Вдобавок к этому подтверждено отрицание достоинства этой ночи некоторыми из первых мусульман.
Сказал АбдуРрахман ибн Зейд ибн Аслям, один из жителей Медины и современник тех, кто видел сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Я не видел ни одного из наших шейхов и ученых, которые обращали бы внимание на среднюю ночь Ша`абана, и никто из них не упоминал Хадиса Макхуля, и не предпочитал эту ночь другим ночам».(Приводит ибн Ваддах с достоверным иснадом в книге “Ма джаа фи аль-Бида“ (№ 119).)
(Однажды) Ибну Абу Мулейке, одному из великих последователей сподвижников и ученых факихов Медины, передали, что Зияд ан-Нумейри заявляет о том, что ночь середины Ша`абана сравнится по достоинству с ночью Предопределения. На что он сказал: «Если бы я услышал от него это, то обязательно ударил бы его любой палкой попавшей мне под руку». (Приводят Абдурразак ‘Абд ар-Раззак в книге “аль-Мусаннаф“ (№ 7928) и ибн Ваддах в книге “Ма джаа фи аль-Бида“ (№ 120) с достоверным иснадом.).
Когда АбдуЛлаха ибн аль-Мубарака спросили о схождении Аллаха (на ближайшее небо) в среднюю ночь Ша`абана он, обратившись к спрашивающему, сказал: «О никчемный! (Ты спрашиваешь) о средней ночи? (Поистине Аллах) нисходит каждую ночь».(Приводит Абу (Усман ас-Сабуни в книге “И`тикад ахл ас-Сунна“ (№ 92).).
Ибн Раджаб сказал: «(Некоторые) последователи сподвижников из жителей Шама почитали ночь середины Ша`абана и старались в ее течении больше поклоняться, в их число входили Халид ибн Ма`дан, Макхуль, Лукман ибн `Амир и др. От них люди стали перенимать ее предпочтение. Говорят, что до них дошли на эту тему иудейские предания. После того, как это распространилось от них по всем селениям, люди разошлись во мнениях относительно нее. Некоторые согласились с ними и приняли почтение к ней, таковыми была группа из аскетов города Басры и другие. Большинство же ученых из жителей Хиджаза (район между Меккой и Мединой) отвергли это, среди них были Ата и ибн Мулейка. Это же мнение передает АбдуРрахман ибн Зейд ибн Аслям от ученых факихов Медины, и это мнение имама Малика и других. Они говорили: “Все это ересь (бид`а)“». Источник: “Латаиф аль-маариф № 263.
… и не известно мнение имама Ахмада относительно ночи середины ша`бана, … после чего сказал (ибн Раджаб): «Выстаивание намаза ночи середины ша`бана не приходит не чего достоверного относительно ее от Пророка (саля Ллаху алейхи ва салам) и не от его сахабов…». Закончилась желаемое из слов ибн Раджиба.
Подтверждением слов ибн Раджаба о том, что почитание этой ночи возвращается к иудейским приданиям является то, что Макхуль аш-Шами, к которому возвращаются все цепочки передатчиков Хадиса о достоинстве средней ночи Ша`абана, передавал от Кааба аль-Ахбара, о чем упоминается в некоторых версиях Хадиса. Этот человек был из обладателей Писания и принял Ислам после смерти Пророка (саля Ллаху алейхи ва салам) и пересказывал людям книги “Бану Исраиль (Об этом упоминается в книгах “ад-Даракутни ан-Нузуль“ (162-164, 168, № 88) или и “Латаиф аль-Маариф“ № 264).
Наряду с почитанием этой ночи жителями Шама, все же были и противники этого, такие как ученый (факих) из Шама имам аль-Аузаи. Об этом сообщил ас-Субки, слова которого передали аз-Зубейди в книге “Тахридж ихйя улюм ат-Дин (1/521) и ибн Раджаб в “Латаиф аль-Ма`ариф (№ 263).
