Как совершенствовать свои способности

1. Прислушивайся к своему внутреннему голосу, к своим желаниям и интересам. Они подскажут, в какой профессиональной области ты сможешь оказаться наиболее успешным. Не бойся подражать кому–то — ты все равно останешься первопроходцем своей судьбы. Подражание, идентификация с человеком — носителем идеала являются эффективными стихийными механизмами личностного развития.

2. Не переживай, если ты долго не можешь определиться, например, в психологической специализации. Раннее самоопределение, конечно, дает выигрыш во времени, но не надо опасаться потерять время на поиски того, в чем ты по–настоящему одарен.

Из тысячи американцев–современников, которых соотечественники считают выдающимися людьми, меняли свою профессию 160 человек, в том числе 37 % — дважды, а 20 % — свыше двух раз.

3. Чтобы добиться успеха в любом деле, надо много трудиться и порой заставлять себя работать. Эмиль Золя, великий французский писатель, по утрам привязывал себя к стулу, так что хочешь или не хочешь — пиши.

4. Гете сказал: «Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет». Но ограничение не должно оборачиваться ограниченностью. Необходимой предпосылкой для настоящего овладения одной сферой деятельности является разнообразие знаний и интересов.

5. Если у тебя нет способностей к чему–то, но есть большое желание именно этой областью заниматься — это не трагедия. В психологии известен эффект замещения: другие личностные черты смогут компенсировать недостающие компоненты способностей.

Учеба — это всегда большая нагрузка на память. Многие студенты убеждены, что именно память самый важный психический процесс, и если в ночь перед экзаменом как следует напичкать свою память необходимой информацией, то успех обеспечен. Возможно, за счет объема кратковременной памяти в таком случае удастся сдать экзамен. Но есть большие сомнения, что нужный материал сохранится в памяти надолго. Любопытно, что было бы, если бы экзамен провели повторно через неделю? Думается, что студент, готовившийся только одну ночь, вспомнил бы только ничтожно малую часть информации. Усвоение материала предполагает задействование не только кратковременной памяти, но и внимания, мышления, воображения, а самое главное — системности в работе.

КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ

1. Приступая к запоминанию, надо поставить перед собой цель— запомнить надолго, лучше навсегда. Установка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания. Осознай, для чего требуется запомнить изучаемый материал. Чем важнее поставленная цель, тем быстрее и прочнее происходит запоминание.

2. Внимание — резец памяти: чем оно острее, тем глубже следы. Чем больше желания, заинтересованности, эмоциональной включенности в получение новых знаний, тем лучше запомнится.

3. Чем лучше поймешь, тем лучше запомнишь. Откажись от зубрежки и для запоминания текста опирайся на осмысленное запоминание, которое в 25 раз продуктивнее запоминания механического. Последовательность работы примерно такова: 1) понять; 2) установить логическую последовательность; 3) разбить материал на части и найти в каждой «ключевую фразу» или «опорный пункт»; 4) запомнить именно их и использовать как «вешки» — ориентиры. Смысловых блоков должно быть от 5 до 9, так как именно 7 плюс–минус 2 единицы информации в среднем может одновременно ухватить наша память.

4. Если выполнение какого–либо задания прервано, то оно запомнится лучше по сравнению с заданиями, благополучно выполненными (эффект Зейгарник).

5. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.

Закрепляй в памяти учебный материал как можно чаще. Оптимальный промежуток между прочтениями колеблется от 10 минут до 16 часов. Перечитывание менее чем через 10 минут оказывается бесполезным, а по истечении 16 часов часть текста забывается.

6. Заданный учебный материал лучше повторять по «горячим следам», особенно эффективно повторение перед сном и с утра. Давно замечено, что лучший способ забыть только что выученное — постараться сразу же запомнить что–нибудь похожее. Поэтому не стоит учить информатику после математики, а политологию после социологии.

7. При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».

8. Настоящая мать учения не повторение, а применение. Чем больше будет найдено возможностей включить запоминаемый материал в практическую деятельность, поработать с ним, тем глубже и надежней будет запоминание.

9. Иногда удобно использовать мнемотехнику — искусственные приемы запоминания.

Например, набор бессмысленных слогов «ри–ка–ку–по–лу–ша» можно запомнить, связав их в искусственное предложение «Присказку послушай».

Большую часть занятий в вузе составляют лекции. Совершенно очевидно, что уметь конспектировать слова лектора — просто необходимо студенту.

