. Этот неджефский учёный написал в 1292 году от хиджры, находясь у могилы, приписываемой имаму ‘Али, книгу, которую он назвал «Фасль аль-хитаб фи исбат тахриф китаб рабб аль-арбаб», то есть «Неопровержимое подтверждение искажения Книги Господа господ». В этой книге он собрал несколько сотен текстов шиитских учёных и муджтахидов разных эпох, из которых следует, что в Коран было что-то добавлено или из него было что-то изъято. Эта книга ат-Табарси была напечатана в Иране в 1289 году от хиджры, и вокруг неё поднялся шум, поскольку шииты хотели, чтобы сомнения в истинности Корана оставались запертыми в среде избранных и существовали в виде разрозненных утверждений, рассеянных в сотнях их признанных книгах. И им вовсе не хотелось, чтобы все эти свидетельства были собраны в одну книгу, которую могли бы прочитать их оппоненты, поскольку они понимали, что это будет довод против самих шиитов, выставленный на всеобщее обозрение. Разумные представители шиизма высказали автору свои соображения на этот счёт, однако он не прислушался и написал в ответ ещё одну книгу, которую так и назвал: «Радд ба‘ды-ш-шубухат ан Фасль аль-хитаб фи исбат тахриф китаб рабб аль-арбаб», то есть «Ответ на некоторые сомнения вокруг книги “Неопровержимое подтверждение искажения Книги Господа господ”». Этот ответ он написал в конце жизни, примерно за два года до своей кончины, и за его усилия, которые он приложил, чтобы доказать, что Коран искажён, они вознаградили его тем, что похоронили его в такой замечательной и почётной усыпальнице в Неджефе.
Среди доказательств, которыми неджефский учёный хотел подтвердить изъятие из Корана некоторых его частей, относится приведённая им на с. 180 его книги сура, которую шииты называют «Сурат аль-виляйа», в которой упомянуто о преемничестве и владычестве ‘Али: «О те, которые уверовали в Пророка и Преемника, которых Мы послали, чтобы они вывели вас на прямой путь…». Заслуживающий доверия человек, устаз Мухаммад ‘Али Сууди, один из крупнейших специалистов и экспертов Египетской министерства юстиции и ближайших учеников шейха Мухаммада ‘Абдо, видел рукописный иранский мусхаф у востоковеда Брейна и сфотографировал эти строки. Над арабскими строками подписан их перевод на персидский. Эту цитату приводит не только ат-Табарси в «Фасль аль-хитаб фи исбат тахриф китаб рабб аль-арбаб». Их можно найти в шиитской книге «Дабсан мазахиб» на персидском языке, написанной Мухсином Фани аль-Кашмири. Эта книга была издана в Иране несколько раз. Эту суру, ложно и несправедливо приписываемую Всевышнему, взял из книги и привёл в своём труде «История списков Корана» (2/102) востоковед Толдоках и её также опубликовала одна из французских газет, издаваемых в Азии, в 1842 году (с. 431-439).
Помимо указанной суры неджефский учёный приводит в качестве доказательства того, что Коран подвергся искажению, текст из книги «Аль-кафи» (с. 289) (1282 г. х., Иран). Нужно отметить, что эта книга пользуется у шиитов таким же признанием, как «Сахих» аль-Бухари у мусульман. Итак, он цитирует:
«Несколько наших товарищей передают от Сахля ибн Зияда от Мухаммада ибн Сулеймана от одного из его товарищей от Абу аль-Хасана (мир ему) (подразумевается второй Абу аль-Хасан, то есть ‘Али ибн Муса ар-Рида, скончавшийся в 206 г. х.), что он сказал: «Я сказал ему: “Да стану я выкупом за тебя… Мы порой слышим некоторые аяты из Корана — у нас они не так, как мы слышим их, и мы не умеем читать их так, как дошло до нас от вас… Это грех?” Он ответил: “Нет. Читайте, как научились, а потом придёт к вам тот, кто научит вас”».