Сказал Мухаммад Абд ас-Салям аш-Шукайри: «Имам аль-Фатнив «Тазкират аль-Мавдуат» сказал: «Среди нововведений середины Шаабана (лейлят ан-Нусф) — коллективная молитва аль-Альфийя, состоящая из 100 ракаатов, в каждом из которых 10 раз читают суру «Ихлас»; этой молитве уделяется больше внимания, чем пятничным и праздничным молитвам, хотя о ней сказано лишь в слабых и выдуманных хадисах. Нас не должно обмануть то, что эти хадисы были упомянуты авторами «аль-Кут», «аль-Ихъя» и другими. Мы также не должны быть обмануты тем, что написано в Тафсире ас-Саляби о ночи середины Шаабана. На в самом деле в этом аяте говорится о Ночи Предопределения»
Сказал аль-Ираки: «Хадис о молитве середины Шаабана — ложный. Ибн аль-Джаузи передал его в «аль-Мавдуат» (сборник выдуманных хадисов):
«Глава о хадисе о молитве и дуа в середине месяца Шаабан:
Передал Ибн Маджа от Али: «Когда наступит ночь середины месяца Шаабан, проведите ее в молитве, а днем поститесь». Сказал Мухашийя: «Он также передан в «аз-Завайид». Его иснад слабый из-за слабости передатчика Ибн Аби Басры. Сказали о нем Ахмад и Ибн Ма’ин: «Он сочинял хадисы».
Молитва в 6 ракаатов в середине месяца Шаабан с намерением, что она убережет от бед, продлит жизнь и сделает независимым от людей, чтение суры «Йа Син» и вознесение дуа между ракаатами — все это, несомненно, является нововведением и противоречит Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Сказано в комментариях к «аль-Ихъя»: «Эта молитва часто упоминается в книгах поздних суфиев, но я не видел достоверных хадис, подтверждающих ее. Скорее всего, ее практиковали некоторые шейхи. Наши Сподвижники говорили: «Макрух собираться в эту ночь в мечети или где-либо еще». Сказал ан-Наджм аль-Гайти касательно коллективной молитвы середины Шаабана: «Многие ученые Хиджаза отрицали это, среди них ‘Ата и Ибн Аби Мулейх, ученые Медины и маликииты. Они говорили: «Это нововведения и нет хадисов, подтверждающих, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проводил эту ночь в коллективной молитве или кто-то из его Сподвижников делал это». Сказал ан-Навави: «Особые молитвы в месяцы Раджаб и Шаабан являются порицаемыми нововведениями». Ас-Сунан уаль-Мубтадаад, стр. 144.
Сказал аль-Фатни (да смилуется над ним Аллах) после этих комментариев: «Эта молитва так увлекла простых людей, что они берегут для нее много сил, а в результате мы получаем только вред и совершение греха. Очень плохо, что приближенные к Аллаху и боящиеся Его наказания, впали в такую дикость. Эта молитва была впервые совершена в 448 г. по хиджре в Бейт аль-Макдис (мечеть аль-Акса в Иерусалиме). Сказал Зайд ибн Аслям: «Мы не слышали, чтобы кто-то из наших шейхов или ученых говорил, что ночь середины Шаабана (15 Шаабана) имеет преимущество перед другими ночами. Сказал Ибн Дихъя: «Хадисы о лейлят аль-Бараа (15 Шаабана) являются вымышленными, а иснад одного из них прерывается. Каждый, кто следует выдуманному хадису, является слугой Шайтана». Источник: Аль-Фатни «Тазкират аль-Мавдуат», стр. 45.
Смотрите также «Аль-Мавдуат» Ибн аль-Джаузи, 2/127; «Аль-Манар аль-Муниф фи Сахих уаль даиф» Ибн аль-Кайима, стр. 98; «Аль-Фауаид аль-Маджмуа» аш-Шаукани, стр. 51.
Шейх Абдульазиз ибн Баз сказал: «Относительно достоинства этой ночи (т.е. ночи середины Ша`бана) имеются слабые хадисы, на которые нельзя опираться. Что же касается хадисов, в которых говорится о предпочтительности чтения в эту ночь молитв (намазов), то все эти хадисы являются вымышленными, как об этом сказали многие обладатели знаний». [См.: «ат-Тахзир мин аль-бида`», стр. 11.].