Л. Ю. Вураско[64] указывает, что основные приемы конспектирования можно условно разделить на три группы:

1. Сокращение слову словосочетаний, терминов. Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гипераббревиатуру терминов (когда начальная буква обводится линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), способы записи окончаний, иероглифику и пиктографию.

2. Переработка фразы. Говорят, что это самые эффективные приемы. Но и освоить их до степени автоматизма тоже сложно. Они включают: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги, приведение фразы к эквивалентному виду, использование контекста).

3. Вооружайтесь фломастерами, маркерами, цветными ручками и карандашами — и все довольно просто: рубрикация, выделение цветом существенных деталей, изменение цвета в зависимости от важности текста и по соответствию частей текста.

Готовясь к семинарским занятиям или экзаменам, студент вынужден читать очень много обязательной и дополнительной литературы. Часто бывает нужно найти необходимую информацию в большом объеме материала или уяснить общий смысл книги или статьи. В таких случаях незаменимым становится скорочтение. Выделяются следующие принципы быстрого чтения[65]:

• Использовать только зрение, не повторяя про себя текст.

• Воспринимать слово не по буквам, а как отдельный знак.

• Воспринимать одновременно несколько слов или фраз.

• Двигаться взглядом не по строчкам, а по середине страницы сверху вниз, используя так называемое периферическое зрение.

• Не возвращаться к уже прочитанному во время чтения.

Медленное чтение призвано помочь творчески воспринимать информацию, предлагать новые идеи и складывается из трех частей:

• Узнать — определить практическую ценность нового материала, выявить его связи, превратить его в часть собственных знаний.

• Уплотнить — обдумать материал, сжать информацию до минимального объема, не потеряв сути.

• Творчески осмыслить — для этого можно:

— перепланировать материал, то есть установить в тексте новые связи;

— сделать новые выводы, следующие из высказанных автором идей;

— объяснить факты с иной точки зрения, выработать собственную позицию.

«Финские исследователи предлагают следующую классификацию видов чтения:

• Поисковое. Отыскивая в книге нужное место, мы просто скользим взглядом по середине строк, стараясь вовремя заметить нужную информацию. На остальной текст внимание практически не обращается, и он не запоминается.

• Выборочное. Оно полезно для общего знакомства с текстом, чтобы определить, стоит ли его читать. Зачастую из начальных фраз можно уяснить, о чем предстоит разговор.

• Беглое. Здесь потребуется навык скорочтения. Цель — уяснить главное, не останавливаясь на второстепенном.

• Углубленное. Это самый серьезный вид чтения. Его задача — понять и запомнить прочитанное. Перед углубленным чтением постарайтесь сосредоточиться и бегло просмотреть текст, отметьте ключевые слова, выделите самое важное. Примерно через каждую четверть часа углубленного чтения снова пробегите глазами прочитанное, отмечая самое важное. После этого кратко запишите выводы» (Вураско. — С. 103—104).

КАК СОСТАВЛЯТЬ КОНСПЕКТ:

• читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы;

• если составляется план–конспект, сформулируйте его пункты, подпункты, определите, что именно следует включить в план–конспект для раскрытия каждого из них;

• наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат;

• в конспект включаются не только основные положения, но и доводы, их обосновывающие, конкретные факты и примеры, но без их подробного описания;

• составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы цитируемой работы, применять условные обозначения;

• располагайте абзацы ступеньками, применяйте цветные карандаши, маркеры, фломастеры для выделения значимых мест.

Реферат — от латинского слова «докладываю», «сообщаю» — это краткое сообщение содержания какого–то произведения или нескольких произведений с целью освещения какой–либо темы, проблемы.

Как работать над рефератом:

• продумайте тему своей работы, определите ее содержание в общих чертах, набросайте предварительный план;

• составьте список литературы, которую следует прочитать. Отмечайте и выписывайте все то, что, на ваш взгляд, может пригодиться впоследствии;

• разработайте как можно более подробный окончательный план, указав возле всех пунктов, откуда можно взять материал;

• во вступлении к работе раскройте значение ее темы;

• последовательно раскрывайте все предусмотренные планом положения, обосновывайте их, подкрепляйте конкретными примерами и фактами;

• проявите свое личное отношение;

• старайтесь писать грамотно, точно, кратко; не допускайте повторений и пустословия;

• делайте ссылки на произведения, откуда берете цитаты и факты в подстрочных и пронумерованных сносках;

• в конце работы сделайте обобщающий вывод;

• перечитайте свою работу, устраните недостатки.

