Семинарское занятие I

1. Предмет возрастной психологии. Отрасли возрастной психологии.

2. Место возрастной психологии в системе наук.

3. Практические и теоретические задачи возрастной психологии.

Семинарское занятие II

1. Стратегии исследования развития психики, их соотношение с состоянием науки и уровнем развития теоретических представлений.

2. Классификация методов.

3. Характеристика, значение и применение методов возрастной психологии.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., 1980. – Т.1.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1977.

3. Анастази А. Психологическое тестирование.

4. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – Л., 1990.

5. Обухова Л.Ф. Детская психология; теории, факты, проблемы. – М., 1995.

6. Талызина Н.Ф. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. – М., 1991.

7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

Исторический обзор основных

Теоретических концепций

В возрастной психологии.

Вопрос о том, как развивается психика человека в течение его жизни, какие факторы оказывают влияние на это развитие, давно интересовал исследователей – психологов, педагогов, медиков.

По мере развития общего уровня знаний происходило изменение представлений об особенностях психического развития. Возникновение первых концепций психического развития связаны с появлением теории Ч. Дарвина, сформулировавшего идею о том, что развитие подчиняется определенным законам. Развитие психологических теорий с тех пор связано с поиском закономерностей в онтогенезе.

Первыми теоретическими концепциями стали теории рекапитуляции (Э. Геккель, Ст. Холл). Формирование психики детей трактовалось в них как фатальное повторение перехода от одной фазы развития человеческого рода к другой.

Нормативный подход к исследованию онтогенеза психики связан с исследованиями изменения моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка (А. Гезелл), а также с попытками установления связей в уровне интеллекта с генетическими факторами, возрастом, полом, порядком рождения и другими факторами (Л. Термен). Следует отметить, что благодаря этим исследованиям накоплен большой практический материал, установлены некоторые нормы.

Биологические теории сравнивают, поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология. К. Лоуренц,известный этолог, ввел в психологию понятие импритинга (запечатления). По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами.

Теории социального научения (от Дж. Уотсона до Н. Миллера и К. Халла) убеждали, что человек есть то, что делает из него среда. Теория поведения (бихевиоризм) пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание. Позднее развитие бихевиоризма отмечено ассимиляцией идей гештальтпсихологии, психоанализа, теории поля и нейрофизиологии.

Психоаналитические теории.Íàèáîëåå èçâåñòíû 2 ïåðèîäèçàöèè ïðåäñòàâèòåëåé ïñèõîàíàëèòè÷åñêèõ òåîðèé (З.Фрейда и Э.Эриксона). Êëàññè÷åñêèé ïñèõîàíàëèç Ç. Ôðåéäà îáúÿñíÿåò ðàçâèòèå è ñòðóêòóðó ëичности ñ òî÷êè çðåíèÿ âîçíèêíîâåíèÿ è âçàèìîäåéñòâèÿ òðåõ óðîâíåé: áåññîçíàòåëüíîãî, ïðåäñîçíàòåëüíîãî è ñîçíàòåëüíîãî. Îäíî èç îñíîâíûõ ïîëîæåíèé ïñèõîàíàëèçà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îñíîâíîé ìîòèâ ëè÷íîñòè – ñåêñóàëüíîñòü, êîòîðàÿ òðàêòîâàëàñü èì î÷åíü øèðîêî – âñå, ÷òî äîñòàâëÿåò òåëåñíîå óäîâîëüñòâèå. Äëÿ ìàëåíüêîãî ðåáåíêà – ýòî ëàñêè, ïîãëàæиâàíèÿ, ïîöåëóè ìàòåðè, ñîñàíèå.

Ïî ìíåíèþ Ôðåéäà äåòè ïðîõîäÿò 5 ñòàäèé ïñèõè÷åñêîãî, òî÷íåå, ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Ñòàäèè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ñâÿçûâàþòñÿ ñ ïåðåìåùåíèåì ëèáèäîçíîé ýíåðãèè ïî ðàçíûì ýðîãåííûì çîíàì. Íà êàæäîé ñòàäèè èíòåðåñû ðåáåíêà ñîñðåäîòî÷åíû âîêðóã îïðåäåëåííîé ÷àñòè òåëà, ñëóæàùåé èñòî÷íèêîì ïîëó÷åíèÿ óäîâîëüñòâèÿ:

1. îðàëüíàÿ ñòàäèÿ (0 – 2 ãîäà);

2. àíàëüíàÿ ñòàäèÿ (2 – 3 ãîäà);

3. ôàëëè÷åñêàÿ ñòàäèÿ ( 6–12 ëåò);

4. латентная стадия (12–18 лет)

5. генитальная стадия (6–12 лет).

Э. Эриксон выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис – следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, характерных для этой стадии.

Если кризис разрешается удовлетворительно, то личность «обогащается» положительным качеством и успешно переходит на другую стадию.

1. До 1 года – орально-сенсорная (доверие – недоверие).

2. 1–3 лет – мышечно-анальная (чувство независимости – ощущение стыда и сомнения).

3. 3–6 лет – локомоторно-генитальная (инициативность – чувство вины).

4. 6–12 лет – латентная (трудолюбие – чувство неполноценности).

5. 12–19 лет – подростковая (эго-идентичность – кризис идентичности).

6. 20–25 лет – ранняя зрелость (интимность – изоляция).

7. 26–64 лет – средняя зрелость (продуктивность – застой).

8. от 65 лет – поздняя зрелость (эго-интеграция – застой).

Êîãíèòèâíàÿ òåîðèÿ êасается главным образом проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Ж. Пиаже. Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) дооперационный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).

Гуманистическая теория рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес Абрахам Маслоу(1908–1970). Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пятиуровней:

1) выживание, или биологические потребности;

2) безопасность и уверенность в будущем;

3) любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус);

4) самооценка;

5) самореализация.

Удовлетворив их, человек может стать творческим инезависимым существом.

Все эти теории взаимодополняемы, так как их авторы используют различные «инструменты» при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития ребенка. В данном пособии в качестве основной используется концепция Л.С. Выготского.

Наши рекомендации