Экспериментальная гипотеза

В предварительных исследованиях нами было выявлено, что на выбор предпочтительных цветов оказывали определенное влияние не только возраст, но и цвет наличной одежды, поскольку одежда является определенного рода светофильтром для бессознания. Существенное влияние на выбор оказывали и различные фазы месячного цикла женщин. Так, например, в предменструальной фазе существенно увеличивался выбор маскулинных цветов, что, возможно, объяснялось увеличением концентрации тестостерона. Поэтому в анкетах требовалось введение таких «физиологических» данных как «день цикла» для женщин. В соответствии с билатеральным разнесением компонентов АМИ, в анкету был введен пункт «правша — левша», а также и «наличие/отсутствие дальтонизма».

Вопросы вербального теста АМИ первоначально формулировались нами по принципу 5 шкалы MMPI с учетом комментариев Л. Н. Собчик. Вместе с тем “многоатомная” неоднозначность большинства из них показала, что необходимо было более четко представить каждый компонент АМИ с разнесением по гендеру (f-m), а также по андрогинности для компонентов (n), включающих, к примеру, эстетику цветовосприятия. При разработке теста мы основывались на рекомендациях Л. В. Куликова.

Таким образом, на опыте должна была проявиться идентификация атомарных компонентов АМИ, которые определялись бы с совершенно различных позиций. Так, с одной стороны, она могла проводиться по выбору предпочтительных цветов в визуальном хром-тесте и тесте Люшера, а также в вербальном хром-тесте. С другой стороны, этот же результат должен был проявиться при ответах на “бесцветные” тест-вопросы вербальных тестов MMPI и АМИ. Иначе говоря, в идеальном случает все 4 теста должны были привести к выбору одних и тех же компонентов интеллекта каждым испытуемым. С учетом закономерности Яньшина, которую анализировала Собчик, в хром-тестах отмечались также отвергаемые цвета, которые должны были найти свое подтверждение и в отвергаемых вопросах вербального теста АМИ.

Методика исследования

Стимульные таблицы визуального хром-теста представлены на цветном рисунке 88. Рабочие варианты анкеты с вербальным хром-тестом и теста АМИ приводятся ниже.

Дата (цифрами): . . 200 г.

ФИО (полностью)

Возраст_____ лет Правша — левша (подчеркнуть)

Для женщин: день цикла: ; (беременная, кормящая — подчеркнуть).

Наличие дальтонизма (да, нет, сомневаюсь — подчеркнуть)

1. Тест АМИ.

Обозначить в столбце с номером положительный ответ (согласие) знаком умножения «х» и отрицательный — прочерком «–».

Соседние пустые столбцы использовать для последующей обработки.

       
       
       
       

2. Визуальный выбор по стимульным образцам.

Выбрать в цветовом круге три сектора (не сегмента) с нравящимися и три с отвергаемыми цветами.

Обозначить их первыми буквами цветообозначений, которые указаны по периметру цветового круга.

Аналогично выбрать на ахромной шкале один нравящийся и один отвергаемый квадрат и обозначить их номерами квадратов.

Порядок предпочтений Предпочтительный (цветообозначение) Отвергаемый (цветообозначение)
1. (больше всего)    
2. (менее)    
3. (еще менее)    
№ ахромного цвета    

3. Выбор апертурных и предметных цветов по цветообозначениям

Закрыть листом бумаги таблицу по п. 2.

Цветообозначения Апертурные цвета *) Желаемый цвет Цвет одежд на себе
Полихромные + одежд на себе **) в данный момент **)
Красный — К        
Оранжевый — О        
Желтый — Ж        
Зеленый — З        
Голубой — Г        
Синий — С        
Фиолетовый — Ф        
Пурпурный — П        
Ахромные        
Белый — Б        
Серый — Сер        
Черный — Ч        

*) Только для этой графы отметить номерами:

отдельно среди полихромных

в столбце «+» 1 — больше всех нравится, 2 — менее и 3 — еще менее предпочтительный;

в столбце «–» 1 — больше всех не нравится, 2 — менее и 3 — тоже не нравится.

Среди трех ахромных

выбрать один нравящийся («+») и один не нравящийся («–»).

**) Знаком «+» указать цвет верхнего (видимого) и через дробь ( / ) — нижнего белья.

Тест АМИ

1. Иногда я опаздываю на занятия.

2. Люблю читать научно-техническую литературу.

3. Думаю, мне понравилась бы работа библиотекаря.

4. Меня редко интересует мнение большинства.

5. Главным в любви я считаю влечение душ, но не тел.

6. Я люблю учиться.

7. Меня не тревожат ушибы на моем теле.

8. Я с удовольствием трачу время и силы, чтобы приготовить и вкусно поесть.

9. Люблю гулять в одиночестве по темным улицам.

10. Я всегда прихожу вóвремя.

11. Я с трудом засыпаю.

12. Мне хотелось бы участвовать в охоте, чтобы убивать животных.

13. В любви я считаю важным не духовное, а телесное влечение.

14. Обычно я с трудом просыпаюсь и плохо соображаю в этот момент.

15. Я хóлю и лелею свое тело.

16. Люблю ходить в музеи, на выставки и т. д.

Ключ к тесту АМИ с доминантами и их канонизированными цветами:

1. Id (f) — Г 2. M (m) — З 3. Id (f) — Г 4. Id (m) — Ф 5. Id (n) — С 6. M (f) — П 7. S (m) — К 8. S (n) — О
9. S (m) — К 10. M (m) — З 11. M (f) — П 12. Id (m) — Ф 13. S (n) — О 14. S (f) — Ж 15. S (f) — Ж 16. Id (n) — С

Основной контингент испытуемых составляли студенты СПбГИП и СР (152 женщины и 18 мужчин в возрасте 20–25 лет); преимущественно правши с нормальным цветовым зрением.

Результаты эксперимента

Полученные результаты мы считаем предварительными. Поэтому приводим лишь качественную оценку достоверности для закономерностей, установленных в опыте.

1. Тест MMPI в силу семантической многозначности для компонентов интеллекта мог интерпретироваться так, что достоверность для триады могла достигать практически 80 %. При однозначной же фиксации каждого тест вопроса MMPI (для выявления доминирующего компонента) триада стимульных цветов, выбранных предпочтительными, с достоверностью 60–65 % соответствовала выбору цветовой триады компонентов интеллекта по вербальным тестам и тесту АМИ. Исключения составлял голубой (отсутствующий в тесте Люшера) и пурпурный (объединенный в тесте Люшера совместно с фиолетовым).

2. С достоверностью 75–80 % совпадали 2 цвета и с достоверностью 85–90 % совпадал 1 цвет с соответствующим компонентом интеллекта по тесту АМИ.

3. Как мы и предполагали, в конце месячного цикла у женщин нередко встечалось определенное смещение выбора цветов, а также отсутствие корреляции с 5 шкалой ММPI. По тесту АМИ эти расхождения наблюдались значительно реже.

4. За исключением 4 вопросов все остальные пункты 5 шкалы MMPI оказались многозначными. К примеру положительныйответ на 92 вопрос мог интерпретироваться как доминанта и женственного бессознания S (f), и/или женственного сознания M (f).

5. Практически все вопросы теста АМИ показали однозначное соответствие с компонентами интеллекта и предпочтительными цветами в пределах указанной в пп. 1–2 достоверности.

Наши рекомендации