Приложение 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИКА

Данное приложение содержит информацию о тех газетах и журналах, которые непосредственно связаны с психологией или представляют смежные дисциплины (педагогику, психиатрию, социологию, социальную работу и т. д.) и публикуют психологические материалы в соответствии со своей спецификой. Различия в том, насколько детально представлена информация об этих изданиях, определяются тем, насколько подробно эта информация предоставлена ими самими в доступных справочных материалах.

Акмеология

Журнал, издаваемый Российской академией государственной службы (бывш. РАУ). Гл. ред.: д–р психол. наук, зав. кафедрой акмеологии и политической психологии А. А. Деркач.

Адрес редакции: 117606, Москва, просп. Вернадского, 84, РАГС, кафедра акмеологии и политической психологии. Тел.: (095) 436–98–82.

Архетип

Философский психоаналитический журнал, учредитель: Московский независимый институт экологии, конфликтологии и открытого образования. Журнал является ежеквартальным печатным изданием Московской межрегиональной психоаналитической ассоциации. Гл. ред.: докт. фил ос. наук П. С. Гуревич.

Индекс Роспечати: 34284.

Адрес редакции: Москва, Ленинский пр–т, 6, к. 301. Тел.: (095) 236–97–28, 236–97–07.

Валеология

Новый научно–практический журнал. Периодичность — 4 раза в год, объем — 80 страниц. Издают журнал Государственный комитет РФ по высшему образованию, Академия медико–технических наук, Межвузовская научно–техническая программа «Автоматизированные системы медико–биологического назначения» и Ассоциация центров валеологии. Гл. ред.: проф. Г. А. Кураев. По вопросам подписки обращаться в редакцию.

Адрес: 344006, г. Ростов–на–Дону, ул. Б. Садовая, 105, РГУ, к. 522. Тел.: (8632) 65–95–32.

Вестник МГУ. Серия 14, Психология

Научный журнал, основанный в 1946 году. Выходит один раз в квартал.

Адрес редакции: 103009, Москва, ул. Герцена 5/7. Тел.:(095)203–31–28.

Вестник психосоциальной и коррекционно–реабилитационной работы

Издается Редакционно–издательским центром Консорциума «Социальное здоровье России». Содержание: психосоциальные технологии для работы с детьми и семьями группы риска, отечественный и зарубежный опыт социальных служб, реабилитационных центров, нормативно–правовое обеспечение.

Периодичность — 1 раз в квартал.

Индекс 73045, для предприятий — 73145. Тел.: (095) 141–50–86, 925–02–75.

Вестник Российской ассоциации телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП)

Адрес редакции: 196066, Санкт–Петербург, ул. Гастелло, 9. Тел.:(812)293–13–30.

Вопросы ментальной медицины и экологии

Редакторы: Макаров В. В., Катков Л. JI. Презентация журнала состоялась во время II недели ментальной экологии 1–7 февраля 1996 года в Красноярске.

Адрес: 660017, Красноярск, ул. Ленина, 127–7. В. В. Макарову.

Вопросы психологии

Научный журнал. Учредитель: Российская Академия образования. Издается с января 1955 г.

Индекс Роспечати: 70131 (для индивидуальных подписчиков); 71235 (для предприятий и организаций).

Адрес редакции: 103009, Москва, К–9, ул. Моховая, 9, корп. В. Тел.: (095) 202–96–09.

Гуманизация образования

Психолого–педагогический международный журнал, начал выходить в июле 1994 г. Периодичность — 4 номера в год.

Адрес: 659335, Алтайский край, г. Бийск, ул. Короленко, 53. Научно–изд. центр БиГПИ и НИИ ППО РАО. Тел.: (38542) 45–137. Факс: (38542) 45–137.

Детский психолог

Журнал издается в поддержку практических психологов, работающих в учреждениях образования.

Адрес редакции: 344082, Ростов–на–Дону, ул. Большая Садовая, 33. Ростовский педагогический университет, кафедра психологии.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

ДИДАКГ ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

ЖУРНАЛ НЕВРОПАТОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ им. С. С. КОРСАКОВА

Журнал практического психолога

Издается с 1996 года издательством «Фолиум». Методическое издание, ориентированное на практических психологов, студентов и аспирантов, изучающих психологию, начинающих психологов. Гл. ред.: канд. псх. наук А. Г. Лидере.

