Положения, касающиеся игры женщин на бубнах для объявления женитьбы.

Считается похвальной игра женщин на бубнах для того, чтобы возвестить о бракосочетании. Но это должно происходить исключительно среди женщин и не должно сопровождаться музыкой, музыкальными инструментами и звуками. Женщинам также разре­шается читать стихи по этому случаю, но так, чтобы не слышали мужчины. Посланник Аллаха сказал: «Отделяют разрешенное от запрещенного во время бракосоче­тания бубен и голос».[115] Аш-Шаукани в «Найль аль-Аутар» (6/200) сказал: «Это указывает на то, что во время бракосочетания разрешается бить в бубны и повышать голос со словами вроде: «Мы пришли к вам, мы пришли к вам» и т.д. Но нельзя петь песни, порождающие зло и содержашие в себе описания прелестей, грехов и питья вина, потому что это запрещено при бракосочетании, как и в любое другое время. Тоже самое относится и к другим запрещенным развлечениям».

Мусульманка! Не излишествуй при покупке драго­ценностей и одежды в связи с женитьбой, потому что Аллах запретил расточительство и сообщил о том, что Он не любит тех, кто излишествует. Всевышний сказал:

«… но не будьте неумеренны. Поистине, Он не любит неумеренных!»[116]

Поэтому будь умеренной и оставь свою гордыню.

Подчинение женщины своему мужу и за­прещение неповиновения ему

Мусульманка! Ты обязана подчиняться своему мужу в разрешенных делах. Абу Хурейра сообщает о том, что Посланник Аллаха сказал: «Если женщина будет выполнять свои пять молитв, сохранять целомудрие и слушаться своего мужа, то она войдет в рай через любые ворота, какие она пожелает».[117] Абу Хурейра также сообщает о том, что Пос­ланник Аллаха сказал: «Не разрешается женщине поститься в присутствии мужа, не иначе как с его разре­шения, и пускать в дом кого-либо без его разре­шения».[118] Абу Хурейра сообщает о том, что Посланник Аллаха сказал: «Если муж­чина позовет свою жену к себе на ложе, но она не придет к нему, и он заснет в гневе на нее, то ее будут проклинать ангелы до самого утра».[119] В дру­гом хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, Посланник Аллаха сказал: «Клянусь тем, в руке у которого моя душа! Если мужчина позовет свою жену к себе на ложе, но она откажет ему, то тот, кто на небе, будет гневаться на нее до тех пор, пока муж не будет доволен ею».

К обязанностям жены по отношению к своему мужу относится также смотреть за домом и не вы­ходить из дома без его согласия. Пророк сказал: «Женщина – попечительница в доме мужа и она ответственна за своих подопечных».[120] К ее обязанностям по отношению к мужу относится также и работа по дому, чтобы ему не пришлось нанимать служанку, которая бы стесняла его и подвергала опасности его семью и его детей. Шейх-уль-ислам Ибн Теймийа, да простит его Аллах, сказал в «Маджму’ аль-Фатава» (32/260-261): «Всевышний сказал:

«И порядочные женщины – благоговейны, со­храняют тайное в том, что хранит Аллах».[121]

Отсюда следует обязательность подчинения жен­щины своему мужу в том, что касается ухода за ним, путешествия вместе с ним, непротивления его воле и тому подобного, как на это указывает Сунна Посланника Аллаха ». Ибн аль-Кайим в «аль-Хадй» (5/188-189) сказал: «Те, кто считают обязательным уход жены за мужем, основываются на том, что это и есть то «принятое» у тех, к кому Аллах обращаеться с речью. Что же касается бездеятельности женщины и ухода мужем за ней, уборки им мусора, при­готовления пищи, стирки, уборки и ухода по дому, то все это является непринятым. Всевышний Аллах говорит:

«И для них – то же самое, что и на них согласно принятому».[122]

Он также сказал:

«Мужья стоят над женами…».[123]

Если же женщина не ухаживает за мужем, а он ухаживает за ней, то это обозначает, что она стоит над ним…». Всевышний Аллах обязал мужчину со­держать жену и обеспечивать ее одеждой и жильем взамен наслаждения ею, ее ухода за ним и всего что обычно делают жены. Кроме того, отно­шения строя­тся на общепринятых нормах и к таким нормам относятся уход женщины за мужем и занятие ею домашними делами... Неправильно делать различие между знатной и незнатной, бедной и богатой. Вот, например, почтеннейшая женщина в мире (т.е. Фатима, да будет доволен ею Аллах) ухаживала за своим мужем и пришла к Пророку жалуясь ему в связи с этим, но он не принял ее жалобу».

Если женщина видит, что муж не желает ее, но она хочет остаться с ним, то как исправить поло­жение?

