Искажения в познании (А. Бэк)

Элемент психической активности Пример №1 Пример №2
Событие в жизни человека «Я сегодня плохо работал». «Я не победил в конкурсе».
Убеждения, возникшие в связи с событием «Это ужасно! Ведь я должен преуспеть!» «Это свидетельствует о том, что я бездарность, никчемный человек»
Нежелательные эмоциональные последствия Чувство тревоги, угнетенности. Депрессия, ощущение беспомощности, тревога, гнев.
Нежелательные поведенческие последствия Отказ идти на работу, плохое функционирование во время дальнейшей работы из-за сильной тревоги. Отказ участвовать в других конкурсах, агрессивность в общении.
Дискутирование (усомнение в истинности) ранее сделанных установок «Почему ужасно то, что я сегодня не преуспел?» «Почему неуспех в этом конкурсе свидетельствует о том, что я никчемный человек?» «Почему я должен теперь всегда проигрывать?»
Эффективная новая философия жизни «Я предпочел бы преуспеть в этой работе, но нет никаких доказательств того, что я во что бы то ни стало должен это сделать». «Я могу выдержать свой неуспех в этой работе, хотя мне это не может понравиться» «Ничто не делает мой проигрыш ужасным, хотя я считаю его весьма неприятным». «Я не должен всегда проигрывать, тем более, если я попробую учиться на своих ошибках»
Показательный эмоциональный эффект «Я чувствую себя опечаленным, но не угнетенным». «Я чувствую себя расстроенным, но не беспомощным».
Показательный поведенческий эффект «После кратковременного отдыха я решил снова вернуться к работе». «Я принял решение участвовать в других конкурсах и расширить сферу своего творчества».

Примеры ошибочных убеждений:

«Я должен все делать хорошо или очень хорошо!»

«Люди должны соответствовать моим ожиданиям, иначе жизнь становится ужасной!»

«Мне никогда не должны отказывать».

«Я не смогу выдержать отказ».

А. Бэк выделил несколько видов искажений в познании, вызывающих негативные эмоциональные состояния: максимализм (мышление «все» или «ничего»), общий вывод из единичных фактов, преувеличение или преуменьшение, принятие ответственности за независящие от тебя события и др.



№ п/п Вид искажения в познании (по А.Бэку) Характеристика
1. Максимализм Мышление «все» или «ничего». Человек видит себя неудачником при малейшем несоответствии вещей его критериям. Этот путь развития мыслей неприемлем для обычной жизни, так как редко встречаются два варианта выбора или оценки.
2. Общий вывод из единичных фактов Человек делает вывод из произошедшего с ним, что это будет происходить всегда, раз за разом.
3. Психологическая фильтрация событий Человек выдергивает негативные детали из сложившейся ситуации и воспринимает их как результат происшедшего.
4. Дисквалификация положительного Переосмысление положительных и нейтральных фактов в отрицательные. Можно искренние комплименты воспринимать как скрытые упреки.
5. «Можно было бы…» Говоря себе: «А все-таки я смог бы…» или «Я должен был бы сделать это…», человек чувствует обиду, его гнетет не сделанное им.
6. Ошибка в предсказании судьбы Человек делает вывод о том, что после случившейся неудачи подобное обязательно будет происходить и дальше.
7. Ярлыки Это экстремальная форма общего вывода из единичных фактов. Ярлыки являются основой опасных выводов. Они не только ведут к поражению, они еще полностью не соответствуют действительному состоянию.
8. Принятие ответственности за независящие от тебя события Принятие ответственности за независящие от тебя события порождает чувство вины, человек страдает от собственной беспомощности и неспособности что-то изменить.

Учебное издание

Фролова Светлана Владимировна

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Учебно-методическое пособие для студентов,

обучающихся по специальности «Психология»

Издательство Саратовского университета.

410012, Саратов, Астраханская, 83.

Типография Издательства Саратовского университета.

410012, Саратов, Астраханская, 83.

[1] Кори Д. Теория и практика группового консультирования / Пер. с англ. Е. Рачковой. М., 2003. С. 23.

[2] Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 1999.

[3] Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (терапия фокусирования на решении). Ялов А.М. Краткосрочная позитивная психотерапия. Методическое пособие. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000.

[4] Психотерапевтическая энциклопедия / Общая редакция Карвасарского Б.Д. – СПб.: Питер Ком, 1998. С. 212.

[5] Ознакомьтесь с Приложением 1, в котором приводится описание техники диалога из книги: Флемминг Фанч. Преобразующие диалоги: Учебник по практическим техникам для содействия личностным изменениям/ Пер. с англ. - Киев: Д. А. Ивахненко, 1997.—400 с., илл.

[6] Как утверждал Сократ в платоновском «Теэтете», он промышляет тем же, чем занималась его мать Фенарета, бывшая повитухой, с той только разницей, что Сократ помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не физическое дитя, а знание. Себе он отводил в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст, и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват. См. диалоги Платона «Теэтет» 150 а — 151 d, «Пир» 206 b — 208 е.