Периодичность — один выпуск в два месяца.

Редакция принимает статьи и материалы объемом от 0,5 до 1,0 авт. л. в машинописном тексте (1–я копия) через 1,5 интервала, 60 знаков по 30 строк. Автору необходимо сообщить Ф.И.О. полностью, место работы, адрес и телефон для связи.

Подписной индекс по каталогу Роспечати: 71808.

Адрес: 117261, Москва, а/я 754. Тел.:(095)134–44–28.

Журнал социологии и социальной антропологии

Издается с 1998 г. факультетом социологии С. — Петербургского университета совместно с Институтом социологии РАН (С. — Петербургский филиал) и Социологическим обществом им. М. М. Ковалевского с целью расширения коммуникационного поля российских социологов, социальных философов, политологов, культурологов и антропологов. Гл. редактор: В. В. Козловский.

Контактная информация: 193060, Санкт–Петербург, ул. Смольного, д. 1/3,9–й подъезд, Факультет социологии СПб. ГУ, В. В. Козловскому. Тел.: (812)110–00–77, 271–92–23. Факс: (812) 110–00–77.

Инициативы

Издание благотворительного фонда «Душа человека». Тематика — вопросы общественной активности в области психического здоровья. Предполагаемый объем — 8 стр., периодичность — раз в 2 месяца.

Адрес: 107076, Москва, ул. Потешная, 3. НИИ психиатрии, лабораторн. корпус, БФ «Душа человека».

Иностранная психология

Изд–во МП «Центр прикладной психологии». Адрес: 129366, Москва, ул. Ярославская, 13. Тел.: (095) 283–45–35.

Исцеляющее искусство. Журнал арт–терапии

Междисциплинарное издание, основной тематикой которого являются различные виды терапии творчеством, арт–терапия. Журнал исповедует интегративную философию, основанную на принципах динамической психотерапии, социальной психиатрии, групп–анализа и теории систем. Он придает большое значение социальному, культурному и политическому контекстам арт–терапевтической практики. Поэтому важное место отводится публикациям, посвященным новым направлениям современного искусства, массовым коммуникациям, кросс–культуральным исследованиям и т. д. Публикуются оригинальные авторские статьи, обзоры отечественной и зарубежной литературы, новости арт–терапии и др.

Выходит 1 раз в 3 месяца.

По вопросам подписки обращаться по адресу: Арт–терапевтическая ассоциация, 190000, Санкт–Петербург, Главпочтамт, а/я 87.

Консонанс

Периодическое издание «Фонда Епифания», содержание ориентировано на гуманистические и трансцендентные подходы в психологии и психотерапии. Редактор журнала: Белоусов Сергей Анатольевич, психиатр, психолог, преподаватель Закона Божиего (выпуск Свято–Тихоновского богословского института), инструктор трансцендентной психотерапии.

Заказы на подписку присылать по адресу: 142715, Московская обл, Ленинский р–н, с/х им. Ленина, а/я № 1, «Фонд Епифания». Условия и стоимость будут сообщены.

Логос

Феноменологический журнал.

Адрес: 119034, Москва, Зубовский бульвар, 17. Изд–во «Гнозис». Тел.: (095) 246–56–32.

Магистр

Журнал для педагогической элиты, талантливых преподавателей высшей школы, студентов, учителей, научных работников, а также всех желающих повышать свой научно–педагогический, духовный и культурный уровень. Журнал пропагандирует мировые достижения в области педагогики, психологии и др. человековедческих наук и является высококачественным источником научной информации в доступной форме. В нем публикуются новые идеи и концепции, материалы и результаты исследований наиболее значимых по научной новизне и оригинальности трактовки или известное, рассматриваемое под необычным ракурсом. «Магистр» выходит с мая 1991 г. В 1995 г. получил статус международного, выходит в России, Англии, Германии, Австралии, Сингапуре и странах ближнего зарубежья.

Выходит 6 раз в год.

Подписка в издательстве по адресу: 117918, Москва, ул. Донская, 26, корп. 8. Тел.: (095) 955–35–36. Факс: (095) 954–51–82.

Мастер–класс

Информационно–аналитический сборник по вопросам развития образования г. Новосибирска.

Учредитель: Городской центр развития образования при Управлении образования мэрии г. Новосибирска.

Редколлегия принимает материалы объемом не более 8 печатных стр. по темам: общие вопросы образования, вопросы развития образования в г. Новосибирске, образовательные и педагогические инновации в г. Новосибирске, международное сотрудничество в области образования.

