Оооооооооооооооо о о оооооооооооооооооооооооо
ACS
ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОСКВА «Прайм-ЕВРОЗНАК»
Санкт-Петербург
УДК 159.98+159.9:792.075 Все права защищены. Никакая часть данной книги ББК88.4+85.33 не может быть воспроизведена в какой бы то
К42 ни было форме без письменного разрешения
владельцев авторских прав. Кипнис, М.
К42Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером / Михаил Кипнис. — М.: ACT: ACT МОСКВА, СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 249, [7] с: ил. - (Золотой фонд актерского мастерства).
ISBN 978-5-17-054726-5 (ООО «Издательство ACT») ISBN 978-5-9713-8913-2 (ООО Изд-во «ACT МОСКВА») ISBN 978-5-93878-771-1 («Прайм-Еврознак») Перед вами уникальное издание книги известного театрального режиссера и педагога М. Ш. Кипниса, книги, которая подводит итог более чем 20-летнего опыта творческой деятельности Мастера. Не одно поколение будущих актеров и режиссеров овладевали профессией под его вдумчивым руководством на основе разработанной им новаторской системы на стыке «театра и группового психологического тренинга». Более 100 игр, упражнений и этюдов, представленных здесь, помогут начинающим и становящимся актерам развить свой творческий потенциал, способность к импровизации и спонтанность, умение создать убедительный образ и особую атмосферу, работать в контакте с любым партнером.
Книга станет прекрасным пособием не только для актеров, режиссеров и театральных педагогов, но и психологов-тренеров, так как представленные игры и упражнения с успехом могут быть использованы для проведения тренингов общения, личностного роста, креативности.
Популярное изОание
Михаил Кипнис
АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ
Более 100 игр,упражнений и этюдов, которые помогут вам стать
первоклассным актером Художественный редактор В. Гусаков Подписано r печатьЗО.05.08. Формат 84x108 1/з? Усл. пет. л. 13,44.Тираж4 000 экз. Заказ №1555.
ООО «Издательство ACT». 141100, Россия, Московская область, г. Щелково, ул. Заречная, д. 96
Наши электронные адреса: WWW.AST.RU E-mail: astpubfealia.ru
ООО Издательство «ACT МОСКВА». 129085, г. Москва, Звездный 6-р, д. 21, стр. I
Издательство «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК». 195220, Санкт-Петербург, пр. HenoKopciiiiwv j. 17. кор. 4
Оглечата iio с готовых диапозитивов
в типографии ООО «Пол'играфиздат»
144003, г. Электросталь, Московская область,
ул.Теврсяна, д. 25
© Кипнис М, 2007
© Серия, оформление: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2008
© «Прайм-ЕВРОЗНАК-,2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................... 6
Часть первая. Круг друзей................ 9
Начать сначала, или Зарядка для актера........... 13
Физический разогрев............................ 16
I. «Обруч». 2. «Сквозь игольное ушко». 3. «Состязание в парах». 4. «Перетягивание каната». 5. «Столкновение интересов». 6. «Воздушный шар». 7. «Упрямый осел». 8. «Качели». 9. «Бег в резинке». 10. «Футбол — волейбол».
Мышечный контролер».......................... 22
II. «Мышечный контролер». 12. «Воздух — желе — камень». 13. «Масленка». 14. «Упор». 15. «Багажная полка». 16. «Штангист».
17. «Спагетти».
Ходьба плюс.................................... 27
18. «Встреча». 19. «Внутреннее зрение». 20. «Ходьба плюс». 21. «Цепочка». 22. «Вездеходы». 23. «Десять секунд». 24. «Добраться до клада!».
Круг друзей.................................... 35
25. «Передай!». 26. «Фотоальбом». 27. «Бельгийский шоколад». 28. «Круг и я». 29. «Китайский осел». 30. «Вопрос — ответ».
«КВС» — контакт, взаимодействие, сотрудничество 43 31. «Свидание вслепую». 32. «Поводырь». 33. «Не подглядывай!». 34. «Прятки ночью». 35. «Цифра — группа». 36. «Отвечай за себя!». 37. «Сад скульптур». 38. «По одному!». 39. «Спор песнями». 40. «Диалог». 41. «Джибриш». 42. «Рассказ-зигзаг». 43. «Рассказ-эстафета». 44. «Кто есть кто». 45. «Реклама». 46. «Действенное зеркало». 47. «Детектив». 48. «Я вхожу в ...». 49. «Машина». 50. «Сказка в шесть кадров». 51. «Ты выглядишь сейчас...». 52. «Нежность».