[7] Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983; Философский энциклопедический словарь. 2010.

[8] Флемминг Фанч. Преобразующие диалоги: Учебник по практическим техникам для содействия личностным изменениям/ Пер. с англ. - Киев: Д. А. Ивахненко, 1997. - 400 с.

[9] СМ.: Практические занятия по психологии /Под ред. А. Ц. Пуни. — М.: Физическая культура и спорт, 1977. — С. 120-121.

[10] См.: Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. - М.: академ. Проект; ОППЛ, 1999. С. 47.

[11] Buber V. Distance and Relation // The Knowledge of Man / M. Friedman (ed.). N.Y., 1966. P. 71.

[12] Бубер. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 51, 36.

[13] Бубер. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С.39.

[14] Фролова С.В. Философия психотерапии кризисных состояний // Электронный журнал «Поволжский гуманитарный журнал». 2001. – Выпуск 1; Фролова С.В. Типы переживания ситуации насилия и стратегии оказания социально-психологической помощи // Вестник РАТЭПП: Сб. науч. тр. Вып. 1. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. С.70-77.

[15] Sifneos R.Z. The prevalensc of “alexithymic” characteristics in psychosomatic patients //Psychother. Psychosom. – 1973. – N 22. – p. 255 – 262.

[16] Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - Изд. 2-е. - М., 1999. С. 12.

[17] Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С.20-21.

[18] Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С.323.

[19] Эффект плацебо. Этот эффект обнаружен медиками. Он основан на внушении, оказы­ваемом преднамеренно или невольно врачом или экспериментатором. Когда испытуемые убеждены в эффективности предлагаемого им ле­карственного препарата или предписываемого режима, у них очень часто можно наблюдать желаемые эффекты, хотя на самом деле ни препарат, ни режим никакого действия не оказывают.

[20] Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя).Пигмалион был греческим скульптором, который по преданию изваялстатую столь прекрасную, что влюбился в нее и умолил богов оживить ее. Американский психолог Розенталь (1966) назвал именем Пигмалиона явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в обоснованности какой-то гипотезы или верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактичес­кое подтверждение.

[21] Документ печатается по книге: Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992. С. 125-127

[22] См.: Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. - М.: академ. Проект; ОППЛ, 1999. С. 50-51.

[23] Документ печатается с использованием материалов книги: Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. - М.: академ. Проект; ОППЛ, 1999. С. 74-80.

[24] Печатается по книге: Флемминг Фанч. Преобразующие диалоги: Учебник по практическим техникам для содействия личностным изменениям/ Пер. с англ.—Киев: Д. А. Ивахненко, 1997. С.130-133.

[25] Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - Изд. 2-е. - М., 1999. - 208 с

[26] Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 2000. - 109 с.

[27] Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. Для студ. Педвузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 528 с.

[28] Понятие «социальный контракт» в психологию ввел Э. Берн.

[29] Лютова-Робертс Е.К. Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы. – СПб.: Речь, 2007. – 307 с. С. 81.

[30] Sifneos R.Z. The prevalensc of “alexithymic” characteristics in psychosomatic patients //Psychother. Psychosom. – 1973. – N 22. – p. 255 – 262.

[31] Данный документ печатается по книге: Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 2003. С. 19-22.

[32] Данный документ печатается по книге: Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. Для студ. Педвузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 528 с.

[33] См. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. Для студ. Педвузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 528 с.

[34] Документы «Структура жалобы клиента: локус, самодиагноз, проблема и запрос» и «Дефекты сообщения клиента» печатаются по книге: Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 109 с.

[35] Столин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологической кон­сультации. М., 1989. С. 43.

[36] Столин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологической кон­сультации. М., 1989. С. 44-46.

[37] Столин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологической кон­сультации. М., 1989. С. 45-46.

[38] Печатается по книге: Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 2003. с. 111-114.

[39] Печатается по книге: Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 2003. с. 109-111.

[40] Упражнения приводятся из кн.: Подводный А. О, текучая! (Оздоровительная гимнастика «Капля» для индивидуумов и пар) – Воронеж, 1994. С.73-83.

[41] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.35.

[42] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С. 51.

[43] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.53-54.

[44] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.192.

[45] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.215-245.

[46] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.224.

[47] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.225.

[48] См.: Там же. С.226.

[49] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.228.

[50] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с. С.343-345.

[51] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.235.

[52] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.239.

[53] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.250-255.

[54] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.251.

[55] См.: Там же. С.252-253.

[56] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.256.

[57] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.257.

[58] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.259.

[59] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.260-261.

[60] См.: Там же. С.261.

[61] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.269.

[62] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.271-271.

[63] См.: Там же. С.273.

[64] Там же.

[65] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.275

[66] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.274.