Выпуск — 3 раза в год, тираж — 3000 экз., объем — 2 п. л.

Адрес редакции: 630064, Новосибирск, пр–т К. Маркса, 21. Тел.:(3832)46–48–83.

Мир психологии

Журнал Академии педагогических и социальных наук; издается Московским психолого–социальным институтом, из–во НПО «МОДЭК» (г. Воронеж). Гл. редактор: Фельдштейн Давид Иосифович. Редколлегия:

A. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский , А. А. Бодалев, С. К. Бондырева (зам. главного редактора), В. П. Зинченко, Л. П. Кезина, Е. А. Климов, И. В. Кондаков, Н. Д. Никандров, А. И. Подольский, В. В. Рубцов, Э. В. Сайко (зам. главного редактора).

Выпуск — 4 раза в год, тираж — 2000 экз. Подписной индекс: 47110.

Адрес редакции: 113191, Москва, 4–й Рощинский пр–д, д. 9а. Тел.:(095)958–19–00.

Московский психотерапевтический журнал

Редакционная коллегия: Т. В. Снегирева (главный редактор), М. Е. Бурно, Ф. Е. Василюк, А. Я. Копьев, А. Б. Холмогорова,

B. Н. Цапкин.

Адрес редакции: 103009, Москва, К–9, ул. Большая Никитская, 16, к. 314. Тел.: (095) 253–91–95, 229–07–16.

МОСТ НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

НЕЗАВИСИМЫЙ ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

НОВАЯ ВЕСНА

Новости психосинтеза

Российский научно–популярный альманах. Психотерапия, психология, философия, педагогика и др. науки о человеке.

Адрес: 660021, Красноярск, ул. Робеспьера, 2, офис 210. Тел.(3912)21–10–20.

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Общественные науки и современность (ОНС)

Орган Президиума РАН, академическое междисциплинарное издание. Выходит 6 раз в год, распространяется только по подписке. Индекс: 70677.

Адрес редакции: 103717, Москва, Подсосенский пер., 21. Тел.: (095) 916–09–94, 917–80–00.

Онтопсихология

Главный редактор: Афанасьев Валерий Сергеевич. Адрес редакции: 199226, Санкт–Петербург, а/я 373. Тел.:(812)351–00–20.

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

ПЕРСОНАЛ

Преодоление

«Журнал для инвалидов и не только для них». Выходит 1 раз в два месяца.

Индекс по каталогу Роспечати: 71073. Тел.: (095) 201–51–59.

Прикладная психология

Учредители: Министерство труда и соц. развития РФ, Государственная академия управления им. С. Орджоникидзе, Всероссийский научно–производственный центр профориентации и психологической поддержки населения, издательство «Магистр».

Тематическая направленность журнала: психология управления человеческими ресурсами, психологические феномены в различных социальных, производственных и жизненных ситуациях; экспериментальные и прикладные исследования психологических ресурсов; методология, технология и методы изучения, диагностики и психологической поддержки человека; проблемы определения психологических ресурсов и перспектив развития конкретных социальных и профессиональных групп; психологические последствия социальных инноваций. Гл. редактор: Ю. М. Забродин.

Выходит 6 раз в год.

Подписку можно оформить во всех отделениях связи.

Ивдекс: 12906 (для организаций), 48875 (для частных лиц).

Адрес редакции: 107140, Москва, ул. Русаковская, 10. Тел.: (095) 298–85–64.

Прикладная психология и психоанализ

Учредители: Международная педагогическая академия, Московский региональный институт высшего социально–экономического образования. Гл. редактор: Б. К. Тебиев.

Журнал выходит 6 раз в год.

Подписной индекс в каталоге «Роспечать»: 72535.

Адрес редакции: 129090, Москва, ул. Щепкина, 9, оф. 8.

Тел.: (095) 971–34–90. Тел./факс: (095) 182–58–02.

Психоаналитический вестник

Профессиональное издание Национальной федерации психоанализа. Подписка через Объединенную редакцию психологической периодики.

Адрес: 198005, Санкт–Петербург, Московский пр., д. 19, ИМАТОН.

Тел.:(812)327–57–57.

Психолог в детском саду

Ежеквартальный научно–практический журнал. Издается с 1998 г.

