Интроспективная психология
- отрасль психологических исследований,
существовавшая в основном в XIX в. Основным методом исследования в И.п. была интроспекция.
ИНТРОСПЕКЦИЯ— метбд познания психических явлений путем самонаблюдения человека,
т.е. внимательного изучения самим человеком того, что происходит в его сознании при решении
разного рода задач.
ИНТУИЦИЯ— способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в
сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
ИФАНТИЛИЗМ— проявление детских черт в психологии и поведении взрослого человека.
ИСПЫТУЕМЫЙ— человек, над которым проводятся научные психологические опыты.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД— метод изучения психических явлений в их развитии в
зависимости от исторических условий жизни человека.
КАТАРСИС — очищение. Психоаналитический (см. психоанализ) термин, обозначающий
душевное облегчение, наступающее у человека после сильных эмоциональных переживаний типа
аффекта или стресса.
КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ— метод психологического исследования, при котором не
используются количественные показатели, а выводы делаются только на основе логических
рассуждений по поводу полученных фактов.
КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ- общая социально-психологическая
характеристика состояния малой группы, в особенности человеческих взаимоотношений,
сложившихся в ней.
КОГНИТИВНАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ- психологическое состояние или ситуация, при
которой индивид, имея необходимые знания, умения и навыки для решения задачи, в силу ряда
причин когнитивного характера не может справиться с ней.
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ— одно из современных направлений исследований в
психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику
их формирования.
КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ТЕОРИЯ- теория, предложенная в русле когнитивной
психологии американским ученым Л.Фестингером. Рассматривает когнитивный диссонанс как
один из главных факторов, управляющих поведением человека.
КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС- противоречие в системе знаний человека, порождающее у
него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на устранение
этого противоречия.
КОЛЛЕКТИВ— высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на
позитивных нормах морали. К. обладает повышенной эффективностью в работе, проявляющейся в
форме сверхаддитивного эффекта.
КОММУНИКАЦИИ— контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с
другом.
КОМПЕНСАЦИЯ— способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных
недостатков (см. комплекс неполноценности) за счет усиленной работы над собой и развития
других положительных качеств. Понятие К. введено А.Ад-лером.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ- сложное состояние человека, связанное с недостатком
каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков), сопровождаемое глубоки-
ы^о
ми отрицательными эмоциональными переживаниями по этому поводу.
КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ— сложная сенсорно-двигательная реакция младенца (около 2—3
месяцев), возникающая при восприятии близкого человека, в первую очередь своей матери.
КОНВЕРГЕНЦИЯ— сведение зрительных осей глаз на каком-либо объекте или в одну точку
зрительного пространства.
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ- свойство воспринимать объекты и видеть их
относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях
восприятия.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ— метод психологического изучения различных текстов, позволяющий по
их содержанию судить о психологии создателей этих текстов.
КОНФЛИКТ ВНУГРИЛИЧНОСТНЫЙ- состояние неудовлетворенности человека какими-
либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу
интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы.
КОНФЛИКТ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ- трудноразрешимое противоречие, возникающее между
людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.
КОНФОРМНОСТЬ— некритическое принятие человеком чужого неправильного мнения,
сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек
внутренне не сомневается. Такой отказ при конформном поведении обычно мотивирован какими-
либо конъюнктурными соображениями.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА- понятие, расширяющее и углубляющее
павловское представление о рефлекторной дуге за счет включения в него новейших данных о
специализации и работе различных групп нейронов коры головного мозга. Понятие К.р.д. введено
Е.Н.Соколовым и Ч.А.Из-майловым.
КОРРЕЛЯЦИЯ— математическое понятие, указывающее на статистическую связь,
существующую между изучаемыми явлениями (см. математическая статистика).
КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ-числовой показатель умственного
развития человека, получаемый в результате применения специальных тестов, предназначенных
для количественной оценки уровня развития интеллекта человека.
КРИЗИС— состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью
человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром. К. возрастной нередко
возникает при переходе человека из одной возрастной группы в другую.