Отражательно-оценочная функция эмоций

Суммируя результаты собственных опытов и данные литерату­ры, мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отра­жение мозгом человека и животных какой-либо актуальной по-требности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетичес­кого и ранее приобретенного индивидуального опыта.

В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:

Э = 1[П,{И„-ИС),...].

где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качест­во актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожден­ного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис — информация 6 средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:

— индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;

— фактор времени, в зависимости от которого эмоциальппя реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и пе­делями;

— качественные особенности потребности. Так, эмоции, воз­никающие на базе социальных и духовных потребностей, приня­то именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежела­тельного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая веро­ятность достижения желаемой цели — фрустрацию и т. д. и т. п.

Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (воз­можность) ее удовлетворения.

Во избежание недоразумений... остановимся на уточнении упо­требляемых нами понятий. Термин «информация» мы использу­ем, имея в виду ее прагматическое значение, т. е. изменение ве­роятности достижения цели (удовлетворения потребности) бла­годаря получению данного сообщения.




Таким образом, речь идет не об информации, актуализирующей потребность (например, о возникшей опасности), но об информа­ции, необходимой для удовлетворения потребности (например, о том, как эту опасность избежать). Под информацией мы понима­ем отражение всей совокупности достижения цели: знания, кото­рыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергети­ческие ресурсы организма, время, достаточное или недостаточ­ное для организации соответствующих действий, и т, п. <;...>

Термин «потребность» мы употребляем в его широком Марк-совом понимании, отнюдь не сводимом к одному лишь сохра­нению (выживанию) особи и вида <;.. .> По нашему мнению, потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире. Соответственно пове­дение мы определим как такую форму "жизнедеятельности, кото­рая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у ор­ганизма потребность <;...>•

Низкая вероятность удовлетворения потребности (Ин больше, чем Ис) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрас­тание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имев­шимся прогнозом (Ис больше, чем Ин) порождает положитель­ные эмоции <. • ->

Например, положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферента-цией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потреб­ности та же афферентация окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения.

До сих пор мы говорили об отражательной функции эмоций, которая совпадает с их оценочной функцией. Обратите внимание, что цена в самом общем смысле этого понятия всегда есть функ­ция двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возмож­ности эту потребность удовлетворить). Но категория ценности и функция оценивания становятся ненужными, если отсутствует не­обходимость сравнения, обмена, т. е. необходимость сопоставле­ния ценностей. Вот почему функция эмоций не сводится к просто­му сигнализированию воздействий, полезных или вредных для организма, как полагают сторонники «биологической теории эмо­ций». Воспользуемся примером, который приводит П. К- Анохин. При повреждении сустава чувство боли ограничивает двигатель­ную активность конечности, способствуя репаратнвным процессам. В этом интегральном сигнализировании «вредности» П. К. Ано­хин видел приспособительное значение боли. Однако аналогич­ную роль мог бы играть механизм, автоматически, без участия эмоций тормозящий движения, вредные для поврежденного орга­на. Чувство боли оказывается более пластичным механизмом: когда потребность в движении становится очень велика (напри-

мер, при угрозе самому существованию субъекта), движение осу­ществляется, невзирая на боль. Иными словами, эмоции высту­пают в роли своеобразной «валюты мозга» — универсальной меры ценностей, а не простого эквивалента, функционирующего но принципу: вредно — неприятно, полезно — приятно <.. .>

Наши рекомендации