Не приходится сомневаться в том, что эти слова придумали сами шииты, возведя при этом ложь на своего имама ‘Али ибн Мусу ар-Рида. Однако сами шииты считают, что это фетва, согласно которой не совершает греха тот, кто читает Корана так, как этому обучаются люди по мусхафу ‘Усмана[5], а потом избранные из числа шиитов научат себе подобных. А это противоречит их утверждениям о том, что полный (в их шиитском понимании) Коран уже существует или существовал у их имамов из числа Ахлю-ль-бейт.
Как раз для сравнения этого якобы существующего Корана, который шииты передают из уст в уста и согласно которому не поступают из-за такыййи[6], с Кораном, известным и распространённым повсеместно (мусхаф ‘Усмана), Хусайн ибн Мухаммад Такыйй ан-Навари ат-Табарси и написал свою книгу «Фасль аль-хитаб фи исбат тахриф китаб рабб аль-арбаб». Руководствуясь всё тем же предписанием о такыййи, шииты сделали вид, что отрекаются от этой книги, содержащей сотни текстов шиитских учёных, взятых из их признанных книг и свидетельствующих о том, что они были убеждены в том, что Коран искажён, и верили в это, однако не хотели выставлять напоказ свои убеждения касательно Корана. Таким образом, получается, что существуют два Корана: один — общеизвестный, доступный для всех, а второй — скрываемый и доступный лишь для избранных, к которому относится и «Сурат аль-виляйа». Они поступают так, следуя словам, которые необоснованно приписывают своему имаму ‘Али ибн Мусе ар-Рида: «Читайте, как научились, а потом придёт к вам тот, кто научит вас».
Шииты также утверждают, что из Корана, а именно из суры «Разве мы не раскрыли» был изъят аят «И Мы сделали ‘Али твоим зятем». Они не стесняются этого своего утверждения, хотя и знают, что сура «Разве мы не раскрыли» — мекканская, а в то время, когда Пророк r находился в Мекке, ‘Али ещё не был его зятем. Его единственным зятем был тогда аль-‘Ас ибн ар-Раби‘ аль-Умави, о котором Пророк r отозвался с похвалой с минбара своей мечети, когда ‘Али собрался жениться на дочери Абу Джахля после того, как женился на Фатыме, и Фатыма пожаловалась отцу. Да и если ‘Али был зятем Пророка r, будучи женатым на одной из его дочерей, то ‘Усман ибн ‘Аффан также был его зятем, причём был мужем сначала одной, а потом и другой дочери Пророка r, и когда скончалась вторая, Пророк r сказал ему: «Если бы у нас была третья, мы бы выдали её за тебя».
Их учёный Абу Мансур Ахмад ибн ‘Али ибн Абу Талиб ат-Табарси (один из наставников Ибн Шахра Ашуба (ум. в 588) в его книге «Аль-ихтиджадж аля ахль аль-ляджадж») утверждает, что ‘Али сказал одному из еретиков (имени его он не упоминает): «Что касается твоего спора со мной и неодобрения Слов Всевышнего: “А если вы боитесь, что не будете справедливыми к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам” — мол, справедливость к сиротам не сочетается с заключением браков с женщинами и что не все женщины — сироты, то дело тут, как я уже говорил в том, что изъяли лицемеры[7] из Корана. А между упоминанием о сиротах и упоминанием о женитьбе на женщинах обращения и истории — более трети Корана».
Ложь, возводимая даже на ‘Али
Это — один из примеров того, как они возводят ложь на ‘Али. И лучшее тому доказательство — что ‘Али за весь период своего правления не показал мусульманам эту самую треть Корана и не велел мусульманам записать её и следовать содержащимся в ней нормам.
