Схема обработки рисунка в тесте «Дом»
№ | Выделяемый признак | |
п/п | ||
Схематическое изображение | ||
Детализированное изображение | ||
Метафорическое изображение | ||
Городской дом | ||
Сельский дом | ||
Заимствование из литературного или сказочного сюжета | ||
Наличие окон и их количество | ||
Наличие дверей | ||
Труба с дьгмом | ||
Ставни на окнах | ||
Размер окон | ||
Общий размер дома | ||
Наличие палисадника | ||
Наличие людей рядом с домом и в доме | ||
Наличие крылъца | ||
Наличие штор на окнах | ||
Наличие растений (количество) | ||
Количество животных | ||
Наличие пейзажного изображения (облака, солнце, горы | и т.д.) | |
Наличие штриховки по шкале интенсивности 1, 2, 3 | ||
Толщина линий по шкале интенсивности 1, 2, 3 | ||
Дверь открытая | ||
Дверь закрытая |
«ДЕРЕВО»
Интерпретация по К.Коху исходит из положений К.Юнга (де-рево — символ стоящего человека).
Корни —- коллективное, бессознательное.
Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии.
Ветви — пассивность или противостояние жизни.
Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, пло-ды, пейзаж).
Как мы уже отмечали, интерпретация К.Коха была направле-на в основном на выявление патологических признаков и осо-бенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпрета-ции имеется ряд противоречий и использование понятий, кото-рые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации при-знака «округленная крона», «недостаток энергии», «дремота», «клевание носом» и тут же «дар наблюдательности», «сильное воображение», «частый выдумщик» или: «недостаточная концен-трация» — чего? Какая реальность стоит за этим понятием? —
остается неизвестным. К тому же толкование признаков содер-жит чрезмерное употребление обыденных определений. Напри-мер: «пустота, напыщенность, высокопарность», «плоский, по-шлый, мелкий, недалекий», «жеманство, притворство, чопорность, вычурность», «фальшивость» и тут же — «дар конструктивности, способности к систематике, техническая одаренность»; или со-четание «самодисциплина, самообладание», «воспитанность» — «напыщенность, чванство», «безучастность, равнодушие».
Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консульти-рования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес.
В этой связи мы предлагаем вариант интерпретации, описан-ный в современной литературе, который можно, по нашему мне-нию, использовать в повседневной практике психологических кон-сультаций.
Земля приподнимается к правому краю листа — задор, энту-зиазм.
Земля опускается к правому краю листа — упадок сил, недо-статочность стремлений.
Корни.Корни меньше ствола — желание видеть спрятанное, закрытое.
Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже пред-ставляющее проблему.
Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вы-звать тревогу.
Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что держится в секрете.
Корни в виде двух линий — способность к различению и рас-судительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком ок-ружении.
Симметрия— стремление казаться в согласии с внешним ми-ром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность как возможный источник внутреннего конфликта. Заторможен-ные моральные проблемы.
Расположение на листе двойственное — отношение к про-шлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с
окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неу-коснительной систематизации с опорой на привычки.
Расположение слева направо — увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление на-вязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны коле-бания в поведении.
Форма листвы — круглая крона — экзальтированность, эмо-циональность.
Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.
Ветви опущены — потеря мужества, отказ от усилий.
Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти.
Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контак-тов, самораспыления, суетливость, чувствительность к окружаю-щему, не противостоит ему.
Листва-сетка, более или менее густая — ббльшая или мень-шая ловкость в избегании проблемных ситуаций.
Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое при-нятие окружающего.
Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объ-ективности.
Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским способом.
Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессивность.
Детали листвы, не связанные с целым, — суждения, прини-мающие малозначительные детали за характеристику явления в целом.
Ветви выходят из одного участка на стволе — детские поиски защиты; норма для 7-летнего ребенка.
Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.
Толстые ветви — хорошее различение действительности.
Листья-петельки — предпочитает использовать свое обаяние.
Зигзаги в листве — осторожностъ и скрытность.
Листва-сетка — уход от неприятных ощущений.
Листва, похожая на узор, — женственность, приветливость, обаяние.