Резюме
1. Все Хадисы о достоинстве этой ночи являются слабыми. Даже если допустить их достоверность, как полагали некоторые ученые, все равно они не указывают на поклонение ей с выполнением определенной молитвы. Ведь тот, кто сообщил о ее достоинстве, а им является Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салям) не обусловил для нее ни какого определенного поклонения. И если бы это было законно, то Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салям) более всех стремился бы выполнить это и разъяснить людям.
2. Эти Хадисы всего лишь направляют на то, что бы мусульманин стремился в эту ночь освободить свое сердце от злобы и ненависти и сторонился многобожия, для того чтобы получить прощение за свои грехи.
Что же касается обособления этой ночи исполнением определенной молитвы, будь то в группе или индивидуально, то на это нет ни одного доказательства. А всякое поклонение должно быть основано на (шариатских) доказательствах. В достоверном изречении Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салям) сообщается: «Если кто-нибудь совершит поступок, на который нет указания в религии, он будет отвергнут».(Приводит Муслим (№ 1718)).
И нет ни одного достоверного сообщения, подтверждающего достоинство средней ночи Ша`абана, а то, что приводится на эту тему, является выдумкой.
Ибн Раджаб сказал: «Сообщения о ночи середины Ша`абана не подтверждаются ни от Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салям), ни от его сподвижников». А поэтому специально установленное поклонение для этой ночи является не чем иным, как новшеством в религии. Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салям) сказал: «Всякая ересь является заблуждением». (Приводит Муслим (№ 867).).
Те ученые, которые утверждали, что совершение человеком молитвы в эту ночь индивидуально или в узком кругу не является порицаемым действием, не подкрепили своё мнение никакими шариатскими доводами, а если бы у них имелись такие доводы, то они непременно привели бы их.
Те же, кто порицает отмечание срединной ночи Ша`бана, руководствуются хадисами о запрете вводить в религию новшества. Например, об этом говорят следующие слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Кто совершит какое-либо дело [в религии], которое не соответствует ей (т.е. Шариату), то его дело будет отвергнуто». [Хадис привёл Муслим в своём сборнике «ас-Сахих» (3/1343,1344), глава «О судействе» (Акдыя), хадис №1718.].
Множество достоверных хадисов пророка (мир ему и благословение Аллаха) и преданий сподвижников говорят о запретности нововведений в религии и остерегают от этого.
Шейх ибн Баз сказал:«Что касается мнения аль-Ауза`и (да одарит его Аллах своей милостью) о желательности индивидуального выстаивания этой ночи в молитвах (т.е. не в мечети) и мнения, на котором остановил свой выбор ибн Раджаб, то у них странное и слабое обоснование. Ведь известно, что если какое-либо дело не утверждено как элемент Шариата посредством шариатских доводов, то мусульманам недозволенно совершать его, вводя тем самым новшества в религию Аллаха. Не имеет значения, делают ли они это по отдельности или массово, скрытно или публично, потому что следующий хадис охватывает собой всё: «Кто совершит какое-либо дело [в религии], которое не соответствует ей (т.е. Шариату), то его дело будет отвергнуто». Об этом говорят и другие доводы, указывающие на запретность и опасность нововведений». Источник: «ат-Тахзир мин аль-бида`», стр. 13.
После того, как шейх привёл аяты, хадисы и высказывания больших учёных относительно преданий, дошедших до нас на тему срединной ночи Ша`бана, он сказал: «Из аятов, хадисов и высказываний учёных, приведённых выше, становится ясно для тех, кто ищет Истину, что проведение ночи, приходящейся на середину Ша`бана, в молитвах и других делах поклонения, соблюдение поста в следующий за этой ночью день является скверным нововведением по мнению подавляющего большинства учёных. У этого дела нет никакой основы в пречистом Шариате. Это новшество стало практиковаться только после сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Для того, кто ищет Истину, будет достаточно слов Аллаха (Велик Он и Славен): «Сегодня Я сделал совершенной для вас вашу Религию» (Коран 5: 3), а также других аятов с подобным смыслом.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто введёт в наше дело (т.е. в Шариат) то, что к нему не относится, то оно (новшество) будет отвергнуто»[Хадис привёл Муслим в своём сборнике «ас-Сахих» (3/1343,1344), глава «О судействе» (Акдыя), хадис №1718.].