Радость миссионеров
Когда появилась книга «Фасль аль-хитаб фи исбат тахриф китаб рабб аль-арбаб» и распространилась в шиитских и не только кругах Ирана, Неджефа и других областей восемьдесят с лишним лет назад (а она напичкана десятками и сотнями примеров лжи, возводимой на Аллаха и Его лучших творений), миссионеры и прочие враги ислама страшно обрадовались и поспешили перевести её на свои языки. Об этом упоминает Мухаммад Махди аль-Асфахани аль-Кязыми во второй части своей книги «Ахсан аль-вадиа» (с. 90), приложения к их книге «Раудат аль-джаннет».
В «Аль-кафи» аль-Кулейни[8], шиитском аналоге сборника аль-Бухари, приводится два ясных текста. Первый на с. 54 (1278 г. х., Иран): «От Джабира аль-Джуфи — он сказал: “Я слышал, как Абу Джа‘фар (мир ему) сказал: ‹Каждый утверждающий о том, что он собрал Коран полностью так, как он был ниспослан, — лжец. Собрали его и заучили так, как Он ниспослал его, только ‘Али ибн Абу Талиб и имамы после него”».
Каждый шиит, читающий «Аль-кафи», который они почитают не меньше, чем мы — «Сахих» аль-Бухари, верит в этот текст. Что же касается нас, суннитов, то мы говорим: «Шииты придумали это, возведя ложь на аль-Бакыра Абу Джа‘фара (да помилует его Аллах). И лучшее тому доказательство — то, что ‘Али в период своего правления, находясь в Куфе, поступал только в соответствии с экземпляром Корана, который Аллах по милости Своей помог его брату по вере ‘Усману ибн Аффану собрать и распространить по городам и который до сих пор используется повсеместно и будет использоваться до самого Судного дня. Если бы у ‘Али был другой мусхаф, то он, будучи халифом, которому в его владениях никто не смел противоречить, конечно, поступал бы согласно ему и велел бы мусульманам распространить и поступать согласно ему. А если бы он, имея другой мусхаф, сокрыл его от мусульман, это было бы предательством по отношению к Аллаху, Его Посланнику и исламской религии.
Джабир аль-Джуфи, который утверждает, что слышал от имама Абу Джа‘фара Мухаммада аль-Бакыра эти грешные слова, хоть и считается надёжным передатчиком у шиитов, имамам мусульман он известен как лжец. Абу Яхья аль-Хамани сказал: «Я слышал, как Абу Ханифа говорил: “Среди тех, кого мне довелось увидеть, я не видел человека лучшего, чем ‘Ата, и не видел человека более лживого, чем Джабир аль-Джуфи”» (см. нашу статью в журнале «Аль-Азхар», с. 308, за 1372 г. х).
Ещё большую ложь, чем этот текст от Абу Джа‘фара, представляет собой второй текст из «Аль-кафи», ложно приписываемый его сыну Джа‘фару ас-Садику. Абу Басыр передаёт: «Я зашёл к Абу ‘Абдуллаху… Абу ‘Абдуллах сказал: “И поистине, у нас — мусхаф Фатымы (мир ей)”. Я спросил: “А что такое мусхаф Фатымы?” Он ответил: “Это мусхаф, в три раза больше вашего Корана, и в нём нет ни буквы из вашего Корана”».
Эти шиитские тексты, возводящие ложь на имамов Ахлю-ль-бейт, существуют давно. Мухаммад ибн Я‘куб аль-Кулейни ар-Рази собрал их в своей книге «Аль-кафи» больше тысячи лет назад. А на самом деле они ещё древнее, потому он передаёт их от своих предшественников, выдающихся лжецов и «инженеров» здания шиизма.
В те времена, когда Испания находилась под владычеством арабов, имам Абу Мухаммад ибн Хазм вёл дискуссии с тамошними священниками о текстах их Писаний и приводил им доказательства того, что эти Писания подверглись искажению и сама их основа утеряна, и эти священники в ответ возражали: мол, вот ведь шииты доказали, что Коран тоже искажён. Ибн Хазм же отвечал им, что заявления шиитов не являются доводом против Корана или мусульман, потому что шииты не являются мусульманами (см. книгу «Аль-фасль фи-ль-миляль ва-н-нихаль» (Раздел о религиях и верованиях) Ибн Хазма, 2/78 и 4/182, первое издание, Каир).