Пальма — стремление к перемене мест.
Плакучая ива — недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.
Зачернение, штриховка— напряжение, тревожность.
Ствол зачернен — внутренняя тревога, подозрительность, бо-язнь быть покинутым; скрытая агрессивность.
Ствол— желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.
Ствол в форме разломанного купола — острое ощущение внеш-него принуждения и невозможность ему противостоять.
Разделяющая линия в листве — пассивность, мягкость, подат-ливость.
Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.
Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми — мо-жет самоутверждаться и действовать свободно.
Листва тонкими линиями — тонкая чувствительность, внуша-емость.
Ствол линиями с нажимом — решительность, активность, про-дуктивность.
Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задержи-вается на тревожащих фактах.
Линии ствола кривые — активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
«Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупотребле-ний, непредвиденные атаки, скрытая ярость.
Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, несоот-ветствующей желаниям, попытка «убежать» от нее в мечты и игры.
Ствол открыт и связан с листвой — хороший интеллект, нор-мальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир.
Ствол оторван от земли — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.
Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья; поиск под-держки.
Ствол расширяется книзу — поиск надежного положения в своем кругу.
Ствол сужается книзу — ощущение безопасности в кругу, ко-торый не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укре-пить свое «Я» против беспокойного мира.
Общая высота: нижняя четверть листа — зависимость, недо-статок веры в себя, компенсаторные мечты о власти; нижняя половина листа — менее выраженная зависимость и робость; три четверти листа — хорошее приспособление к среде; лист исполь-зован целиком — хочет быть замеченным, рассчитывать на дру-гих, самоутверждаться.
Высота листвы (страница делится на восемь частей): 1/8 — недостаток рефлексии и контроля (норма для 4-летнего ребен-ка); 1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия; 3/8 — хорошие контроль и рефлексия; 1/2 — интерио-ризация, надежды, компенсаторные мечты; 5/8 — интенсивная духовная жизнь; 6/8 — высота листвы находится в прямой зави-симости от интеллектуального развития и духовных интересов; 7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты.
Манера изображения.Острая вершина — защищается от опас-ности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный вы-пад; желание действовать на других, атаковать или защищаться; трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполно-ценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища про-тив чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.
Множественность деревьев (несколько деревьев на одном лис-те) — детское поведение, испытуемый не следует данной инст-рукции.
Два дерева — могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпре-тации).
Добавление к дереву различных объектов — трактуется в за-висимости от конкретных объектов.
Пейзаж — означает сентиментальность.
Переворачивание листа — независимость, признак интеллек-та, рассудительность.
Земля.Земля изображена одной чертой — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
Земля изображена несколькими различными чертами — дей-ствия в соответствии со своими собственными правилами, по-требность в идеале. Несколько совместных линий, изображаю-щих землю в совокупности, касаются края листа — спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.
«ЧЕЛОВЕК»
Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.
Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.
Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадек-ватности.
Нечеткая голова — застенчивость, робость.
Голова изображается в самом конце — межперсональный кон-фликт.
Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его со-циальный авторитет.
Шея— орган, символизирующий связь между сферой конт-роля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.
Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллектуаль-ном контроле.
Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, стремление их контролировать.
Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.
Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желани-ям, выражение неподавленного импульса.
Плечи, их размеры— признак физической силы или потреб-ности во власти.
Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.
Плечи узкие — ощущение малоценности, ничтожности.
Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторож-ности, защиты.
Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недоста-ток жизненности.
Плечи широкие — сильные телесные импульсы.
Туловище.Туловище угловатое или квадратное — мужествен-ность.
Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей.
Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, ма-лоценности.
Лицо. Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецеп-торы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительно-стью.
Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
Подбородок слишком подчеркнут — потребность доминиро-вать.
Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые галлюци-нации. Встречается у особо чувствительных к критике.
Уши маленькие — стремление не принимать никакой крити-ки, заглушить ее.
Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремле-ние избегать визуальных стимулов. Враждебность.
Глаза выпучены — грубость, черствость.
Глаза маленькие — погруженность в себя.
Подведенные глаза — грубость, черствость.