Издание адресовано психологам, методистам, воспитателям, игро–и сказкотерапевтам, семейным терапевтам, педагогам. Разделы: «Теоретические проблемы дошкольной психологии»; «Классика»; «Психодиагностика»; «Игротерапия и сказкотерапия»; «Психологическое консультирование»; «Психология для родителей»; «Развивающие программы»; «Творчество наших детей»; «За рубежом»; «Сообщения, информация, библиография». Соредакторы: Колесников В. Г., Лидере А. Г.

Оформить подписку можно по одному из следующих адресов:

• 249020, г. Обнинск–1, а/я 1022, Психологический центр «Детство», В. Г. Колесникову;

• 117261, г. Москва, а/я 754, А. Г. Лидерсу.

Психологическая газета

Адрес: 198005, Санкт–Петербург, Московский пр. д.19, ИМАТОН. Тел.:(812)327–57–57.

Психологическая газета: «Мы и мир»

Гл. редактор: А. А. Жигарьков. Индекс по каталогу Роспечати: 32842.

Адрес редакции: 123056, Москва, а/я 29.

Тел./факс: (095) 250–53–02.

Психологическая консультация

Научно–популярный журнал, выходит с января 1998 г. Тематика: брак и семья; интимность; школа психолога–консультанта; самопознание и саморазвитие; архетипы; люди и животные; воспитание и образование; телесное и психическое здоровье; психология и искусство. Гл. редактор: Татьяна Грузинова.

Адрес: 123424, Москва, Волоколамское шоссе, 73, НТЦ «Ресурс». Тел./факс: (095) 186–30–14.

Психологическая наука и образование

Журнал для психологов, педагогов, управленцев образования.

Учредители: Психологический институт РАО, Международный образовательный и психологический колледж. Гл. ред.: действительный член РАО, профессор В. В. Рубцов.

Заказ на приобретение журнала и предложения о сотрудничестве посылать по адресу: 103009, Москва, ул. Герцена, 16, комн. 312, Международный образовательный и психологический колледж. Тел.: (095) 229–89–88.

Психологический журнал

Основан в январе 1980 г., выходит 6 раз в год. Издается Российской академией наук.

Адрес редакции: 129366, Москва И–366, ул. Ярославская, 13. Тел.: (095) 283–53–20, 283–58–10.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАУЧНО–МЕТОДИЧЕСКИЙ

ЖУРНАЛ «ПАСХИ»

Психологическое обозрение

Журнал предназначен для психологов–исследователей, психологов–практиков, преподавателей, студентов и аспирантов, а также педагогов, социальных и медицинских работников, социологов, философов, журналистов — то есть всех тех, кто интересуется психологией.

Журнал включен в международный каталог и распространяется за рубежом. Основная задача издания — дать информацию о последних новостях российской и зарубежной психологической науки и практики, а также познакомить читателей с различными направлениями и подходами в современной отечественной и иностранной психологии. Главный редактор: В. Н. Дружинин, д–р психол. наук.

Научный журнал Российского психологического общества. Выходит с 1995 года, периодичность журнала — 2 раза в год.

Адрес редакции: 129366, Москва, ул. Ярославская, 13.

Тел.: (095) 282–51–29, 283–59–30, 282–71–78 (пнд., чтв.). Факс:(095)282–92–01.

ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ ПСИХОЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ

Психология зрелости и старения

Ежеквартальный журнал для психологов, социальных служб, врачей, работающих с пожилыми людьми, и всех, кого интересуют проблемы людей взрослого и старшего возраста. Издатель — «Центр Геронтолог» (Москва). Гл. редактор: О. В. Краснова. Объявлена подписка.

Адрес: Москва, Б.Тишинский пер., 40, стр. 1, п. 2. «Молодежный центр» (для «Центра Геронтолог»).

Путь к себе

«Журнал для тех, кто хочет изменить себя и обстоятельства». Адрес: 125124, Москва, а/я 8.

Тел.: (095) 383–67–69, 213–75–41.

Развитие личности

Издается Институтом развития личности Российской академии образования. «Для профессионалов науки и практики. Для тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности». Гл. редактор: В. С. Мухина.

Основан в 1997 г., выходит 4 раза в год.

Адрес редакции: 119906, Москва, ул. Погодинская, 8.

Тел.: (095) 247–06–06. Факс: (095) 246–40–17.

Реферативный журнал «Психология»

Издается с 1990 г. Всероссийским Институтом научной и технической информации.

Выходит ежемесячно и содержит от 250 до 500 рефератов. РЖ «Психология» реферирует около 100 зарубежных периодических изданий. Редактор: Гудкова Т. А.

