Глава 5. Активность личности ребенка с ограниченными 12 страница
3. Аномальному ребенку при обучении должна предоставляться специальная педагогическая помощь. Это значит, что без специальных педагогов, работающих непосредственно в школе массового типа, интеграция невозможна.
4. Забота об аномальных детях не должна осуществляться в ущерб заботе об остальных учащихся.
5. Интеграция должна осуществляться на основе эффективного использования всех средств, находящихся в распоряжении данной школы.
6. Аномальный ребенок должен принимать участие в деятельности школы наравне с остальными учащимися.
7. К аномальному ребенку необходимо предъявлять такие же требования, как и к здоровому ребенку.
При несоблюдении любого из указанных условий интегрированное обучение не будет успешным.
Приведенный анализ опыта организации интегрированного обучения в Великобритании свидетельствует о том, что создание концептуальных основ и реформирование системы
обучения и воспитания детей-инвалидов на принципах интегрированного подхода возможно лишь на государственном уровне.
Что же касается нашей страны, то идеи перехода к обучению детей и подростков с жизненными ограничениями, основанными на принципе интеграции, пока находятся в стадии становления. Интегративными подходами к их обучению, например, занимаются ученые Института коррекционной педагогики РАО, которые рассматривают эти проблемы с учетом реальных условий российской образовательной системы. Концепция интегративного обучения, предложенная ими, строится на трех основных принципах:
— интеграция через раннюю коррекцию. В стране необходимо создать систему раннего (с первых месяцев жизни) выявления отклонений в развитии детей и их коррекции и за счет этого выйти на такой уровень психофизического развития аномального ребенка, который бы позволил ему максимально адекватно «влиться» в общеобразовательную среду уже на следующем этапе возрастного развития;
— интеграция через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребенку;
— интеграция через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения.
При таком подходе интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из альтернативных форм внутри системы, так как ребенок, интегрированный в общеобразовательную среду, обязательно получает специальную помощь. Ее задача сблизить две образовательные системы — общую и специальную.
Имеются примеры, когда на основе интегрированного подхода получены результаты, превышающие ожидания. Например, в Нижнем Новгороде создана школа «Нордис» для глухих и слабослышащих детей и их родителей, основная цель которой — полная реабилитация глухого ребенка. Глухие дети, прошедшие со своими родителями эту школу, не только говорят на обычном русском языке, но и поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Они учатся в «обычной» школе с «нормальными» детьми, осваивают полностью школьную программу, поступают на общих основаниях по конкурсу в высшие учебные заведения.
По принципу интеграции строится также обучение детей с жизненными ограничениями в ряде школ других регионов страны: в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и др.
Основными положениями их деятельности являются:
— отказ от дифференциации обучения;
— признание прав любого ребенка учиться в обычной школе;
— сохранение класса как целостности на протяжении всего времени обучения детей;
— обеспечение успеваемости учащихся и необходимого уровня образования путем создания дополнительных форм обучения, введения специальных уроков и других занятий;
— привлечение родителей к совместному устранению трудностей, которые испытывает ребенок.
Как показывает практика, интегрированный подход полезен не только в обучении детей-инвалидов, но и здоровых детей, которые приобретают жизненно важный нравственный опыт общения с более слабым, менее «умным», менее способным сверстником и принимают его как равного.
Контрольные вопросы
1. Раскройте сущность понятий «социальная среда», «микросреда», «макросреда», «специальная развивающая среда».
2. Раскройте основные причины отторжения, непринятия социальной средой детей с ограниченными возможностями. Назовите основные пути устранения названного негативного явления.
3. Дайте характеристику сущности адаптационного процесса у детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду. Назовите причины, мешающие их адаптации в среду здоровых сверстников.
4. Раскройте роль образования в подготовке детей к интеграции в общество. Что представляет собой система специального образования в нашей стране?
5. Назовите положительные и негативные стороны пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья в специализированных учреждениях интернатного типа.
6. Раскройте сущность понятия «интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых детей».
7. Охарактеризуйте особенности зарубежного опыта интегрированного подхода к обучению детей-инвалидов.
8. При соблюдении каких условий возможна интеграция детей с отклонениями в развитии в школы массового типа?