Их мнение о правителях
Обращаем внимание наших исламских правительств на важную истину. Шииты-имамиты, которых также называют джа‘фаритами, считают все правительства со времени кончины Пророка r и до настоящего времени незаконными, за исключением годов правления ‘Али ибн Абу Талиба, и шииту не разрешается быть лояльным по отношению к ним и сохранять искреннюю верность и преданность им. Он должен лицемерить и заискивать перед этими правительствами, тая в душе злобу, и исполняя предписание о такыйе, потому что все эти и будущие правительства — незаконная узурпация власти. Законные правители, согласно убеждениям шиитов, это только двенадцать имамов, вне зависимости от того, была у них возможность править самостоятельно или нет. А все остальные из тех, кто распоряжался делами мусульман, — Абу Бакр, ‘Умар и другие правители до наших дней, как бы они ни служили исламу и сколько бы ни трудились для распространения его призыва, возвышения слова Аллаха на земле и расширения границ исламского государства, считаются узурпаторами. И так до самого Судного дня.
Злоба по отношению к Абу Бакру и ‘Умару
Шииты проклинают Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и вообще всех исламских правителей, кроме ‘Али. Они возвели ложь на имама Абу аль-Хасана ‘Али ибн Мухаммада ибн ‘Али ибн Мусу, утверждая, что он одобрил инициативу шиитов, когда те назвали Абу Бакра и ‘Умара джибтом и тагутом. В самом большом и полном из шиитских трудов о степенях надёжности передатчиков «Танкых аль-макаль фи ахваль ар-риджаль» шейха джа‘фаритов и их уважаемого учёного Аятуллы аль-Мамакани (1/207, аль-Муртадавийа, Неджеф, 1352 г. х.) приводится сообщение от шиитского учёного шейха Мухаммада ибн Идриса аль-Хилли в конце книги «Ас-сараир» из книги «Масаиль ар-риджаль ва мукатабатухум иля мауляна Аби аль-Хасан ‘Али ибн Мухаммада ибн ‘Али ибн Муса», среди вопросов Мухаммада ибн ‘Али ибн ‘Исы: «Я написал ему, спрашивая о насыбе (то есть о том, кто считается врагом Ахлю-ль-бейт), должен ли я испытывать его сверх того, что он предпочитает ‘Али, джибта и тагута (то есть двух шейхов, сподвижников Посланника Аллаха r и его советников Абу Бакра и ‘Умара) и убеждён в том, что они и должны были стать правителями. В присланном ответе говорилось: “Кто придерживается этого, тот насыб”».
То есть для того чтобы считать любого человека врагом Ахлю-ль-бейт достаточно того, что он предпочитает ‘Али - Абу Бакра ас-Сыддика и ‘Умара аль-Фарука и верит в то, что именно они и должны были стать правителями. Определения «джибт» и «тагут» шииты используют и в своём ду‘а, которое они называют «ду‘а двух идолов Курайша». Под двумя идолами Курайша, равно как и под джибтом и тагутом они подразумевают Абу Бакра и ‘Умара. Это ду‘а есть в их книге «Мифтах аль-джинан» (Ключ к Раю) (с. 114). Эта книга пользуется у шиитов не меньшей популярностью, чем «Даляиль аль-хайрат» (Указания на благо) в исламском мире.
Начинается это ду‘а словами: «О Аллах, благослови Мухаммада и семью Мухаммада, и прокляни двух идолов Курайша и их джибтов и тагутов, а также их дочерей…». Под дочерьми подразумеваются соответственно мать верующих ‘Аиша и мать верующих Хафса (да будет доволен Аллах ими всеми).