Также есть много других хадисов с подобным смыслом.
В достоверном хадисе, который передаётся в сборнике хадисов «ас-Сахих» имама Муслима со слов Абу Хурайры, говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не выделяйте ночь на пятницу среди других ночей для выстаивания [дополнительных ночных молитв], и не выделяйте этот день среди других дней для соблюдения в нём поста, кроме того поста, который кто-либо из вас соблюдает [регулярно*]». [Хадис привели: Ахмад в сборнике «аль-Муснад» (6/444), и Муслим в сборнике «ас-Сахих» (2/801), хадис №1141 и №1148.].
*[Регулярно, например, если человек соблюдает пост Дауда (день постится, день не постится), то тогда каждую вторую неделю его пост будет приходиться на пятницу, а четверг и суббота в эту неделю будет без поста, в таком случае держать пост в пятницу разрешается, именно о такого рода исключении и говорится в хадисе].
И если бы выделение какой-либо определённой ночи среди других ночей с целью поклонения было дозволено, то ночь на пятницу была бы достойнее, чем другие ночи, потому что, как известно из достоверного пророческого хадиса, пятница – это лучший из дней, над которыми восходило солнце [Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Лучший день, над которым восходило солнце, – день пятницы (джума)…».
[Хадис привели: Ахмад в сборнике «аль-Муснад» 2/512; Муслим в сборнике «ас-Сахих» 2/585, хадис №584; Абу Дауд в сборнике «ас-Сунан» 1/ 634, хадис №1046; ат-Тирмизи в сборнике «ас-Сунан» 1/305, ан-Насаи в сборнике «ас-Сунан» 3/ 89, 90, хадис №4].
Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил выделять пятничную ночь для дел поклонения, то тем самым он указал, что другие ночи тем более нельзя каким-то образом выделять и особо отмечать их какими-либо видами поклонения. Исключение может быть только в том случае, если есть достоверный довод, указывающий на допустимость таких действий. Например, все ночи месяца Рамадан и в особенности Ночь Предопределения разрешается и даже поощряется отмечать особым усердием и старанием в делах поклонения и молитвах, потому что это веление исходит непосредственно от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он побудил мусульман прилагать больше усилий в этот месяц и как можно больше поклоняться Аллаху, так поступал и сам пророк (мир ему и благословение Аллаха). В достоверном хадисе говорится:
«Кто соблюдал Рамадан с Верой и надеждой, тому будут прощены его прежние грехи, кто выстаивал [в молитвах] Ночь Предопределения с Верой и надеждой, тому будут прощены его прежние грехи». [Хадис привели: аль-Бухари в своём сборнике хадисов «ас-Сахих», издание сопровождённое комментариями «Фатх аль-Бари» (1/ 91, 92) хадис №35 и №37, и Муслим в своём сборнике хадисов «ас-Сахих» (1/523, 524), хадис №759 и №760].
Если бы «Ночь середины Ша`бана» или «Ночь на первую пятницу месяца Раджаб» [«Ночь на первую пятницу месяца Раджаб» – также одно из нововведений, известное как «Ночь рагаиб»] или «Ночь перенесения и вознесения» [(аль-Исра ва аль-Ми`радж) – празднование в честь ночи перенесения пророка (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Кудс (Иерусалим) и вознесения из Кудса на небо.] было бы дозволено отмечать совершением поклонения, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал бы нам на это, разъяснил бы это своей общине и сам бы поступал так. Если бы что-либо подобное имело место в действительности, то сподвижники (да будет доволен ими Аллах) донесли бы это до нас и не стали ничего скрывать. Сподвижники были самыми лучшими и самыми чистосердечными из людей после пророков (мир им). Однако как мы уже узнали из вышеприведённых высказываний учёных, ни от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни от сподвижников нет никаких достоверных хадисов, указывающих на достоинство «Ночи первой пятницы Раджаба» или «Срединной ночи месяца Ша`бан». Становится ясным, что проведение этих двух ночей является нововведением в Исламе, и, соответственно, отмечание их какими-либо видами поклонения также является порочным нововведением».
