Проповедь, произнесенная в (день) Арафата.

60- Он, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с проповедью, в которой сказал: “Воистину, ваша кровь и ваше имущество неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля! [И {Ибн Маджа, Ибн аль-Джаруд}] [, воистину, {Абу Дауд, ад-Дарими, Ибн Маджа, аль-Байхаки}] все, что творилось во времена джахилии (доисламского невежества), под [этими {Ибн Маджа, Ибн аль-Джаруд}] моими ногами отныне запрещено! Запрещена (месть за) кровь, пролитая во времена джахилии, и, прежде всего, я запрещаю мстить за кровь (нашего родственника), сына Раби’а ибн аль-Хариса [ибн Абд аль-Мутталиба {Абу Дауд, аль-Байхаки}]! Его отдали на воспитание кормилице из рода бану Са’д, и племя Хузейл убило его! Запрещено ростовщичество времен джахилии, и, прежде всего, я запрещаю лихву, взимаемую нашим родом – ‘Аббасом ибн ‘Абд аль-Мутталибом. Отныне ростовщичество запрещено полностью!1 Бойтесь Аллаха в обращении с вашими женщинами, ведь вы взяли их благодаря доверию Аллаха [в другой версии хадиса сообщается: …ведь вы взяли их как то, что доверено вам на хранение (аманат) Аллахом {Абу Дауд, аш-Шафии, Ибн Маджа, аль-Байхаки}]2, сделали дозволенными для себя и стали обладать ими по Слову Аллаха3! И [, воистину {Абу Дауд, ад-Дарими, Ибн Маджа, аль-Байхаки},] вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится4, а если они сделают это, то бейте их, но не жестоко!5. А они вправе требовать от вас, чтобы вы кормили и одевали их надлежащим образом! [Поистине {Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки},] я оставил вам то, благодаря чему вы никогда не впадете в заблуждение, если будете крепко придерживаться ее: это – Книга Аллаха!6 Вас спросят обо мне [в другой формулировке передается: «вы будете спрошены обо мне» {Абу Дауд, ад-Дарими, Ибн Маджа, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхаки}], и что же вы тогда скажете?” Люди ответили: “Мы засвидетельствуем, что ты донес [послания своего Господа {Ибн аль-Джаруд}], выполнил (свою пророческую миссию), дал верные наставления [своей общине и совершил то, что на тебя было возложено (Аллахом) {Ибн аль-Джаруд}]”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял указательный палец к небу, а затем указал им на людей и сказал: “О Аллах, засвидетельствуй (это)! О Аллах, засвидетельствуй (это)! О Аллах, засвидетельствуй (это)!”

1 [Смысл этого высказывания состоит в том, что строго запрещено начислять на первоначальный капитал какой-либо излишек (в виде процентов и т.п.). Всевышний сказал:

«А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал» (сура «Корова», аят 279). Под словом «запрещено» подразумевается отвержение (ар-радд) ростовщичества и его отмена (аль-ибталь)].

2 [В этих словах содержится побуждение к тому, чтобы соблюдать права женщин, завещать им (свое имущество) и по-доброму к ним относиться. О завещании (имущества) женщинам, о соблюдении их прав, а также о запрете ущемлять их права свидетельствуют многочисленные достоверные хадисы. Желающим подробнее узнать об этом вопросе следует обратиться к труду “Ат-Таргиб ва ат-Тархиб” (3:71-74) имама аль-Мунзири, а также к сборнику хадисов “Рияд ас-Салихин” («Сады Праведных») имама ан-Навави].

3 [В «Шарх Сахих Муслим» (в «Комментарии к «Сахиху» Муслима») приводится четыре толкования смысла этого высказывания. Наиболее правильным из них является тот, в котором говорится, что здесь подразумеваются следующие Слова Всевышнего:

«Женитесь на женщинах, которые нравятся вам» (сура «Женщины», аят 3)].

4 [Наиболее предпочтительным является следующее толкование смысла этих слов: не разрешается никому, кто вам не нравится, входить в ваши дома и находиться в них, будь то посторонний мужчина, женщина или человек, состоящий в кровном родстве с вашей супругой. Данный запрет охватывает все вышеперечисленные категории лиц, о чем сказал имам ан-Навави. Завершение рассуждений на данную тему см. в «Шарх Сахих Муслим»].

5 [Смысл этого высказывания заключается в следующем: если они сделают это, то бейте их, но не сильно, и не причиняйте им боль.

Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. редактора) говорю: подобная форма воспитания, как крайняя, вынужденная мера, указывает на попечительство мужчин над женщинами, о чем сказал Всевышний Аллах: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Великий» (сура «Женщины», аят 34)].

6 [Я (т.е. шейх аль-Альбани – прим. редактора) говорю: истину сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку люди из последних поколений мусульман, за исключением лишь немногих из них, перестав придерживаться Книги Всевышнего Аллаха и следовать Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, впали в заблуждение и сбились с верного пути. Это произошло тогда, когда мнения людей и их мазхабы стали основой, к которой они стали обращаться при возникновении своих разногласий. То, что совпадало из Книги Аллаха и из Сунны с их мнениями и мазхабами, они принимали, а то, что не совпадало, они отвергали. Дело дошло до того, что некоторые из них стали говорить следующее: “Всякий аят или всякий хадис, который противоречит нашему мазхабу, скорее всего, был отменен”. Да помилует Аллаха имама Малика, который сказал: “Конец этой общины (уммы) сможет исправить только то, что исправило ее начало”. Поэтому мусульмане должны придерживаться Книги своего Господа и руководствоваться ею во всех своих делах, не следуя мнению никого из людей, будь то на востоке или на западе”].

Наши рекомендации