Адрес: 125219, Москва, ул. Усиевича, 20а, ком. 927. Тел.: (095) 155–44–88. РЖ «Психология».

Реальность, Истина, Стереотипы, Критерии (РИСК)

Популярный журнал по психологии, рассчитанный как на профессионалов, так и на широкий круг читателей. Тел.: (095) 593–07–10, 282–74–50.

Российский психоаналитический вестник

Журнал основан в 1991 году. Выходит 1 раз в год.

Журнал можно приобрести по адресу: 117933, Москва, Ленинский проспект, 6, ком. 301. Тел.: (095) 236–97–07, 236–97–28.

РОССИЙСКИЙ ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Семейная психология и семейная терапия

Журнал для психологов, преподавателей, консультантов, семейных терапевтов, а также родителей, супругов и всех тех, кого не оставляют равнодушными детско–родительские, брачные, сексуальные и прочие семейные и околосемейные отношения. Главный редактор: Н. Н. Лебедева.

Разделы:

. семья;

. дети;

. родители;

• об интимном;

• дисфункциональная семья (работа с зависимостями и др.);

• семейная психология как учебный предмет;

• для всей семьи;

• слово нашим детям;

• информация и реклама и др.

Объем журнала до 8 усл. п. л. Периодичность — 4 номера в год. Адрес: 117261, Москва, до востребования Лебедевой Наталии Николаевне. Тел.: (095) 134–44–28.

Сибирский психологический журнал

Приложение к журналу «Образование в Сибири». Издатели: Сибирское отделение РАО, Томский научный центр, ф–т психологии ТГПУ, Инст–т образования Сибири, Дальнего Востока и Севера, Сибирский центр экспериментальной и прикладной психологии, Министерство общего и профессионального образования. Гл. редактор: Г. В. Залевский.

Рубрики: научные сообщения, в помощь практическому психологу, люди и организации, история психологии, дискуссии и обсуждения, интервью, психология здоровья, за рубежом, критика и библиография, научная жизнь.

Адрес редакции: 634050, Томск, ул. Герцена, 68. Тел./факс: (3822) 21–26–07.

Социальная и клиническая психиатрия

Издание Российского общества психиатров, Московского научно–исследовательского института психиатрии МЗ РФ, Международного фонда гуманитарной помощи Службам психического здоровья. Главный редактор: И. Я. Гурович.

Индекс Роспечати: 73358.

Адрес: 107076, Москва, ул. Потешная, 3, Московский НИИ психиатрии МЗ и МП РФ.

Соционика, ментология и психология личности

Украинский журнал на русском языке. Выходит 1 раз в два месяца. Индекс Роспечати: 75557.

Тел.: (044) 543–24–02.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (СОЦИС)

Социологический журнал

Издается с 1994 г. Институтом социологии РАН и Московской высшей школой социальных и экономических наук. Главный редактор: Г. С. Батыгин.

Выходит 4 раза в год.

Адрес редакции: 117259, Москва, ул. Кржижановского 24/35, корпус 5, комн. 521.

Тел.: (095) 120–82–57. Факс: (095) 719–07–40.

Таврический журнал психиатрии

С 1992 года (№ 1—8) выходил как непериодическое издание Acta Psychiatrica, Psychologica, Psychotherapeutica et Ethologica Tavrica. Междисциплинарное периодическое издание, посвященное актуальным проблемам психиатрии, психотерапии, психологии, клинической нейрофизиологии, этологии человека.

Издатель — Крымская Республиканская ассоциация психиатров, психотерапевтов и психологов. Главный редактор: Николай Викторович Вербенко. Председатель Издательского совета — Виктор Павлович Самохвалов. Разделы: психиатрия, психотерапия, психология, нейрофизиология и эпилептология, этология человека, клиническая антропология.

Приобрести журнал (4 номера в год) и приложения (4 выпуска в год с 1998 года) можно наложенным платежом. Обращаться в редакцию.

Адрес редакции: Украина, Крым, Симферополь, 333000, ул. Р. Люксембург, 27.

Тел.: (0652) 27–38–06.

Учитель

Главное направление публикаций журнала — вопросы дошкольного, общего и профессионального образования. И прежде всего — творческий педагогический опыт и инновационные технологии, новейшие методики и разработки в обучении и воспитании, авторские программы и спецкурсы. На страницах «Учителя» получают «постоянную прописку» проблемные материалы преподавателей, методистов, ученых, воспитателей, управленческих работников, мыслящих по–новому, с перспективой. Тематика и география публикаций регулярно обновляется.