Возвеличивание убийцы ‘Умара
Ненависть шиитов к человеку, погасившему огонь магов-огнепоклонников в Иране и ставшего причиной принятия ислама его современниками из числа жителей Ирана, нашему господину ‘Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах) достигла таких масштабов, что они назвали его убийцу огнепоклонника Абу Люлюа «Баба Шуджауддин»[9]. ‘Али ибн Музахир, один из шиитских передатчиков, передаёт от Ахмада ибн Исхака аль-Кумми аль-Ахваса, шейха шиитов и одного из их выдающихся представителей, утверждение о том, что день убийства ‘Умара ибн аль-Хаттаба — это день великого праздника, день гордости, день славы и восхваления, день великого закята, день благодати и день веселья.
Правление
Все правители, включая Абу Бакра, ‘Умара, Саляхуддина аль-Аййуби, и все те, кто открывал для ислама земные царства и приводил их в религию Аллаха, и все, кто правил от имени ислама вплоть до настоящего времени — все они, согласно убеждениям шиитов, с которыми они встретят Аллаха, — несправедливые правители и обитатели Огня, потому что они — незаконные узурпаторы власти и не заслуживают лояльности и преданности со стороны шиитов, покорности и помощи в благих делах больше той меры, в которой требует этого от них такыйя и необходимость лицемерить перед ними, дабы получать от них материальную помощь. К основным убеждениям шиитов относится убеждение, согласно которому имам аль-Махди (двенадцатый имам у шиитов, который, по мнение шиитов, в настоящее время жив и они ждут его пришествия, — а точнее его восстания, к которому они готовятся присоединиться — которого они ожидают, и после имени или прозвища которого пишут две буквы — «айн» и «джим», что означает «да ускорит Аллах его освобождение (или пришествие)») — когда этот аль-Махди восстанет наконец от своего затянувшегося сна, который продолжается вот уже более тысячи ста лет, Аллах оживит для него и его предков всех правителей мусульман, включая современных правителей (ну, и, конечно же, «джибта и тагута», то есть Абу Бакра и ‘Умара), дабы он свершил суд над ними за то, что они узурпировали его власть, отняв её у него и его предков, одиннадцати имамов, потому что после кончины Посланника Аллаха r, Аллах отдал власть им, и она может принадлежать только им — до самого Судного дня, и никто, кроме них, не имеет права на неё. После того, как «узурпаторы» будут осуждены и с ними будут сведены счёты, их казнят — по пятьсот человек за раз, пока не будут казнены три тысячи правителей из разных эпох ислама. Это будет происходить ещё в этом мире, до окончательного воскрешения в Судный день. А после смерти тех, кто умрёт, и казни тех, кто будет казнён, будет большое воскрешение для сбора и распределение, кому в Рай, а кому в Ад. И Ахлю-ль-бейт, и те, у кого в отношении них такие убеждения, отправятся в Рай, тогда как Ад предназначен для всех нешиитов. Шииты называют это оживление и расправу - возвращением (радж‘а). Это одно из основных убеждений шиитов, которые не ставит под сомнение ни один из них. Мне случалось видеть добросердечных людей, утверждающих, что в последнее время шииты отошли от подобных убеждений и отказались от них. Однако это большая ошибка, противоречащая действительности.
От шиизма к коммунизму
Шииты со времён государства Сефевидов[10] и до настоящего времени придерживаются этих убеждений даже твёрже, чем раньше. Сегодня они либо верят во всё это, либо получают современное образование, которое отрывает их от этих мифов и суеверий и толкает к коммунизму. Иракские коммунисты и иранская Народная партия[11] — это выходцы из шиитских семей, переставших верить в шиитские сказки, ложность которых стала для них очевидной, и они сделались коммунистами после того как были шиитами. И у них нет средней партии. Лишь иногда они создают подобную видимость, соблюдая предписание о такыйе, когда необходимо достичь определённых мазхабных, дипломатических, партийных или личных целей, однако демонстрируемые ими при этом убеждения не соответствуют их истинным убеждениям.
