Между видами самооценки и их
Оценка субъектом своих
возможностей
Оценка результатов деятельности
Оценка субъектом отдельных сторон или проявлений личности
Актуальная самооценка Оценка субъектом своей личности в
целом
Ретроспективная самооценка Оценка и коррекция исполнительских
действий по ходу их разворачивания
Б-5-6. Перед вами бланки для графического представления результатов по тесту
«Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. В этом тесте человеку предлагается отметить наличие или отсутствие у себя предложенных
качеств личности сначала «в реальности», потом, на втором бланке – «в идеале». Все ответы группируются в показатели по восьми шкалам.
Максимально возможное количество баллов по каждой шкале - 16 (На рисунке-примере приведен профиль человека, считающегося себя скорее зависимым, послушным и застенчивым, чем властным, недоверчивым и прямолинейным). Предположите, как могут выглядеть профили человека с адекватной самооценкой и заниженной самооценкой.Обоснуйте свойответ.
Пример: | ||
I. Властный- | ||
лидирующий | ||
VIII. Ответственный- | II. Независимый- | |
доминирующий | ||
великодушный | ||
VII. Сотрудничающий- | III. Прямолинейный- | |
агрессивный | ||
конвенциональный | ||
VI. Зависимый- | IV. Недоверчивый- | |
послушный | скептический | |
V. Покорный- | ||
застенчивый |
При адекватной самооценке: | ||
I. Властный- | ||
лидирующий | ||
VIII. Ответственный- | II. Независимый- | |
доминирующий | ||
великодушный | ||
VII. Сотрудничающий- | III. Прямолинейный- | |
агрессивный | ||
конвенциональный | ||
VI. Зависимый- | IV. Недоверчивый- | |
послушный | скептический | |
V. Покорный- | ||
застенчивый | ||
При заниженной самооценке: |
I. Властный- | ||
лидирующий | ||
VIII. Ответственный- | II. Независимый- | |
доминирующий | ||
великодушный | ||
VII. Сотрудничающий- | III. Прямолинейный- | |
агрессивный | ||
конвенциональный | ||
VI. Зависимый- | IV. Недоверчивый- | |
послушный | скептический | |
V. Покорный- | ||
застенчивый |
Я-реальное | |||||||
I. Властный- | |||||||
лидирующий | |||||||
VIII. Ответственный- | II. Независимый- | ||||||
доминирующий | |||||||
великодушный | |||||||
VII. Сотрудничающий- | III. Прямолинейный- | ||||||
агрессивный | |||||||
конвенциональный | |||||||
VI. Зависимый- | IV. Недоверчивый- | ||||||
послушный | скептический | ||||||
V. Покорный- | |||||||
застенчивый | |||||||
Я-идеальное | |||||||
I. Властный- | |||||||
лидирующий | |||||||
VIII. Ответственный- | II. Независимый- | ||||||
доминирующий | |||||||
великодушный | |||||||
VII. Сотрудничающий- | III. Прямолинейный- | ||||||
агрессивный | |||||||
конвенциональный | |||||||
VI. Зависимый- | IV. Недоверчивый- | ||||||
послушный | скептический | ||||||
V. Покорный- | |||||||
застенчивый | |||||||
Б-5-7. | Вспомните | и | запишите | «формулу | самоуважения», | предложенную | |
У. Джемсом. Предложите наиболее конструктивную стратегию работы | |||||||
над повышением самоуважения человека, ориентируясь на эту | |||||||
формулу. | |||||||
Б-5-8. | Объясните факт: |
Люди с завышенной самооценкой гораздо более склонны придерживаться
расистских взглядов, а также отличаются повышенной агрессивностью.