Требования, предъявляемые к человеку на основании использования метода Гаврилова (значение не ниже средних)
Острота зрения.
Глазомер.
Правильное цветоразличение.
Мышечная и температурная чувствительность.
Обоняние.
Пространственное представление.
Распределение и переключение внимания.
Быстрота реакции.
Координация движения.
Память.
Наблюдательность.
Оперативность мышления.
Эстетический вкус.
Эмоциональный облик.
Сущность и методы профессиографии.
Профессиография включает процесс изучения, психическую характеристику и проектирование профессий. Основной принцам – дифференцированный подход к изучению профессиональной деятельности. Используются:
1. Для аттестация.
2. Проектирование новых профессий.
3. Проф. консультация оптантов.
4. Отбор специалистов.
5. Совершенствование образования, подготовки и повышение квалификации.
6. Научное исследование профессионального развития личности.
Любая профессиограмма включает: Описание условия труда, прав и обязанностей работника, необходимые знания, умение и навыки, профессионально важные качества, противопоказания по состоянию здоровья, но важнейшей характеристикой является психограмма.
Психограмма – это характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста. Это психологический портрет профессии.
Основными принцами профессиографирования, являются:
1. Комплексный подход.
2. Целенаправленное составление профессиограммы. Подчиненный постижению конкретной цели.
3. Типизация и дифференциация характеристик, отражающих признаки профессии.
4. Реально отображать состояние профессии в конкретных социально-экономических условиях.
5. Учет перспектив профессионального роста.
6. Надежность описания профессии.
7. Научность.
Методы:
1. Социологические (анкеты, опросы, наблюдение).
2. Психологические (беседы, наблюдение, эксперимент,интервью, психобиография, тесты и анализ продукции).
3. Физиологические (ЭКГ, КГР, давление, антропометрические данные).
4. Описание технологических процессов.
8.11.2012
v. Организовательно-ориентированно профессиографирование. Элементы такой профессиограммы, выполнены в блочно-модульном варианте, что обеспечивает гибкость профессиограммы, вариативность, технологичность и многоаспектность ее использования. В зависимости от статуса образовательного учреждения, будет меняться структура модулей, особенно в области социальной и профессиональной компетентности.
Структура:
1. Блок (паспорт профессии). Включает наименования, кодификацию, профессиональное направление, назначение и уровень профессионального образования.
2. Блок «Основной объект» (сфера профессии).
а) Тип профессии (человек человек, человек природа и тд).
б) Ведущие объекты: значимые функции и особенности объекта.
3. Блок. Ключевые ценности профессии.
а) Совокупность значимых, ведущих, профессиональных принципов личности.
б) Особое отношение к предмету профессии.
4. Блок. Предметно-профессиональная компетентность.
а) Характеристики профессиональной среды, как полисистемного образования: на какой сфере относится профессия, на какие объекты направлена, какое значение имеет результат, каково исходное состояние предмета, каков характер и порядок воздействия, какими средствами и в каких условиях. Исследуются взаимосвязи предметов, результаты труда, средств и процесса производства.
5. Блок. Социально-профессиональная компетенция. Учитывает субъективные особенности личности.
а) Развитие мыслительного компетенции работника.
б) Возможности саморегуляции и саморазвития.
в) Направленность и стратегия успеха.
г) Гибкость и мобильность личности.
Кроме этих вопросов, блок предусматривает вопросы экологической, правовой и экономической культуры.
6. Блок. Специально психофизиологические требования.
а) Психофизиологические особенности.
б) Медицинские противопоказания.
в) Требования к полу и возрасту.
г) Санитарно-гигиенические требования.
д) Требования к развитию анализаторов.
Каждый год состоит из модулей, модули из модульных элементов, модульные элементы из модульных единиц. Каждый элемент этой структуры является относительно самостоятельным и содержит организационно-содержательную информацию, эта информация соответствует определенным компонентам профессиональной деятельности. Но все блоки имеют более или менее одинаковую структуру.
Образовательно-ориентированная профессиограмма предназначена для научно-обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и мониторинга профессионального становления личности.
VI.Проспектированное профессиографирование. Отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала. Образование РФ основано на образовательных стандартах. МОТ рекомендует строить образовании на международных стандартах, которые ориентированы на потребности как молодых, так и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей профессиональной деятельности. Реализация этих требований заложена в проспектированном профессиографировании, в котором предусмотрено проектирование профессионального роста специалиста. Применяется при аттестации, проф консультировании и для оказания помощи в службах занятости. Существенная особенность – проектирование профессиограммы, которая отражает динамику изменений ведущей деятельности и личности, в зависимости от стадии становления (оптации, профессионального образования, адаптации, первичной и вторичной профессионализации, мастерства).