Всевышний Аллах говорит:

«И если женщина боится от своего мужа суро­во­сти или уклонения, то нет греха на них, чтобы они устроили между собой согласие. Ведь согласие – лучшее».[124]

Ибн Касир сказал: «Если женщина боится, что муж не будет ее любить или будет уклоняться от нее, то она может отменить какую-либо обязанность мужа по отношению к ней, такую как содержание, одежда, ночлег и т.д. И он может принять это от нее. Так, у нее нет никакого стеснения в предло­жении ему этого, а у него – в принятии сего. Поэтому Всевышний сказал:

«… то нет греха на них, чтобы они устроили между собой согласие. Ведь согласие – лучше»[125],

– т.е. лучше, чем развод».

Затем он привел рассказ о Сауде бинт Зам’а, да будет доволен ею Аллах. Когда Сауда состарилась, Посланник Аллаха решил развестись с ней. Тогда она договорилась с ним о том, чтобы он ос­тавил ее у себя, а она взамен дала свой день Аише. Пророк принял это условие и оставил ее в числе своих жен».[126]

Если женщина не любит своего мужа и не хочет оставаться с ним, то что ей делать?

Всевышний Аллах говорит:

«А если вы боитесь, что они не выполнят ограничений Аллаха, то не будет греха над ними в том, чем она себя выкупит».[127]

Ибн Касир, да простит его Аллах, в своем толко­вании (1/483) сказал: «Если между супругами не­согласие, если жена не выполняет своих обя­зан­ностей по отношению к мужу, не любит его и не может вести с ним совместную жизнь, то она имеет право выкупить себя у него тем калымом, который он ей дал. У нее нет никакого стеснения в пред­ложении ему этого, а у него – в принятии сего». Это называется «хал’».

Что ожидает женщину, если она потребует развода без причины?

Саубан рассказал о том, что Пророк сказал: «Если женщина попросит своего мужа развестись с ней без причины, то запретен будет для нее запах рая».[128] Это потому, что из разрешенных дел самое нелюбимое для Аллаха – это развод. К нему нужно прибегать только в крайних случаях. Развод нежелателен, если в нем нет необходимости, так как содержит в себе очевидный вред. Причина, по которой женщина может требовать развод – это невыполнение мужем своих обязанностей по отношению к ней, в результате чего она будет терпеть вред, оставаясь с ним. Всевышний Аллах сказал:

«… либо удержать, согласно обычаю, либо отпус­тить с благодеяниями».[129]

Всевышний также сказал:

«Тем, которые поклянутся о своих женах, – вы­жидание четырех месяцев. И если они возвратятся, то поистине, Аллах прощающ, милосерд! А если они решатся на развод, то, поистине, Аллах – слыша­щий, знающий!»[130]

Что должна делать женщина по окончании брач­ного договора?

Расставание между супругами может быть двух видов: во-первых, это – расставание при жизни; во-вторых, расставание посмертно. В обоих случаях женщина должна соблюдать «идда», т.е. выжидать определенный шариатом срок. Мудрость здесь в том, что женщина становится запрещенной по окончании брака, а также в очищении ее чрева от беремен­ности, чтобы с ней не вступил в интимные отно­шения другой человек, в результате чего может произойти сходство и потеря родословной. Кроме того в этом – уважение к предыдущему браку, уважение к мужу, с которым она рассталась и про­явление печали из-за расставания с ним. Идда бывает четырех видов:

Первый вид: идда беременной женщины. Она прекращается после родов независимо от того, является ли женщина окончательно разведенной или нет, расставшейся с мужем при его жизни или после его смерти. Всевышний Аллах сказал:

«… а у которых после – их срок, чтобы они сложили ношу».[131]

Второй вид: идда разведенной женщины, у которой бывают менструации. Она заканчивается по истечении трех менструальных циклов, как сказал Всевышний:

«А разведенные выжидают сами с собой три периода…»[132] То есть три менструальных цикла

Третий вид: идда тех женщин, у которых не бывает менструаций. Либо это девушки, у которых еще не происходят менструации, либо же это пожилые женщины, отчаявшиеся в них. Всевышний Аллах объясняет идду этих женщин следующими словами:

«А те из ваших жен, которые уже отчаялись в месячных – если вы сомневаетесь, то их срок – три месяца, как и для тех, у которых еще не было месячных…»[133]

Четвертый вид: идда женщины, у которой умер муж, Всевышний объяснил так:

«А те из вас, которые упокоятся и оставят жен – они выжидают сами с собой четыре месяца и десять дней».[134]

Это относится ко всем женщинам, вошел к ним муж или нет, молодая она или старая. Исключение составляет только беременная женщина, так как Всевышний сказал:

«… а у которых ноша – их срок, чтобы они сложили свою ношу».[135]-[136]

Наши рекомендации