Уровни развития способностей

— репродуктивный — обеспечивает высокий уровень усвое­ния знаний, умений овладения деятельностью;

— творческий — обеспечивает создание нового, оригинального. Однако, необходимо принять во внимание то, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества. Тогда как творческая деятельность включает репродуктивную, без которой она невозможна.

Степени развития способностей

Степени развития способностей: способность → одаренность → талант → гениальность.

Понятие «способность» было дано выше.

Одаренность – этосовокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку. Обусловлена наличием множества задатков к развитию разнообразных способ­ностей.

Наиболее частое проявление одаренности — это ранняя речь и большой словарный запас, а также необычайная внимательность, ненасытное любопытство, отличная память, быст­рота мыслительных процессов и неуемная потребность трудить­ся. Одаренность, проявляясь в разносторонних способностях, граничит с талантом.

Талант – это высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области.

Талантливым называют человека, кото­рый достиг значительных успехов в каком-либо виде деятельно­сти.

Гениальность – это высокая степень одаренности, выра­жающаяся в результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятель­ности.

Гениальным называют человека, чья успешная деятель­ность имеет выдающееся значение для общества. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области сво­ей деятельности. Такого успеха за всю историю человечества достигли едва ли более 500 человек. Оказывается, частота зарождения возмож­ных гениев и замечательных талантов — один случай на не­сколько тысяч человек.

Число же гениев, которые смогли раз­виться, — примерно один на миллион. И, наконец, число гени­ев, которых мы все знаем, ибо они смогли в полной мере реали­зовать свой талант, едва ли равно одному человеку из десяти миллионов.

Высокий уровень способностей, который характеризует ге­ния, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Общепризнанные гении –Леонардо да Винчи и М. В. Ломоносов. Да Винчи был не только художни­ком, графиком, скульптором, но и поэтом, и ученым, сделал множество открытий в области биологии, механики и т. д. Ло­моносов один представлял собой академию наук: он занимался физикой, химией, астрономией, географией, стихосложением, лингвистикой.

Одаренность, талант и гениальность можно сравнить с пира­мидой, вершину которой — гениальность — покорить удается лишь при условии максимальной концентрации личностной энер­гии на решении поставленных задач. Талант располагается в цен­тре этой пирамиды, одаренность — в основании. Свои таланты и гении могут быть в любой области общественно-полезной деятельности при условии совпадения профессии и призвания.

Есть и противоположный полюс, куда относятся случаи патологического снижения способностей - олигофрения (слабоумие). Олигофрения проявляется в разных формах: дебильность — легкая степень, имбецильность — средняя степень, идиотия — глубокая степень выра­женности дефекта. Для детей, имеющих такую патологию, со­здаются специальные программы и разрабатываются методики обучения во вспомогательных учреждениях.

Понятие, функции и виды общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения.

Понятие общения

Общение– это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями конкретной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение – это процесс межличностного взаимодействия, который порождается широким спектром потребностей его участников и направлен на удовлетворение ряда потребностей и находится под влиянием межличностных отношений

Функции общения

1. Информационно-коммуникативная связана с процессом передачи и приема информации и осуществляется прямым образом; вербальными и не­вербальными средствами.

2. Регуляторно-коммуникативная – проявляется в особенностях поведения конкретных участников, во взаимной регуляции поведения и действий парт­неров.

3. Аффективно-коммуникативная – описывает процесс общения на эмоцио­нальном уровне и дает возможность регулировать эмоциональные состояния партнеров.

4. Социально-перцептивная – связана с процессами восприятия, понимания и взаимного познания друг друга в процесс общения.

Виды общения

По содержанию По целям По формам
Материальное – обмен предметами и продуктами деятельности Когнитивное – обмен информацией, знаниями Кондиционное – влияние на психическое или физическое состояние друг друга Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.   Биологическое — для поддержания, сохранения и развития организма. Социальное - развитие межличностных отношений. Деловое – для повышения качества деятельности. Личностное – для решения психологических проблем внутреннего характера, внутренних конфликтов. Инструментальное общение – для достижения иной цели, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое - для удовлетворения специфической потребности-потребности в общении Прямое общение личный контакт и непосредственное восприятие общающихся при помощи вербальных и невербальных средств Косвенное общение через посредника, Непосредственное - с помощью естествен­ных органов, данных живому существу природой: Опосредствованное - при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Массовое множественные, непосредственные контакты незнакомых людей и коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации. Межличностное - непосредственные контакты людей в группах или парах, постоянных по составу участников: императивное, манипулятивное, диалогическое.

Общение различается по:

ü количеству участников: межличностное общение - это общение между индивидами; групповое общение - это общение между группами (организованными), и массовое общение, если группы неорганизованные.

ü способу общения: вербальное общение - это общение с помощью языка; невербальное общение - это общение с помощью других средств получения и передачи информации.

ü положению общающихся: контактное общение - это общение с помощью личных контактов людей; дисконтактное общение - общение с помощью средств массовой информации.

ü условиям: официальное общение – общение в рамках социально организованных встреч; неофициальное общение - общение по личной инициативе.

Структура общения (коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения).

Уровни развития способностей - student2.ru

Наши рекомендации