Источник: «ат-Тахзир мин аль-бида`», стр. 15-16.
Вопрос: Разрешается ли отмечать и оживлять ночь 15 шаабана (так называемую «ночь бараат»)?
Ответ Шейха ибн База: Не разрешается отмечать 15 ночь шаабана, и нет основы у этого дела. И не разрешается отмечать 27 ночь месяца раджаб, которую они называют «ночь исра и мирадж». Все это — нововведение. Не положено отмечать ни 15 ночь шаабана, ни 27 ночь раджаба, все это из числа нововведений, которые придумали люди. Так же к нововведением относится и празднование дня рождения пророка (мавлид), мир ему и благословение Аллаха. Не разрешается отмечать ни пророческий день рождения, ни 15 ночь шаабана, ни 27 ночь раджаба, которую они называют «ночь исра и мирадж». Все это — нововведения. Не делали этого, ни посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ни его праведные халифы, ни другие его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, ни праведные ученые из первых трех лучших поколений. Это все придумали люди. Мы просим Аллаха о благополучии.
Источник: https://youtu.be/SFFQFrrkbXY
Ан-Навави писал: «Молитва, известная под названием «Салят аль-Рагаиб» и состоящая из 12 ракатов, совершаемая между вечерней и ночной молитвами в ночь на первую пятницу месяца Раджаб, так же как и молитва в 100 ракатов, совершаемая в середине месяца Ша’абан, являются отвратительными, достойными порицания новшествами. Никто не должен быть обманут фактом упоминания их в книгах «Кут аль-Калюб» и «Ихъя улюм ад-Дин» или же хадисами, приводимыми в этих книгах, ибо все они являются ложными. Также никто не должен быть обманут некоторыми учеными, введенными в заблуждение по поводу этих молитв и написавшими очерки, в которых одобряется совершение их, что, однако, является ошибочным». Источник: «Аль-Маджмуа», 3/548.
Ибн Хаджара аль-Хайтами спросили: «Разрешается ли групповое совершение салят аль-Рагаиб?». Ибн Хаджар: «Что касается молитвы аль-Рагаиб, то она, как и молитва, известная под названием «Лейлет ан-нусфи мин Ша’абан» (ночь середины месяца Шаабан), является отвратительным новшеством. Хадисы о них являются вымышленными. Поэтому запрещается совершение этих молитв как в одиночку, так и группой».
Шейхуль-Ислам Ибн Теймия писал: «Что же касается новшества относительно молитв, совершаемых регулярно в определенное время, в группе, с определенным количеством ракатов и чтением определенных сур, подобно молитве аль-Рагаиб, совершаемую в первую пятницу месяца Раджаб, и молитве середины месяца Ша’абан, и молитве в ночь на 27 число Раджаба, и т. д., то согласно имамам они не являются предписанными в Исламе как об этом было сообщено заслуживающими доверия учеными, ибо это приоткрывает дверь для внесения изменений в постановления Шариата. Люди же совершающие их подобны тем, кто вносит в религию Аллаха то, чего не было предписано Им». (2/239)
В «Мавсуа аль-Фикхиййа» (22/262) говорится: «Имам Ханафи и аш-Шафи’и утверждают, что молитва аль-Рагаиб в первую пятницу месяца Раджаб или же молитва в середине месяца Ша’абан, совершаемая определенным образом и состоящая из определенного количества ракаатов, является порицаемым новшеством…».
Учёный Ат-Тартуший, разъяснил начало данному нововведению, сказав: «Сообщил мне Абу Мухаммад аль-Макдиси: «Молитва рагайиб, которая совершается в месяц Раджаб и Шагбан, совершено не существовала в Бейт аль-Макдис (мечеть аль-Акса в Йерусалиме). Впервые её придумали у нас в 448 году (по хиджре, лунному мусульманскому календарю), когда к нам в Бейт аль-Макдис прибыл человек из Набилиса, известный под именем Ибн Абу Хамра, который отличался прекрасным чтением Корана. Именно он впервые совершил в мечети аль-Акса ночной намаз в середине Шагбана…Что касается намаза, совершаемого в месяц Раджаб, то впервые стали совершать её у нас в Бейт аль-Макдис после 480 года (по хиджре, лунному мусульманскому календарю)». Источник: «Аль-хауадис уа аль-бида’», 103.