А для того чтобы ознакомить вас с шиитским догматом о возвращении (радж‘а) из их же книг, приведу здесь высказывание шиитского шейха Абу ‘Абдуллаха Мухаммада ибн Мухаммада ибн ан-Нумана, известного как шейх аль-Муфид, из его книги «Аль-иршад фи тарих худжадж Аллах аля аль-‘ибад» (Наставление в истории доводов Аллаха против рабов) (с. 398-402). Существует очень старый экземпляр этой книги, отпечатанный на камне в Иране без упоминания даты. Однако позже был напечатан список, составленный Мухаммадом ибн Мухаммадом Хасаном аль-Кальбабакати. От аль-Фадля ибн Шазана от Мухаммада ибн ‘Али аль-Куфи от Вахба ибн Хафса от Абу Басфра передаётся следующее.
Их мышление не изменилось
Выдающиеся учёные и предводители шиитов во все времена занимали и продолжают занимать такую позицию в отношении двух сподвижников и советников Посланника Аллаха r — Абу Бакра и ‘Умара, а также к другим выдающимся личностям ислама — халифам, правителям, предводителям, муджахидам и защитникам. Мы слышали, как их проповедник, основатель центра по сближению шиитов и суннитов, взявший на себя расходы на этот центр, убеждал тех, у кого не было времени для подробного изучения этих вопросов, что эти догматы существовали в прежние времена, но сегодня всё изменилось. Это утверждение — ложь и обман. Книги, которые используются в качестве учебников во всех научно-образовательных учреждениях шиитов, содержат все эти догматы и прямо называют их необходимостью шиитского мазхаба и его важнейшими элементами. И книги, которые распространяют сегодня учёные Неджефа, Ирана и Джабаль-Амиля, ещё хуже тех, старых книг, и ещё более безжалостно разбивают всякую надежду на достижение взаимопонимания и сближение суннитов и шиитов.
Приведём один пример. Есть один человек, кричащий день и ночь о том, что он — проповедник объединения и сближения. Это шейх Мухаммад ибн Мухаммад Махди аль-Халисы, у которого много друзей в Египте и других странах из числа тех, кто призывает к сближению и трудится ради него в среде суннитов. Этот проповедник взаимопонимания и сближения отказался даже признавать Абу Бакра и ‘Умара уверовавшими. В своей книге «Ахйа аш-шариа фи мазхаб аш-ши‘а» (1/63-64): «Если они скажут, что Абу Бакр и ‘Умар были участниками клятвы довольства, о которых в Коране сказано, что Аллах доволен ими: “Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом”, то мы скажем им: вот если бы Аллах сказал: “Аллах остался доволен теми, кто присягал или присягнул тебе под деревом”, тогда этот аят был бы доказательством того, что Аллах доволен каждым участником этой присяги. Однако Он сказал: “Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом”, и в аяте нет доказательств, что Он остался доволен кем-то ещё, кроме верующих из их числа».
Имамы знают сокровенное
Шииты приписывают своим имамам знание сокровенного и сверхчеловеческие свойства и способности, хотя сами они ничего подобного о себе не говорили, и в то же время отрицают, что Аллах открыл Пророку r что-то из сокровенного, например, то, что Он сообщил ему о сотворении небес и земли, описания Рая и Ада. Об этом упоминается в журнале «Рисалят аль-ислям», который издаёт Центр по суннитско-шиитскому сближению в Каире. В № 4 за 4 год на с. 368 опубликована статья, написанная главой Высшего шариатского шиитского суда в Ливане, которого шииты считают одним из своих выдающихся современных учёных. Статья называется «Из иджтихадов шиитов-имамитов». В статье цитируется книга шиитского муджтахида шейха Мухаммада Хасана аль-Аштияни «Бахр аль-фаваид» (Море польз) (1/267). Там сказано, что мы обязаны верить Посланнику и поступать в соответствии с тем, что он донёс до нас, когда речь идёт о внушённых ему нормах Шариата, например, касающихся того, что нарушается ритуальную чистоту, и нормах, связанных с менструацией и послеродовым кровотечением. Если же говорить о том, что он сообщил нам из относящегося к области сокровенного, например, о сотворении небес и земли, о райских гуриях, дворцах и так далее, то мы не обязаны верить в это даже в тех случаях, когда достоверно известно, что это слова Посланника, не говоря уже о том случае, когда мы не знаем этого наверняка.