[67] См.: Там же. С.279-280.

[68] Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1991.

[69] См.: Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1991.

[70] Там же.

[71] Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1991.

[72] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.171-172.

[73] Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1991.

[74] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.174.

[75] См.: Там же.

[76] См.: Там же. С. 175.

[77] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.180.

[78] См.: Там же. С.182.

[79] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001;

Берне Д. Хорошее самочувствие: Новая терапия настроений. - М.: Вече, Персей, ACT, 1995.

[80] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С. 363.

[81] См.: Там же. С.365.

[82] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.368.

[83] См.: Там же. С 372-376.

[84] См.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С. 375-376.

[85] См.: Фурман Б., Ахола Т. Психотерапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение. – СПб.: «Речь», 2001. – 160 стр.

[86] Термин «coping» означает совладание со стрессовыми (или трудными жизненными) ситуациями.

[87] Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. Для консультантов, психотерапевтов и психологов. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007.

[88] См.: Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. Для консультантов, психотерапевтов и психологов. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007. С.17.

[89] См.: Прохазка Дж., Норкросс Дж. Системы психотерапии. Для консультантов, психотерапевтов и психологов. – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2007. С. 18-20.

[90] Мясищев В.Н. Психология отношений: Под ред. А.А. Бодалева. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

[91] Раздел печатается по материалам книги автора: Фролова С.В. Психология преодоления ситуации насилия в семье (Феноменология переживания и пути оказания психологической помощи). — СПб.: Речь, 2012. — 112 с.

[92] Фромм Э. Душа человека. – М., 1992. С. 30 – 46.

[93] Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2002. С. 314-315.

[94] Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000.

[95] Cahill C., Llewelyn S.P., Pearson C. Long-term effects of sexual abuse which occured in childhood: A review // Brit. J. Clinic. Psychol. 1991. V. 30(2). P. 12-21; Jehu D. Beyond sexual abuse: Therapy with women who were victims in childhood. Chichester: Wiley, 1988.

[96] Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: Svr-Аргус, 1995. С.147.

[97] Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: РИПКРО, 1997.

[98] Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. – 1998. - № 6. – С.65-74. С.72-73.

[99] Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб., 2001. С.282.

[100] Писклакова М., Синельнеков А. Анатомия насилия //Социальному работнику о проблеме домашнего насилия. – М., 2001. С.13-47.

[101] См.: Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001; Ромек В.Г. Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2007.

[102] Human Adaptation to Extreme Stress From the Holocaust to Vietnam / Edited by John P. Willson. - New York, Plenum Press, 1988. P. 8-14.

[103] Husain S.A., Holcomb, W.R. Manual for the treatment of traumatized children and adolescents. – N.-Y., 1997.

[104] Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990. С.364.

[105] Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. – М.: Педагогика, 1982.

[106] Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. – М., 1988.

[107] Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: Svr-Аргус, 1995. С.146-147.

[108] См., напр., Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб., 2001. С.285-315.

[109] По опыту нашей работы в рамках деятельности кризисного центра, 90% всех обратившихся за помощью в ситуации насилия – женщины, подвергающиеся самым различным видам угнетения в семье: эмоционально-психологическому, социально-экономическому, физическому, изоляции. Поэтому описываемые далее результаты наших наблюдений и обобщений как в психодиагностической, так и в консультативной практике, имеют отношение только к женщинам. Хотя данный опыт может быть весьма полезен в работе как с мужчинами, так и с детьми, пережившими насилие.

[110] Sifneos R.Z. The prevalensc of “alexithymic” characteristics in psychosomatic patients //Psychother. Psychosom. – 1973. – N 22. – P. 255 – 262.

[111] Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб., 2001. С.281-319.

[112] Seligman M. (ed). Helplessness. On Depression. Development and Death. San-Francisco, 1975.

[113] Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984. С.129.

[114] Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М., 1999. С.42-47.

[115] См., напр.: Белорусов С.А. Психология страха смерти // Журнал практического психолога. – 2000. - № 3-4. – С.163-181.

[116] Human Adaptation to Extreme Stress From the Holocaust to Vietnam / Edited by John P. Willson. - New York, Plenum Press, 1988. P. 8-14.

[117] Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. С англ. – СПб: Питер, 2002. С. 294.

[118] Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1992. С.21.

[119] Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. С англ. – СПб: Питер, 2002. С. 295.

[120] Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. С англ. – СПб: Питер, 2002. С. 298.

[121] Тревога и тревожность / Сост. и общая редакция В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. С. 196.

[122] Husain S.A., Holcomb W.R. Manual for the treatment of traumatized children and adolescents. – N.Y., 1997.

[123] Там же. P. 24-25.

[124] Rothbaum B.O., Foa E.B. Cognitive-behavioral treatment of post-traumatic stress disorder // Post-traumatic stress disorder. – Boston, 1992.

[125] См.: Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия – СПб.: Питер Ком, 1998. С. 212.

Наши рекомендации