10. Суждения по поводу обособленного соблюдения поста в день середины Ша`абана.
Мнения ученых по поводу обособленного соблюдения поста в день середины Ша`абана разделились.
Первое мнение:
Выделение этого дня постом является желательным. Об этом говорили некоторые ученые. (См. “Мавахиб аль-Джалиль“, 2/406).
Ибн Раджаб сказал: «Что касается поста в день середины Ша`абана, то он не запрещается, так как входит в число трех дней середины месяца (айям аль-бид), пост в которых является предпочтительным в каждом месяце. И есть отдельное указание на соблюдение поста в день середины Ша`абана». (См. “Латаиф аль-Ма`ариф“, № 261) .
Второе мнение:
Обособление дня середины Ша`абана постом является незаконным. Об этом говорили в кругах ученых. Шейх Ислама ибн Таймийя сказал: «Что касается отдельного поста в день середины Ша`абана, то этому нет основы (в шариате) и поэтому является нежелательным». (См. “Иктидау ас-сират аль-Мустаким“, 1/302).
Сказал аш-Шатиби(да смилуется над ним Аллах): «Таким образом, бида’а — это способ (поклонения), привнесенный в религию и он может быть похож на способ, узаконенный Шариатом. Это способ поклонения Аллаху, Свят Он и Велик, при котором люди впадают в крайности… Он включает в себя соблюдение особых ритуалов, например, коллективный зикр хором, празднование дня рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и т.п. К нововведениям также относятся постоянные виды поклонения в определенное время, которым нет основы в Шариате, например, пост и выстаивание ночной молитвы 15 числа месяца Шаабан». «Игтисам», 1/37-39.
Что же касается доводов тех, кто считает все это законным, то на них есть два ответа:
Во-первых, все Хадисы, приводимые на тему поста в день середины Ша`абана, являются недостоверными.
Во-вторых, предпочтительным постом в этот день может быть пост лишь того, кто постится три дня (айям аль-бид) в середине каждого месяца постоянно. Тот же, кто поститься только в этот день, тот совершает это из-за своего предпочтения середины Ша`абана над прочими днями, и поэтому не считается практикующим пост Аль- Айям Аль-Бид (соблюдение поста в 13-й, 14-й и 15-й день каждого лунного месяца). А Всевышний Аллах знает лучше.
Из хутбы Шейха Усеймина:«Некоторые из людей возвеличивают ночь из середины месяца Ша'бан, и выделяют её (их) для поклонения, для выстаивания молитв… И так же выделяют эти дни для поста. Однако этому нет никакой достоверной основы в Сунне пророка, (саля ЛЛаху алейхи ва салам). И не пришло от пророка (саля ЛЛаху алейхи ва салам) что он выделял эти дни для выстаивания молитв ночью. Однако все эти хадисы выдуманные (мауду'), ложь на пророка (саля ЛЛаху алейхи ва салам) как об этом передали многие мухаддисы. И так же дни в середину этого месяца, не выделял их пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) для поста.Да пророк (саля Ллаху алейхи ва салам) много постился в этот месяц. Но не выделял конкретные дни для этого. И нужен довод из Корана или из Сунны для того, чтобы ограничивать или выделять для поклонения место или определенный день. А на это нет далиля (доказательства) не из Корана не из Сунны..!». Источник: "Сильсиля альбабу альмуфтух, запись 222 (б), 23:20".
Сказал шейх Ибн Бааз (да смилостивится над ним Аллах) в «Хукм аль-Ихтифаль би Лейлят ан-Нусф мин Шаабан» (Хукм празднования 15 Шаабана): «По мнению большинства ученых, празднование ночи 15 Шаабана посредством молитвы или выделения этого дня для поста является порицаемым нововведением и нет этому основы в Шариате».
Вопрос: Каково положение поста в 15 день месяца шаабан, и выстаивания в намазе ночи этого дня (так называемой «ночи бараат») и дуа, которое говорят в эту ночь?
