Семинарское занятие I
1. Предмет возрастной психологии. Отрасли возрастной психологии.
2. Место возрастной психологии в системе наук.
3. Практические и теоретические задачи возрастной психологии.
Семинарское занятие II
1. Стратегии исследования развития психики, их соотношение с состоянием науки и уровнем развития теоретических представлений.
2. Классификация методов.
3. Характеристика, значение и применение методов возрастной психологии.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., 1980. – Т.1.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.
3. Анастази А. Психологическое тестирование.
4. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Л., 1990.
5. Обухова Л.Ф. Детская психология; теории, факты, проблемы. – М., 1995.
6. Талызина Н.Ф. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. – М., 1991.
7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
Исторический обзор основных
Теоретических концепций
В возрастной психологии.
Вопрос о том, как развивается психика человека в течение его жизни, какие факторы оказывают влияние на это развитие, давно интересовал исследователей – психологов, педагогов, медиков.
По мере развития общего уровня знаний происходило изменение представлений об особенностях психического развития. Возникновение первых концепций психического развития связаны с появлением теории Ч. Дарвина, сформулировавшего идею о том, что развитие подчиняется определенным законам. Развитие психологических теорий с тех пор связано с поиском закономерностей в онтогенезе.
Первыми теоретическими концепциями стали теории рекапитуляции (Э. Геккель, Ст. Холл). Формирование психики детей трактовалось в них как фатальное повторение перехода от одной фазы развития человеческого рода к другой.
Нормативный подход к исследованию онтогенеза психики связан с исследованиями изменения моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка (А. Гезелл), а также с попытками установления связей в уровне интеллекта с генетическими факторами, возрастом, полом, порядком рождения и другими факторами (Л. Термен). Следует отметить, что благодаря этим исследованиям накоплен большой практический материал, установлены некоторые нормы.
Биологические теории сравнивают, поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология. К. Лоуренц,известный этолог, ввел в психологию понятие импритинга (запечатления). По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами.
Теории социального научения (от Дж. Уотсона до Н. Миллера и К. Халла) убеждали, что человек есть то, что делает из него среда. Теория поведения (бихевиоризм) пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание. Позднее развитие бихевиоризма отмечено ассимиляцией идей гештальтпсихологии, психоанализа, теории поля и нейрофизиологии.
Психоаналитические теории.Íàèáîëåå èçâåñòíû 2 ïåðèîäèçàöèè ïðåäñòàâèòåëåé ïñèõîàíàëèòè÷åñêèõ òåîðèé (З.Фрейда и Э.Эриксона). Êëàññè÷åñêèé ïñèõîàíàëèç Ç. Ôðåéäà îáúÿñíÿåò ðàçâèòèå è ñòðóêòóðó ëичности ñ òî÷êè çðåíèÿ âîçíèêíîâåíèÿ è âçàèìîäåéñòâèÿ òðåõ óðîâíåé: áåññîçíàòåëüíîãî, ïðåäñîçíàòåëüíîãî è ñîçíàòåëüíîãî. Îäíî èç îñíîâíûõ ïîëîæåíèé ïñèõîàíàëèçà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îñíîâíîé ìîòèâ ëè÷íîñòè – ñåêñóàëüíîñòü, êîòîðàÿ òðàêòîâàëàñü èì î÷åíü øèðîêî – âñå, ÷òî äîñòàâëÿåò òåëåñíîå óäîâîëüñòâèå. Äëÿ ìàëåíüêîãî ðåáåíêà – ýòî ëàñêè, ïîãëàæиâàíèÿ, ïîöåëóè ìàòåðè, ñîñàíèå.
Ïî ìíåíèþ Ôðåéäà äåòè ïðîõîäÿò 5 ñòàäèé ïñèõè÷åñêîãî, òî÷íåå, ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Ñòàäèè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ñâÿçûâàþòñÿ ñ ïåðåìåùåíèåì ëèáèäîçíîé ýíåðãèè ïî ðàçíûì ýðîãåííûì çîíàì. Íà êàæäîé ñòàäèè èíòåðåñû ðåáåíêà ñîñðåäîòî÷åíû âîêðóã îïðåäåëåííîé ÷àñòè òåëà, ñëóæàùåé èñòî÷íèêîì ïîëó÷åíèÿ óäîâîëüñòâèÿ:
1. îðàëüíàÿ ñòàäèÿ (0 – 2 ãîäà);
2. àíàëüíàÿ ñòàäèÿ (2 – 3 ãîäà);
3. ôàëëè÷åñêàÿ ñòàäèÿ ( 6–12 ëåò);
4. латентная стадия (12–18 лет)
5. генитальная стадия (6–12 лет).
Э. Эриксон выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис – следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, характерных для этой стадии.
Если кризис разрешается удовлетворительно, то личность «обогащается» положительным качеством и успешно переходит на другую стадию.
1. До 1 года – орально-сенсорная (доверие – недоверие).
2. 1–3 лет – мышечно-анальная (чувство независимости – ощущение стыда и сомнения).
3. 3–6 лет – локомоторно-генитальная (инициативность – чувство вины).
4. 6–12 лет – латентная (трудолюбие – чувство неполноценности).
5. 12–19 лет – подростковая (эго-идентичность – кризис идентичности).
6. 20–25 лет – ранняя зрелость (интимность – изоляция).
7. 26–64 лет – средняя зрелость (продуктивность – застой).
8. от 65 лет – поздняя зрелость (эго-интеграция – застой).
Êîãíèòèâíàÿ òåîðèÿ êасается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Ж. Пиаже. Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) дооперационный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).
Гуманистическая теория рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес Абрахам Маслоу(1908–1970). Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пятиуровней:
1) выживание, или биологические потребности;
2) безопасность и уверенность в будущем;
3) любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус);
4) самооценка;
5) самореализация.
Удовлетворив их, человек может стать творческим инезависимым существом.
Все эти теории взаимодополняемы, так как их авторы используют различные «инструменты» при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития ребенка. В данном пособии в качестве основной используется концепция Л.С. Выготского.