Господи, до чего же удивительно! Они возводят ложь на имамов, приписывая им знание сокровенного, и верят в это, хотя нет неопровержимых доказательств этому, и при этом разрешают себе не верить в сообщения о сокровенном, переданные от Посланника r достоверным путём, хотя это достоверное знание, неопровержимо подтверждаемое кораническими аятами и достоверными хадисами, — например, сообщения о сотворении небес и земли и описания Рая и Ада. И это несмотря на то, что Посланник Аллаха r во всём, что передаётся от него достоверным путём, «говорит не по пристрастию — это лишь Откровение, которое внушается». Сравнивающий то, что шииты приписывают своим имамам, и сообщения о сокровенном, переданные от Посланника r достоверным путём, обнаруживает, что даже если собрать все переданные Посланником аяты и достоверные, передаваемые многими передатчиками хадисы, они не составят и малой части того, что шииты приписывают своим двенадцати имамам из знания сокровенного после прекращения ниспослания на землю Откровения. Все передатчики сообщений о сокровенном знании двенадцати имамов известны суннитским учёным — специалистам по степеням надёжности передатчиков как лжецы, однако их последователи-шииты не обращают на это внимания и верят в передаваемые ими сообщения о том, что было известно имамам из сокровенного. И в это время журнал «Рисалят аль-ислям», издаваемый Центром по суннитско-шиитскому сближению, судья их шариатского суда в Ливане и их муджтахид Мухаммад Хасан аль-Аштияни с аплодисментами и нескрываемой радостью встречают утверждение о том, что никто не обязан верить в достоверные сообщения о сокровенном, переданные от Посланника r. Они желают ограничить пророческую миссию только нормами, касающимися нарушения ритуальной чистоты, менструации и послеродового кровотечения, а также другими похожими вопросами фикхами.
Раскол нусайритов
Положение спас один из их шайтанов по имени Мухаммад ибн Нусайр из союзников бану Намир, предложив идею сына аль-Хасана, бесследно исчезнувшего в подвале дома своего отца[28]. Эта идея позволяла ему и его товарищам обмануть простых шиитов и особенно богачей из их числа, чтобы получать от них закят от имени якобы существующего имама и иметь возможность и дальше называть себя имамитами, то есть сподвижниками имамов. Он сам хотел служить вратами этого мифического подвала между якобы существующим имамом и шиитами и заниматься сбором закята, однако остальные шайтаны — участники заговора с этим не согласились и избрали в качестве «врат», то есть посредника, владельца масляной лавки, стоявшей у дома аль-Хасана аль-‘Аскари. В этой лавке покупали необходимое члены семьи аль-Хасана и его отца.
История врат и подвала
Когда начались эти разногласия, главный обманщик отделился от остальных и создал собственный мазхаб, известный ныне как мазхаб нусайритов. А его товарищи тем временем думали, как бы явить миру своего выдуманного двенадцатого имама, да ещё так, чтобы он женился и у него были дети и внуки, чтобы цепочка имамов восстановилась, а они оставались бы имамитами. Однако они поняли, что все попытки явить его миру провалятся, поскольку ‘Алиды (потомки ‘Али) и их двоюродная родня — халифы-‘Аббасиды и другие представители власти из их числа обвинят их во лжи. Тогда они стали утверждать, что имам — в подвале, и что имело место малое отсутствие (гайба сугра), а за ним — великое (гайба кубра), и так далее в том же духе — в общем, получился миф, ни в чём не уступающий греческим. И они хотят, чтобы все мусульмане, которых Всевышний Аллах наделил разумом, поверили в эту ложь, дабы сблизиться с шиитами. Увы, не бывать этому! Для этого нужно, чтобы весь исламский мир превратился в одну большую психиатриче