«Эстафета импровизаций»....................... 73
53. «Монолог профессионала». 54. «Сказочник». 55. «Сказка втроем». 56. «Раздвоение личности».
И несколько цепочек упражнений................. 77
57. «Приключения в лабиринте». 58. «Темпоритм». 59. «Биологические часы». 60. «Повторяй за мной!». 61. «Ритм-ритм». 62. «Пять скоростей». 63. «Стульчик».
Часть вторая. От первого лица.......... 95
«Ты меня уважаешь?!»........................... ] 04
64. «Звуки музыки». 65. «Пусть встанут те, кто...». 66. «Фриз!». 67. «Манекены». 68. «Пластилиновые куклы». 69. «Скульптура чувств». 70. «Прием гостей». 71. «Три движения».
Психогимнастика............................... 116
72. «Групповой узор». 73. «Война имир». 74. «Почувствовать другого». 75. «Я похож на...». 76. «Я леплю из пластилина...». 77. «Моя семья/группа». 78. «Запретный плод». 79. «Секретный код». 80. «Две неправды и одна правда». 81. «Любит — не любит?». 82. «Вместе или раздельно?». 83. «Образ цвета». 84. «Личный багаж». 85. «Цветной стул».
«Быть или не быть?», или Драма выбора........... 130
Драма-дилемма — пограничное существование..... 136
Психодраматические истоки..................... 137
Театр «Плейбек»................................ 140
Зачем это делается? .............................. 146
Как это делается?................................ 150
Знакомство и разогрев .............................. 152
«Жизнь — театр»................................... 152
Обсуждение и выбор темы............................ 153
«Малый круг» личных историй ........................ 154
Работа над сценой .....................\........... 155
Представление.................................... 156
Шеринг......................................... 157
Шаг за шагом.................................... 159
Шаг первый. Шаг навстречу..................... 160
86. «Контакт». 87. «Глазами другого». 88. «Колонна-шеренга». 89. «Большой театр эмоций». 90. «Скала». 91. «Необычная рыбалка». 92. «Времена года». 93. «Мои острова». 94. «Перекати-поле». 95. «Фотошоп». 96. «Интервью». 97. «Линия раздела». 98. «Ярлыки» (идея упражнения — д-р Рахель Лев-Визель и д-р Лея Касен). 99. «Диаграмма». 100. «Волшебный магазин» (я. Морено).
101. «Шаг за шагом».
Шаг второй. От жизни — к театру................ 187
102. «Чудо-стул». 103. «Какая музыка звучала!». 104. «Ширма превращений». 105. «Проблемы, проблемы...». 106. «Флеш». 107. «Эстафета чувств». 108. «Третий лишний».
Шаг третий. «...Полюбить сами вопросы» ......... 198
109. «Лото». 110. «В круге проблем...». 111. «Ерунда? Катастрофа?». 112. «Карусель».
Шаг четвертый — «Круг жизненных историй» ..... 209
Шаг пятый. «Факты жизни и факты искусства» Сценарно-режиссерская разработка
в «Драме-дилемме» (Владимир Левин)............... 214
Экспозиция...................................... 218
Завязка основного конфликта......................... 218
Развитие основного конфликта........................ 218
Кульминация..................................... 219
Режиссерские указания.............................. 219
«Молодой Шекспир», или Учимся писать
сценарий ...................................... 225
113. «Сильное звено». 114. «Прошу слова!». 115. «Желание и препятствие». 116. «Четыре слова». 117. «Слепой текст». 118. «Папка сюжетов». 119. «Сделай это побыстрее!..».
Шаг шестой. Театр-дилемма..................... 232
Шаг седьмой. Шеринг .......................... 236
От первого лица.................................. 237
2002 год......................................... 237
2008 год, апрель................................... 245
Библиография.................................. 249
i
Введение
а прошлой неделе у меня произошла неожиданная встреча. На улице ко мне по-\дошелмолодой человек, чье лицо показалось мне поразительно знакомым. Все же ни имени его, ни того, как и где мы познакомились, в ту секунду я вспомнить не мог.