На каждой стадии рассматриваются:
1. Вид деятельности, интересы, мотивы, цели.
2. Действия, в соответствии с тактическими целями.
3. Способы и методы осуществления деятельности. Результаты.
Эти составляющие становятся основой выделения профессиональных функций: мотивирующих, целевых, операционных. Эти функции приводят к развитию основных личностных подструктур: профессиональной направленности; компетентности; важных качеств и психофизиологических свойств.
15.11.2012
Психологические аспекты аттестации персонала.
Аттестация определяет, как комплексная оценка профессионализма и продуктивности деятельности. Аттестация определяет профессиональное соответствие специалиста занимаемой должности. Диплом только подтверждает приобретенную квалификационную и профессиональную подготовленность, а аттестация подтверждает квалификационную и должностную пригодность. Аттестация молодых специалистов проводится каждые 2-3 года. Первичная аттестация – это определение соответствия молодого специалиста должности и составление перспективного плана его развития. Для работников со стажем аттестация проводится в целях определения условия оплаты, характера и содержания труда, освоение новой техники, новой технологии и модернизация производства. Несоответствие может возникнуть в связи с возрастными ограничениями или профессиональными деформациями. При аттестации проводится анализ результативности деятельности, но для этого необходимо выделить критерии оценки, что составляет основную трудоемкость и будущую ценность аттестации. Для определения критериев необходимо проводить анализ профессиональных функций и типовых видов деятельности, которые в последствии будут приняты за базовые показатели результативности. Аттестация не должна ощущаться как наказание, а должен являться фактором профессионального роста, непрерывного образования, стимулирования профессионального развития и актуализировать профессионально-личностный потенциал работника. Возможно состояние профессиональной рефлекции, то есть некоторой активности, напряжения, на основе диагностики и самодиагностики профессиональных качеств специалиста. Для этого необходимо определить ключевые способности, то есть состав социально и профессионально важных качеств соответствующей квалификации и должностных обязанностей. Аттестация требует максимальной стандартизации оценки деятельности, которая обеспечивает объективность оценки. Оценивается: уровень профессионализма; нравственное поведение; соблюдение корпоративных норм и этики. Профессиональная мораль влияет на социальную обоснованность принятия решений, качество продукции, кадровую политику, экологические последствия деятельности фирмы и социально-психологический климат в коллективе. Аттестация выявляет субъективное отношение специалиста своему делу и профессии, на основе принципа профессиональной идентификации, то есть степень отождествления специалиста со своей профессиональной социальной группой и лояльность фирмы.
Профессиональная деятельность деформирует личность, ведет к появлению нежелательных качеств, а аттестация должна обеспечивать коррекцию профессионального развития. По этому, должна быть создана выявления нежелательных качеств. Результаты диагностики должны мотивировать дальнейшее профессиональное развитие и повышение квалификации. Оправдано повышение квалификации перед аттестацией, для этого можно предоставить аттестуемому, возможность повысить квалификацию по программе, позволяющей провести самооценку и самодиагностику, при этом это повышение квалификации должно иметь личностно-ариентированно профессиональное характер. Правильно говорить не о повышении квалификации, а о личностно-ориентированном развитии специалиста.
Цели аттестации:
1. Стимулирование роста квалификации.
2. Роста профессионализма.
3. Роста продуктивности управленческого труда.
4. Развитие творческой инициативы.
5. Обеспечение социальной защищенности на рынке труда.
Среди управленческих целей аттестации можно назвать:
1. Максимальные цели:
а) Оптимальное выполнение заданий.
б) Удовлетворенность сотрудников.
2. Минимальные цели:
а) Контроль (как, сколько и насколько хорошо работает отдельный сотрудник).
б) Коммуникации (в постановки задач, в выявлении недостатков, поисков способов устранения).
в) Сбор информации:
i. Для целей планирования, развития, обучения, переподготовки и перестановки персонала.
ii. Для планирования развития отдельных сотрудников.
iii. Для принятия решения о том, кто больше соответствует должности, заслуживает продвижения и какую информацию необходимо довести до сотрудников, чтобы стимулировать его продвижение.