Ответ шейха Ибн База: «Это несостоятельно, нет у этого дела достоверной основы. Не является желательным пост в 15 день месяца шаабан, не является желательным выстаивать в намазе ночь 15 шаабана, потому как нет достоверных хадисов об этом. И мы уже выпустили несколько статей об этом». Слушать запись: https://youtu.be/BlbdFdy-qWg
Если кто то скажет что можно работать по слабым хадисам то сказал великий ученый Ахмад Шакир («аль-Ба’ис аль-Хадис», 1/278): «Нет разницы между постановлениями (хукмами) и праведными делами. Мы не принимаем их из слабых хадисов и ни у кого нет права использовать хадис как доказательство, пока достоверно не известно, что эти слова переданы от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и хадис является достоверным или хорошим».
См. также «Аль-Кауль аль-Муниф фи Хукм аль-Амль биль-Хадис ад-Даиф».
11. Что означают слова Всевышнего: «В ней решаются все мудрые дела»? Ночь Предопределения или ночь середины Ша`абана?
Комментаторы Корана разошлись во мнениях относительно этого аята.
Первое мнение.
В этом аяте имеется в виду ночь Предопределения, которая бывает в Рамадане. Это мнение ибн `Аббаса, аль-Хасана аль-Басри, Муджахида, Абу АбдуРрахмана ас-Сулями, Икримы, Абу аль-Джауза, Абу Надра, Катады и `Умара мауля Гуфра.
Сообщается, что АбдуЛлах ибн `Аббас сказал в комментариях к словам Всевышнего «В ней решаются все мудрые дела» следующее: «В ночь предопределения из Скрижалей хранимых списывается то, чему суждено произойти в (грядущем) году из ниспослания удела, смерти, рождения или дождей, списываются даже имена тех, кто совершит паломничество». (Приводят Мухаммад ибн Наср, ибн аль-Мунзир и ибн Абу Хатим, как об этом сообщается в “ад-Дурр аль-Мансур“ (7/399).).
Сообщается, что Муджахидв пояснении слов Всевышнего «В ней решаются все мудрые дела»сказал: «В ночь Предопределения решаются все дела, которые происходят в течение года, как жизнь и смерть, предопределяется все, что касается жизни и бедствий». (Приводит ибн Джарир в своем тафсире (9/22), Са(ид, (Абд ибн Хамид и ибн аль-Мунзир, как об этом сообщается в “ад-Дурр аль-Мансур“ (7/399).).
Сообщается, что Абу `АбдуРрахман ас-Сулями сказал о словах Всевышнего «В ней решаются все мудрые дела»: «Он устраивает дела года в ночь Предопределения». (Приводят ибн Джарир в своем тафсире (9/22), аль-Байхаки в книге “Шу`аб аль-иман“ (3/321), (Абд ибн Хамид и Мухаммад ибн Наср, как об этом сообщается в “ад-Дурр аль-Мансур“ (7/400).)
Сообщается, что Абу аль-Джауза сказал о словах Всевышнего «В ней решаются все мудрые дела»: «Это ночь предопределения». (Приводит аль-Байхаки в книге “Шу`аб аль-Иман“ (3/322).
Сообщается, что Абу Надра сказал о словах Всевышнего «В ней решаются все мудрые дела»: «В каждую ночь Предопределения, решаются такие дела года, как благо, несчастье, удел, кончина, испытание, благоденствие, средства к существованию и т.п, из того, что происходит в году». (Приводят аль-Байхаки в книге “Шу`аб аль-иман“ (3/322), Абд ибн Хамид и Мухаммад ибн Наср, как об этом сообщается в “ад-Дурр аль-Мансур“, (7/401).))
Сообщается, что Катадасказал о словах Всевышнего «Мы ниспослали его в благословенную ночь»: «Ночь Предопределения, «В ней решаются все мудрые дела», мы говорили, что в ней решаются дела в течение года». (Приводят ибн Джарир в своем тафсире (9/22), аль-Байхаки в книге “Шу(аб аль-Иман“ (3/322), (Абдурразак, (Абд ибн Хамид и Мухаммад ибн Наср, как об этом сообщается в “ад-Дурр аль-Мансур“ (7/400)).
