Самотёчная доставка руды по рудоспускам

Применяются как вспомогательный способ. В рудоспуски руду доставляют механиче­скими средствами или самотеком.

Рудоспусками служат вертикальные и крутонаклонные выра­ботки, пройденные в руде или боковых породах. Угол наклона — не менее 55-60°, в крайнем случае 45-50° в верхней части рудоспуска, если она никогда не бывает заполнена рудой.

Рудоспуски располагают по возможности в устойчивых поро­дах, чтобы избежать крепления их, так как крепь сильно изнаши­вается. Диаметр рудоспуска составляет обычно от 1,5 м при га­барите кусков 400 мм до 3 м при габарите 800-1000 мм (а по мере износа может увеличиваться до 10-12 м).

Иногда для спуска руды выкрепляют специальные отделения (размером обычно не менее 0,9×1,4 м) в восстающих либо в очи­стном пространстве, заполненном закладкой или поддерживаемом крепью. Нередко спускают руду по стальным трубам диаметром 500-800 мм.

Если в выработках над рудоспуском взрывают заряды ВВ, то рудоспуск должен быть заполнен рудой над люком на высоту не менее 3 м.

Доставка самоходным оборудованием.

Самоходное оборудование на погрузке и доставке руды используют как безрельсовое, так и рельсовое. Безрельсовое принято называтьсамоходным оборудованием. При разработке мощных и средней мощности залежей крепких руд оно во многих случаях оказывается более рациональным по сравнению с другими имеющимися видами оборудования. Самоходные машины выпускают на пневмошинном и реже на гусеничном ходу с дизельным, электрическим или пневматическим приводом.

Главные достоинства доставки самоходным оборудованием:

- высокая произ­водительность;

- мобильность: исключаются вспомогательные ра­боты по переносу, монтажу и демонтажу даже при непостоянстве рабочих мест;

- универсальность: одни и те же машины исполь­зуются на очистных и подготовительных работах; ковшовые по­грузчики могут зачищать дороги, перевозить в ковше материалы и т. п.;

- комплексность механизации: с помощью самоходных машин и приспособлений механизируются бурение, заряжание, крепление штангами, набрызгбетоном, доставка людей и материа­лов, монтаж, ремонт и т. п.

Основные недостатки доставки самоходным оборудованием:

- высокая стоимость оборудования и сравнительно малый срок служ­бы дизельных машин (3-6 лет против 7—9 лет для пневматических машин);

- дороговизна запасных частей;

- длительные ремонты, в связи с чем обычно лишь около 1/3-1/2 машин готовы к эксплуатации;

- расход воздуха на проветривание при дизельном оборудовании возрастает в1,5-2 раза, что не только увеличивает расход энергии, но и требует строительства дополнительных вентиляционных стволов на крупных шахтах;

- увеличенное (12 м2 и более) сечение выработок для движения и работы мощных машин;

- сложность обслуживания и ремонта машин, особенно дизельных, требует высокой квалификации рабочих; менее благоприятные условия для внедрения автоматического и дистанционного управления по сравнению с техникой непрерывного действия.

Тем не менее, при взрывной отбойке достоинства самоходного оборудования настолько существенны, что на сегодня его можно считать лучшим из имеющихся средств механизации доставки руды: при подходящих для его использования горнотехнических условиях.

Условия применения

При буровзрывной отбойке для доставки самоходным оборудовани­ем благоприятно сочетание следующих условий:

- устойчивая ру­да и отсутствие большого горного давления, так как нужно увеличенное сечение выработок. Погрузочно-доставочные машины легкого класса могут рабо­тать в выработках сечением порядка 2,4´2,4 м, но имеют неболь­шой радиус действия (до 40-60 м) и ограниченную производительность - около 200 т/смену. Для мощных же машин нужны выработки сечением не менее 4,3 ´ 3м;

- достаточная (не менее 3-5 м) мощ­ность залежей во избежание большой подработки боковых пород;

- достаточный запас (приблизительно не менее 100 тыс.т при мощных самоходных машинах и не менее 50 тыс. т при машинах легкого класса) обособленного рудного тела, блока или подэтажа, который должен обслуживаться отдельным заездом для самоход­ного оборудования. Поэто­му самоходное оборудова­ние целесообразно исполь­зовать преимущественно на тех рудниках или крупных горизонтах, на которых оно может быть применено пов­семестно (даже если в не­которых блоках условия для этого сравнительно неблаго­приятны).

Имеются и другие менее жесткие ограничения:

- при крепкой абразивной крупнокусковой руде силь­но изнашиваются рабочий орган, и, главное, шины по­грузчика. Поэтому при дон­ном выпуске и относительно большом запасе руды, приходящемся на каждый пункт выпуска, более эффектив­ным может оказаться при­менение питателей (кото­рые подают руду в рудоспус­ки, вагоны электровозной откатки и автосамосвалы);

- при донном выпуске руды при­ходится в связи с большой длиной самоходных машин располагать выпускные от­верстия через увеличенные интервалы. Минимальная площадь, обслуживаемая одним пунктом выпуска, увеличивается в 2-4 раза против других видов механизации. Это может иметь двоякие по­следствия. Во-первых, при выпуске руды под налегающими обру­шенными породами могут возрасти потери руды, оставшейся на основании блока. Во-вторых, при отбойке руды в зажиме (при дон­ном выпуске) большие расстояния между пунктами выпуска не позволят получить необходимое разрыхление руды у забоя.

Самоходное оборудование применяют в следующих случаях:

- при отработке пологих и наклонных залежей с естествен­ным поддержанием очистного пространства: самоходное оборудо­вание работает в очистном пространстве на почве залежи или слоя;

- на этажном горизонте или на подэтажах при самотечном выпуске руды из очистного пространства - донном или торцевом;

- при отработке блока горизонтальными (или слабонаклонными) слоями: самоходное оборудование работает в слоевых очистных выработках или на закладочном массиве.

Наши рекомендации