Он первым протянул руку для приветствия и помог мне выйти из неловкого положения:
— Вы, скорее всего, меня не помните. Меня зовут Рома. В 1995 году несколько месяцев я занимался в вашей молодежной студии. Извините, если я вас задерживаю, н« я хотел сказать... За прошедшие тринадцать лет чего только со мной не случилось! В театре я не задержался, ушел в шахматы, играл за сборную города, потом — страны. Но увидел вас и понял, что несколько месяцев, которые я провел в «Ювенте», нашем театральном лагере, оказались для меня самыми яркими впечатлениями школьной жизни, которые я помню до сих пор. Спасибо!
Нет нужды объяснять, какое чувство ответной благодарности я испытал к своему бывшему ученику. Я, конечно же, вспомнил и его, и даже цвет — сиреневый — куртки, в которой он приходил на репетицию. Посмеялись, потому что сейчас передо мной стоял высокий и красивый парень,
Введение
оооооооооооооооооо о о о о о ооооооооооооооооооо
без пяти минут — инженер-электрик, которому та сиреневая курточка была бы явно мала... Поговорили, вспомнили первый выпуск молодежной студии.
Тома — успешная актриса, играет в антрепризах, телесериалах, «набирает разгон» после завершения театрального училища. Антон сначала ушел в режиссуру, делал проекты на телевидении, затем вернулся в музыку: пишет, играет, выступает...
Из тех пятнадцати только двое ушли в профессиональный театр. Но прекрасный «вирус театра» заразил многих из участников молодежных студий, команд КВН, студенческих театров, с кем мне довелось работать. Они выбрали себе разные профессии, стали мамами и папами, сами давно растят и воспитывают детей. И уверен, что кто-то из них, как Ави, иногда достает с антресолей старые фотоальбомы, афишки спектаклей и с гордостью показывает детям себя в различных актерских ипостасях: «А вот папа, еще не лысый, в роли Профессора»...
* * *
Почти двадцать пять лет я занимаюсь театральной педагогикой в разных видах. Не выбрав для себя карьеру актера или режиссера профессионального театрального коллектива, я пытаюсь использовать театральную форму, задания, этюды, упражнения и игры как инструмент для саморазвития и для ведения групповой работы. За эти годы несколько тысяч человек принимали участие в моих семинарах, десяток-другой избрали для себя театр профессией. Для остальных театральная студия стала местом встречи с собой, добрым другом, воспитателем, Домом, воспоминанием, которое греет долгие годы.
Всех тех, кто был частью этого процесса: детей, подростков, взрослых — коллег-режиссеров, специалистов по хореографии и вокалу, сценическому движению и психологии творчества, — хочу от души поблагодарить. Потому что без них ни один театральный проект не осуществился бы,
Введение
оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
не родилась бы на свет авторская методика «Драма-дилемма», не ставились бы спектакли, не организовывались бы театральные лагеря, не было бы тех замечательных воспоминаний о прошлом и того насыщенного творчеством и общением настоящего, в котором мы живем!
А еще спасибо моим родителям, поддерживавшим во мне интерес к творчеству, и огромная благодарность — маме, которая привела меня в театр, когда я был совсем несмышленышем. СПАСИ БО моему режиссеру и педагогу — Дмитрию Ефимовичу Лисогору, многому меня научившему, выведшему на сцену и... «заразившему» театром на всю жизнь!
Михаил Кипнис
часть первая
колько я себя помню, люди, занимающиеся театральной педагогикой, всегда ищут «новое творческое горючее». Новые впечатления, новые идеи, методики, упражнения, задания — без них теряешь ощущение полноты жизни, тот тонус, который необходим, чтобы заражать энергией творчества других! Я свой «рецепт счастья» изобрел много-много лет назад. Имя ему — «ГОЛУБАЯ ПАПКА» — объемистое вместилище со множеством отделений для больших картонных карточек!
В один из дней, сев к столу, я записал на цветных картонках несколько десятков любимых мною театральных этюдов и упражнений. Записал и разложил по темам: «Задания на знакомство», «Работа над образом», «Бессловесное действие», «Мышечная разминка»...
Та голубая папка верой и правдой прослужила мне более пяти лет. Затем количество собранного в ней материала увеличилось настолько, что тесемки не могли уже обхватить располневшее картонное тело. Пришлось заводить новое хранилище. Затем — еще и еще одно...
