III опыт – редуцированное (искусственное) активное осязание

Испытуемый сам последовательно (без возвратов) обводит контур фигуры-стимула указательным пальцем правой руки. При этом ему разрешается 3-4 кратное обведение контура каждой фигуры. Экспериментатор во время опыта придерживает фигуру таким образом, чтобы в процессе ее обведения она оставалась неподвижной.

IV опыт – активное осязание.

Испытуемый сам ощупывает одной рукой предъявленную фигуру. Время ощупывания не ограниченно. После ощупывания фигуры испытуемый делает ее зарисовку.

V опыт – бимануальное осязание.

Экспериментатор предъявляет испытуемому фигуру, предлагая как можно точнее определить ее форму с помощью осязания – активного ощупывания двумя руками. Испытуемого просят в процессе ощупывания производить самонаблюдение с целью подробного анализа функций движений пальцев каждой из рук, а также функций правой и левой рук. Кроме словесного отчета о характере движений испытуемый делает зарисовки фигур.

Обработка результатов. Для обработки рисунки испытуемого группируют соответственно номеру опыта.

I – IV опыты.

1. Прежде всего следует оценить метрические свойства зарисовок, т.е. определить длину линий, величину углов, пропорции и общее количество элементов данной фигуры.

2. Затем оценить качество зарисовок по следующей 5-балльной шкале:

5 – рисунок в точности соответствует форме тест-объекта,

4 – в рисунке искажены длины отдельных сторон (они короче или длиннее, чем в оригинале),

3 – искажены не только длины сторон, но и углы,

2 – искажены длины сторон и углы, а также пропущены один или несколько элементов фигуры – оригинала,

1 – сходство между рисунком и фигурой-оригиналом полностью отсутствует.

Полученные балльные оценки для каждой фигуры в опытах записывают в протокол и рассчитывают средний балл для каждого опыта.

V опыт.

Обработка его результатов заключается в составлении экспериментатором письменного заключения об особенностях бимануального осязания. При этом предлагается обратить внимание на следующие особенности функции

рук и пальцев: разную активность правой и левой рук, разную функциональную роль пальцев (роль большого пальца как точки отсчета, роли указательного, среднего, безымянного и мизинца правой руки), симультанную работу пальцев, неравномерность движений по контуру (замедления, остановки и возвраты), преимущественные функции отдельных типов движений, а именно познавательных и контролирующих.

Форма отчета.

Письменные протоколы занятий и отчет по экспериментальному исследованию "Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании" с количественным и качественным анализом.

Тестовые задания для самопроверки (выбрать правильный ответ)

1. Наше восприятие мира связано:

1. с культурой, к которой мы принадлежим,

2. с практикой,

3. с опытом,

4. с нашими индивидуальными особенностями.

5. Верны все ответы.

2. Чтобы представление о мире оставалось стабильным, психика должна:

1. постоянно осуществлять коррекции,

2. учитывать расстояние, на котором находятся предметы,

3. изменять образ в зависимости от угла зрения.

4. Ни один из ответов не верен.

3. Эффект параллакса:

1. позволяет оценивать расположение удаленных предметов,

2. служит одним из монокулярных признаков глубины,

3. связан с движением головы наблюдающего.

4. Порог чувствительности:

1. представляет собой предел чувствительности рецептора,

2. определен генетически,

3. может меняться с возрастом.

4. Все ответы верны.

5. Бинокулярное зрение:

1. единственное позволяет воспринимать глубину,

2. неэффективно на расстоянии более 15 метров,

3. может быть заменено монокулярными признаками.

4. Все ответы верны.

6. По мнению В. Вундта, отличия ощущений и чувств связаны с тем, что:

1. чувства относятся к субъекту,

2. ощущений больше,

3. ощущения простые, а чувства сложные.

Литература

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. – М.: Академия, 1997. – С. 22-57.

2. Брунер Дж. О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком. – М., 1977.

3. Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс. 1977.

4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. – М.: Смысл, 1998.

5. Веккер Л.М. Психические процессы.– Л.: ЛГУ, 1974. – Т. 1.

6. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М., 1982.

7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: МГУ, 1988.

8. Запорожец А.В. Развитие восприятия и деятельность. – М., 1986.

9. Леонтьев А.Н. Психофизиологическая проблема и ее решение в теории деятельности //Хрестоматии по курсу "Введение в психологию" /Ред.-сост. Е.Е.Соколова. – М., 1999.

10. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. – М.: МГУ, 1981. – 224 с.

11. Найссер У. Познание и реальность. – М., 1981. – С. 123-140.

12. Рок И. Введение в зрительное восприятие: В 2 кн. – М.: Педагогика, 1980. – Кн. 1. – 279 с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. – М., 1989. – Т. 1.

14. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. –М.: Прогресс, 1966. – Вып. 1, 2.

15. Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и М.Б.Михалевской. – М.: МГУ, 1975. – 400 с.

16. Ярбус А.Л, Движения глаз при восприятии сложных объектов. – М.: МГУ, 1975. – С. 361-367.

Ответы к тестам

1 – 4, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 4, 5 – 3, 6 – 1.

Наши рекомендации