Длинные ресницы — кокетливость, склонность оболыцать, со-блазнять, демонстрировать себя.
Полные губы на лице мужчины — женственность.
Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чув-ства.
Рот впалый — пассивная значимость.
Нос широкий, вьщающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными сте-реотипами.
Ноздри — примитивная агрессия.
Зубы четко нарисованы — агрессивность.
Лицо неясное, тусклое — боязливость застенчивость.
Выражение лица подобострастное — незащищенность.
Лицо, похожее на маску — осторожность, скрытность, воз-можны чувства деперсонализации и отчужденности.
Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.
Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрело-сти и стремление к ней).
Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мышле-нием или воображением.
Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову, — субъектом управляют враждебные чувства.
Конечности. Руки — орудия более совершенного и чуткого при-способления к окружению, главным образом в межперсональ-ных отношениях.
Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к дей-ствию.
Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность.
Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытя-нутые в стороны — субъект иногда ловит себя на действиях, или поступках, которые вышли у него из-под контроля.
Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная установка.
Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление аг-рессивных враждебных влечений.
Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в физиче-ской силе, ловкости, храбрости как в компенсации.
Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стрем-ления.
Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность.
Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чув-ством неадекватности.
Руки слишком крупные — сильная потребность к лучшей при-способляемости в социальных отношениях с чувством неадек-ватности и склонностью к импульсивному поведению.
Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком ин-теллекте.
Деформация или акцентирование руки или ноги на левой сто-роне — социально-ролевой конфликт.
Руки изображены близко к телу — напряжение.
Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.
Сужающиеся руки и ноги — женственность.
Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.
Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке.
Руки, повернутые в стороны, достающие что-то — зависи-мость, желание любви, привязанности.
Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных контак-тах, страх перед агрессивными импульсами.
Руки сильные — агрессивность, энергичность.
Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигну-того.
Рука, как боксерская перчатка — вытесненная агрессия.
Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверен-ность в себе.
Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в дея-тельности и социальных отношениях.
Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины.
Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдержива-ющая.
Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, зам-кнутость.
Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.
Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.
Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.
Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.
Пальцы длинные — открытая агрессия.
Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест.
Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест.
Кулаки далеко от тела — открытый протест.
Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) — враждебность.
Пальца одномерные, обведены петлей — сознательные уси-лия против агрессивного чувства.
Ноги непропорционально длинные — сильная потребность к независимости и стремление к ней.
Ноги слишком короткие — чувство физической или психоло-гической неловкости.
Рисунок начат со ступней и ног — боязливость.
Ступни не изображены — замкнутость, робость.
Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (не-подчинение, игнорирование или незащищенность).
Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремле-нии к независимости.
Ноги отсутствуют — робость, замкнутость.
Ноги акцентированы — грубость, черствость.
Ступни — признак подвижности (физиологической или пси-хологической) в межперсональных отношениях.
Ступни непропорционально длинные — потребность безопас-ности. Потребность демонстрировать мужественность.
Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависи-мость.
Поза. Лицо изображено так, что виден затылок — тенденция к замкнутости.
Голова в профиль, тело в анфас — тревога, вызванная соци-альным окружением и потребностью в общении.
Человек, сидящий на краешке стула — сильное желание най-ти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.
Человек, изображенный в беге — желание убежать, скрыться от кого-либо.
Человек с видимыми нарушениями пропорций по отноше-нию к правой или левой сторонам — отсутствие личного равно-весия.
Человек без определенных частей тела — указывает на отвер-жение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).
Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.
Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляе-мость.
Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.
Профиль амбивалентный — определенные части тела изобра-жены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение.
Кукла — уступчивость, переживание доминирования окру-жения.
Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощуще-ние внешних контролирующих сил.
Фигура из палочек — может означать увиливание и негати-визм.
Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам.
Клоун, карикатура — свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрез-рение.
Фон, окружение.Тучи — боязливая тревога, опасения, де-прессия.
Забор для опоры, контур земли — незащищенность.
Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязан-ности, заботливой теплоте.
Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет со-бой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом каче-ства, например, «мальчик катается на тонком льду». Основу ча-ще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.