Я вел молодежную театральную студию, преподавал драму в школе, работал с подростками в молодежных клубах,
Круг друзей
оооооооооооооооооо оооооо оооооооооооооооооо
проводил семинары для родителей, режиссеров и никогда не расставался со своей «голубой папкой». Это была моя «заправочная станция», которая отпускала «творческое горючее» без очереди, в любое время: отсюда выходили на свет подзабытые задания, в последнюю минуту здесь обнаруживались необходимые упражнения, с ее помощью обретали кровь и плоть самые отвлеченные идеи...
Затем и мои друзья-коллеги нашли с папкой общий язык, научились свободно ориентироваться в многочисленных карточках и рубриках. Материалы перекочевывали в блокноты и записные книжки, использовались в самых неожиданных местах: от детских садов до студенческих семинаров и клубов пенсионеров. У заданий, которые постепенно, с миру по нитке, собирались в течение этих лет, исчезла даже национально-географическая принадлежность. Апробировались они в разных странах во время моих семинаров: в России, в Молдавии, на Украине, на встречах с молодежью в США, в многочисленных поездках по Израилю, в международных молодежных лагерях в Чехии...
Сегодня, когда я пишу эти строки, множество читателей уже знакомы с методикой «Драма-дилемма». Время от времени в разных странах на семинарах, тренингах, открытых репетициях ко мне подходят коллеги, чтобы рассказать о том, как эта техника работает, какие идеи у них рождаются, как живут разнообразные театральные группы, студии, кружки, к возникновению и развитию которых я стал невольно при-частен после вышедшей в 2002 году книги «Драмотерапия» (М.: Ось-89).
В том, что для многих книжка стала полезной и даже «настольной», есть не только моя заслуга. Просто интерес к театральному творчеству, к театру как способу саморазвития, самосовершенствования, незабываемому удовольствию игры, эффективной возможности сообщения и общения не утихает. Не зависящая от моды тяга к театральности
И
Часть первая
оооооооооооооооо о о оооооооооооооооооооооооо
и к ифе свидетельствует о том, что в них и с их помощью проявляются какие-то «архетипические» свойства человеческой психики.
НАЧАТЬ СНАЧАЛА, ИЛИ ЗАРЯДКА ДЛЯ АКТЕРА
«Драмотерапия» прошла проверку временем, стала книгой востребованной и популярной у людей театра, профессионалов и любителей. То, что читатели задают вопросы, пользуются предложенными методиками, успешно ведут свои группы, говорит о необходимости такого актерского тренинга. Новая книга родилась на базе прошлой. Но в ней учтен новый опыт, новые впечатления, в ней отразились новые идеи...
«Живая сцена» — перед вами. Я верю, что человек творческий (каким, без сомнения, являетесь вы, многоуважаемый читатель) среди приведенных здесь заданий и упражнений найдет те, которые созвучны его мыслям, идеям, его темпераменту и вкусам. А дальше начнется ваша самостоятельная работа по адаптации найденного материала к конкретным условиям работы с конкретными людьми. Без такого сотворчества собранные здесь идеи останутся пустым звуком, набором ничего не значащих слов, неизвестно к кому обращенных.
В принципе все, что собрано под этой обложкой, — это пока эффектная оболочка. Превратить ее в упругий, яркий, радующий душу, желанный воздушный шарик можно, наполнив идеи собственным теплым дыханием. Так и автор пытался и пытается делать: собирать и адаптировать чьи-то находки, бесконечно придумывать что-то свое, синтезировать и анализировать, одновременно принимать и отдавать. Делиться и одновременно подпитываться энергией от тех, с кем выпадает счастье встречаться в репетиционном зале... *
Потеряли гвоздь — потерялись подкова, Потерялась подкова — пала лошадь, Пала лошадь — пропал всадник, Пропал всадник — пропало письмо. Пропало письмо — проиграна битва, Проиграна битва — потеряно царство. И все из-за потерянного гвоздя!
Джордж Герберт
лова английского поэта семнадцатого века хорошо иллюстрируют идею о том, что у каждой истории есть своя точка отсчета, своя «печка, от которой танцуют»...
