Понятия для запоминания. Бихевиоральное подтверждение(Behavioral confirmation) — тип самореализующихся пророчеств
Бихевиоральное подтверждение(Behavioral confirmation) — тип самореализующихся пророчеств, посредством которых социальные ожидания заставляют людей действовать таким образом, что их поведение служит основанием подтверждений этих ожиданий.
Возврат к среднему(Regression toward the average) — статистическая тенденция: экстремальные достижения или экстремальное поведение возвращаются к своему среднему значению.
Иллюзия контроля(Illusion of control) — восприятие неконтролируемых событий так, как будто они подвергаются контролю.
Иллюзорная корреляция(Illusory correlation) — восприятие взаимосвязи там, где ее нет, или восприятие взаимосвязи более тесной, чем она есть на самом деле.
Ошибка обоснования оценки(Base-rate fallacy) — тенденция игнорировать или не полностью использовать основную информацию (информацию, описывающую большое количество людей), находясь под влиянием характерных особенностей рассматриваемого случая.
Самореализующиеся пророчества(Self-fulfilling prophecy) — тенденция, выраженная в том, что ожидания вызывают поведение, их подтверждающее.
Феномен самонадеянности(Overconfidence phenomenon) — тенденция быть скорее уверенным, чем точным, то есть переоценивать правильность своих убеждений.
Эвристический подход(Availability heuristic) — эффективный, но ненадежный практический метод, в котором вероятность вещей оценивается с точки зрения их доступности в памяти. Если примеры легко приходят на ум, мы полагаем, что они являются общепринятыми.
Глава 5. Клиническая интуиция: опасности психологизирования
Клинические психологи, то есть те, кто изучает, оценивает и лечит людей с определенными психологическими проблемами, в любых реальных ситуациях обязаны быть как можно более точными в своих суждениях, рекомендациях и предсказаниях. Склонна ли Сьюзан к самоубийству? Нужно ли помещать Джона в психиатрическую больницу? Не будет ли выписка Тома опасной для общества?
Подобные клинические суждения являются в то же время и суждениями социальными. И, как все социальные суждения, они подвержены иллюзорным корреляциям и грешат чрезмерной самоуверенностью, порожденной оценками задним числом и самоподтверждающимися диагнозами.
Иллюзорные корреляции
Рассмотрим следующую судебную запись, где адвокат (Адв.) задает вопросы, по всей видимости, очень уверенному в себе психологу (Пс.):
Адв.: Вы предлагали подсудимому нарисовать человеческую фигуру?
Пс.: Да.
Адв.: И это именно та фигура, которую он нарисовал? Что она говорит вам о личности подсудимого?
Пс.: Обратите внимание, это изображение мужской фигуры, вид сзади. Согласно статистике, такое изображение попадается крайне редко. Оно свидетельствует о наличии скрытого чувства вины или же о попытке уйти от реальности.
Адв.: А это изображение женской фигуры, оно говорит вам о чем-нибудь, и если да, то о чем именно?
Пс.: Оно свидетельствует о враждебном отношении субъекта к женщинам. Поза, руки на бедрах, остановившийся взгляд, суровое выражение лица.
Адв.: Что-нибудь еще?
Пс.: Размер ушей говорит о параноидальных тенденциях или же галлюцинациях. Кроме того, отсутствие на рисунке ступней указывает на чувство незащищенности (Jeffery, 1964).
В основе приведенных суждений психолога, как и в основе многих других клинических суждений, лежит предположение о том, что результаты теста должны содержать в себе нечто значимое. Но так ли это на самом деле? Впрочем, это довольно легко проверить. Попросите одного из клинических психологов провести и обработать такой же тест. Затем попросите второго клинического психолога исследовать те же самые симптомы. Повторите подобную процедуру с множеством людей. Критерий истины — в практике: действительно ли результаты теста коррелируют с описанными симптомами? Некоторые тесты в самом деле имеют предсказательную силу. Другие же — такие, как обсуждаемый нами тест «нарисуй человека»,— имеют значительно более слабые корреляции, чем полагают многие исследователи. Тогда почему же психологи продолжают полагаться на столь неинформативные и претенциозные тесты?
В этом нам помогут разобраться пионерские работы Лорена Чапмена и Джина Чапмена (Loren Chapman and Jean Chapman, 1969, 1971). Они пригласили студентов колледжа и профессиональных клинических психологов принять участие в проведении тестов и постановке диагнозов. Оказалось, что в том случае, когда студенты или профессионалы ожидали появление той или иной связи, они, как правило, ее и обнаруживали — вне зависимости от того, подтверждали ли объективные данные наличие такой связи или нет. Так, например, психологи, которые считали, что подозрительные люди обычно изображают в тесте «нарисуй человека» людей с необычными глазами, действительно видели в тестах такую зависимость — даже в том случае, когда люди, страдающие излишней подозрительностью, на самом деле рисовали странные глаза реже, чем люди вполне нормальные. Веря, что такая зависимость существует, психологи более вероятно заметят подтверждающие примеры. Верить — значит видеть.