Объем — 8 печатных листов, выходит 6 раз в год.

В розничную продажу журнал не поступает. Журнал «Учитель» можно выписать с любого номера.

Индекс журнала в Роспечати: 72437.

В редакции можно купить уже вышедшие номера.

Контактные телефоны: (095) 124–65–59; 268–24–33; 732–46–01.

Человек

Иллюстрированный научно–популярный журнал Института человека РАН.

Индекс Роспечати: 71076.

Избранные тексты статей доступны on–line на сервере Службы.

Школьный психолог

Приложение к газете «Первое сентября». Единственный в мире еженедельник по психологии и самое многотиражное психологическое издание страны (подписной тираж — 7000). Гл. редактор: Марк Сартан. Подписной индекс по каталогу Роспечать: 32898. Адрес редакции: 121165, Москва, ул. Киевская, 24. Тел.: (095) 249–34–10, 249–3138. Факс:(095)249–31–84. E–mail: [email protected].

Экспериментально–прикладная психология

Научно–практический журнал, выходящий с 1994 года. Адрес: 644063, Омск, ул. Масленникова, 144, ОГИФК.

Приложение 3

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА ПСИХОЛОГОВ

Как уже говорилось, профессионалы — не только психологи, но и представители многих других профессий — организуют сообщества (союзы, ассоциации, объединения), действующие как общественные организации и служащие главным образом целям профессионального общения, обмена опытом, выработки стратегий и тактик профессионального развития, выявлению резервов и перспектив. Эти сообщества различны по масштабам, объединяя как всех профессионалов, так и профессионалов определенного региона либо определенного направления.

Крупнейшая международная организация психологов — Международный союз психологической науки — The International Union of Psychological Science, основанный в 1951 г. и в настоящее время объединяющий психологов 54 стран (национальных психологических ассоциаций). В составе этого Союза Россию представляет Российское психологическое общество при Президиуме Российской академии наук, о котором речь ниже. Международный союз организует всемирные психологические конгрессы, последний из которых — XXVI Международный психологический конгресс — состоялся в 1996 г. в Канаде. Помимо национальных ассоциаций, в Союз входят различные международные объединения специализированной направленности — например, Международная ассоциация прикладной психологии, Европейская ассоциация экспериментальных социальных психологов, Европейская ассоциация психологии личности, Международное общество изучения развития поведения и ряд других. Наряду с всемирными психологическими конгрессами, Союз организует и конференции по специальным тематикам.

Российское психологическое общество

Крупнейшее объединение отечественных психологов, образованное в 1994 г. и являющееся преемником Общества психологов СССР. В состав Общества входят 54 региональных отделения. Руководство Обществом осуществляет Координационный совет, избираемый съездом Общества, а между съездами — Президент и Президиум Координационного совета. Ниже приводим Устав Российского психологического общества. Президент Российского психологического общества — доктор психологических наук, академик Российской академии образования Евгений Александрович Климов.

Адрес: Исполнительная дирекция РПО— 129366, Москва, ул. Ярославская, 13.

Тел.: (095) 283–55–30. Факс: (095) 282–92–01.

Приводим также данные о других российских сообществах так, как они заявили себя в Интернете.

Ассоциация гуманистической психологии

Адрес: 117321, Москва, ул. Профсоюзная, д. 130, корп.1,оф.56. Тел.: (095) 338–73–58.

Ассоциация перинатальной психологии и медицины Ивановской области (АППМ)

Адрес: 153006, Иваново, 15–й проезд, д.7.

Тел.: (093–2) 324–667, e–mail: [email protected].

Ассоциация тренинга и психотерапии

(Объединение психологов и психотерапевтов)

Адрес: 197349, С. — Петербург, пр.Королева, д.29, корп.1, кв.65. Тел.:(812)348–9734. E–mail [email protected].

Коллегия семейных психологов

(Профессиональное объединение)

Адрес: 199226, Санкт–Петербург, а/я 102. Тел.:(812)356–4084. E–mail: [email protected].

Московское психологическое общество

Московское Психологическое общество (МПО) было основано при Императорском Московском университете 24 января 1885 г. Его создание было вызвано потребностью в развитии и распространении психологических знаний и направлено на объединение всех научных сил, работающих в области психологии и смежных с ней дисциплин, а также философии.

Наши рекомендации