Психофизическая подготовка — один из необходимых этапов актерского существования. Нет ни одного настоящего, серьезно относящегося к своему творческому труду актера, который перед выходом на сцену пренебрег бы физической и эмоциональной настройкой на игру.
Зачем это нужно? Разминка, разогрев призваны помочь актеру в:
• обнаружении и снятии «мышечного панциря» — зажимов, сковывающих свободу тела, мышцы;
• знакомстве с собственным телом, обучении управлению им;
• концентрации внимания на невербальных средствах коммуникации, освоении их как яркого и необходимого инструмента актерской выразительности;
Часть первая
оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
• понимании «сообщений» окружающих, умении осуществить «перевод» от физиологии к психологии характера, эстетике, работе над образом...
Воистину прав был Эмиль Золя, утверждавший: «Кто сказал, что думают одним мозгом?.. Всем телом думаешь».
Итак, актеру, как спортсмену, необходимо зарядить себя физически. Разогреть и размять мышцы, растянуться...
Как музыкант разминает перед выступлением пальцы в гаммах и этюдах, настраивает инструмент, так и актер готовит себя к игре. Но инструмент — он сам, поэтому, чтобы не сфальшивить, не сбиться с ритма, «не взять неверную ноту», актер использует свои «гаммы» и «этюды».
И в непрофессиональном театре, на любительской или учебной сцене у психофизического разогрева абсолютно такая же роль, что и в театре профессиональном. Разница, может быть, только в том, что поначалу актер-любитель видит в этом этапе занятий нечто, скажем так, не вполне обязательное, что-то, что искусственно оттягивает немедленное погружение в стихию игры, фантазию, лицедейство. Если в начале урока или репетиции мы сухо обратимся к участникам с просьбой привести себя в порядок, подготовиться к упражнениям, размяться, то рискуем получить в ответ кислые гримасы и простодушный вопрос: «Может, сразу займемся театром? Начнем играть?»
На самом же деле между разогревом и игрой, разминкой и удовольствием, тренингом и творческим раскрепощением нет никаких противоречий. Актерскую настройку можно и нужно проводить с удовольствием, с улыбкой, легко переходя от задания к заданию, не забывая при этом о четких и коротких комментариях и объясняя по возможности пользу и необходимость того или иного упражнения для профессионального роста. Если молодой актер понимает смысл задания, знает, чего он может добиться в ходе тренинга, то и необходимость разминки бн поймет лучше и быстрее.
Круг друзей
оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
Доброжелательная коррекция — еще одна необходимая составляющая работы. Добиваемся, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание педагога. Его замечания учитываются, а недочеты тут же исправляются. Закрепляется верное выполнение упражнения.
Ну а третий «кит», на котором держится хорошая разминка, — это, безусловно, темп. Не представляю себе разогрева, тренинга, после которого участники не почувствуют себя физически уставшими, разгоряченными. Темп «внутри» упражнения, быстрота перехода от задания к заданию, смена типов заданий: от расслабления — к концентрации, от бега — к «фризу», от самопогружения и сосредоточенности — к активному взаимодействию с партнером...
Хорошая разминка — это не только подготовленные к работе мышцы и разгоряченные лица, это еще и приподнятое настроение, ощущение общности, даже если участники впервые встретились в репетиционном зале и никогда до этого не были знакомы. В ходе разминки давайте попытаемся хоть на несколько минут организовать встречу каждого с каждым. Это еще не знакомство, не партнерство — но уже контакт, взаимодействие, встреча.
Порой перед разминкой группа напоминает мне разрозненные ингредиенты для замеса теста. В том углу — несколько человек, обособленных и занятых, кажется, только собой. Это «мука». Здесь — другая группа: заинтересованные взгляды, предчувствие чего-то необычного на лицах... Это «сахар». Те два подростка, которые, чтобы скрыть смущение перед незнакомой публикой, то ли борются, то ли тихонько мутузят друг друга в углу, — это «разрыхлитель». Две девчонки с кислыми лицами: «Чем нас сегодня будут удивлять?» — соль. Есть здесь и рассеянные по всей комнате одиночки: «яйца», «маргарин», «вода»...
Хорошая разминка объединит все эти разнородные элементы в некое общее качество. И если тесто замешано хорошо, то и поднимется как следует, а значит, и пирог получится легким, вкусным и красивым.
Ну что ж, приступим к «замесу»!
Часть первая