Второе мнение.
В этом аяте имеется в виду ночь середины Ша`абана. Это мнение `Ата и `Икримы.
Сообщается от Мухаммада ибн Суко, что `Икрима сказал о словах Всевышнего «В ней решаются все мудрые дела»: «В ночь середины Ша`абана решаются дела года. Решается жизнь и смерть. Записываются имена тех, кто совершит паломничество, без последующих изменений». (Приводят ибн Джарир в своем тафсире (10/22), ибн аль-Мунзир, ибн Абу Хатим, о чем сообщается в “ад-Дурр аль-Мансур“ (7/401), и ибн ад-Дубейси в разделе “Достоинство ночи середины Шаабана“ (ст.128-129), со слабым иснадом, как пояснил корректор книги (Амр ибн Абдульмун`им ибн Сулейм.).
Сообщается, что `Ата ибн Ясар сказал: «Когда наступает ночь середины Шабана, ангелу смерти вручают свиток и говорят: “Забери души тех имена, которых записаны в этом свитке“. Поистине человек стелет постель, заключает супружеский брак и возводит строение, тогда как имя его внесено в список мертвых». (Приводит ибн Абу ад-Дунйа, о чем сообщается в “ад-Дурр аль-Мансур“, 7/402).
Мнение о том, что ночь, в которую решаются все мудрые дела - это ночь Предопределения имеет явное преимущество над вторым мнением. Этому свидетельствуют следующие доказательства:
1. Местоимение в словах Всевышнего “в ней“ связано с Благословенной ночью, в которую был ниспослан Коран.
Ибн Джарир сказал: «Комментаторы Корана разошлись во мнениях относительно ночи, в которую решаются все мудрые дела, также как и о ночи Благословенной. И это потому, что местоимение “в ней“ связанно с Благословенной ночью». (См. “Джами` аль-Байан“, 8/22).
И правильным является мнением того, кто сказал, что Благословенной ночью, в которую был ниспослан Коран, является ночь Предопределения.
Катадасказал о словах Всевышнего «Мы ниспослали его в благословенную ночь»: “В ночь Предопределения». (См. Джами` аль-байан (7/22)).
Ибн Зейд сказал: «Та ночь - это ночь Предопределения. Аллах ниспослал Коран из Скрижалей хранимых в ночь Предопределения». (См. Джами` аль-байан (7/22)).
Ибн Джарир сказал: «Правильным мнением является мнение того, кто сказал: «Имеется в виду ночь предопределения». (См. Джами`аль-байан (7/22)).
2. Слова Всевышнего «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения» во избежание противоречия должны толковаться аятом «Мы ниспослали его в благословенную ночь», указывая на то, что Благословенная ночь - это и есть ночь Предопределения. (См. Джами аль-байан (7/22)).
Ранее было упомянуто о том, что местоимение в словах Всевышнего “в ней“ связано с Благословенной ночью, потому она и является ночью Предопределения.
3. Всевышний Аллах, характеризуя ночь Предопределения, сказал: «В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям».Здесь же сказал: «В ней решаются все мудрые дела», что отвечает описанию в Его словах: «В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят». Таким же образом слова: «по повелению от Нас» соответствуют словам: «с дозволения их Господа по всем Его повелениям». И если описания сходны, следовательно, обе ночи являются одной и той же». (См. “Ат-тафсир аль-Кабир“, 27/238).
4. Опираясь на правильное толкование слов Всевышнего: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения»,то есть, в ночь соразмерения всех дел года, таких как удел, смерть, жизнь, рождение, болезнь, здоровье, плодородье, засуха и т.п., получается, что именно упомянутое соразмерение заключается в аяте: «В ней решаются все мудрые дела». (См. “ Адвау аль-Байан“, 7/321, и “аль-Хавадис ва аль-Бида`“, стр. 265).
5. Ибн аль-Джаузисказал: «Что касается слов `Икримы о том, что это ночь середины Ша`абана, то эта версия недостоверна, так как противоречит другой версии от `Икримы, в которой он сказал: “Это ночь Предопределения, по мнению комментаторов Корана». (См. “Зад аль-Масир“, 7/112).