Требования, предъявляемые к человеку на основании использования метода Гаврилова (значение не ниже средних)

Острота зрения.

Глазомер.

Правильное цветоразличение.

Мышечная и температурная чувствительность.

Обоняние.

Пространственное представление.

Распределение и переключение внимания.

Быстрота реакции.

Координация движения.

Память.

Наблюдательность.

Оперативность мышления.

Эстетический вкус.

Эмоциональный облик.

Сущность и методы профессиографии.

Профессиография включает процесс изучения, психическую характеристику и проектирование профессий. Основной принцам – дифференцированный подход к изучению профессиональной деятельности. Используются:

1. Для аттестация.

2. Проектирование новых профессий.

3. Проф. консультация оптантов.

4. Отбор специалистов.

5. Совершенствование образования, подготовки и повышение квалификации.

6. Научное исследование профессионального развития личности.

Любая профессиограмма включает: Описание условия труда, прав и обязанностей работника, необходимые знания, умение и навыки, профессионально важные качества, противопоказания по состоянию здоровья, но важнейшей характеристикой является психограмма.

Психограмма – это характеристика мотивационной, волевой и эмоциональной сферы специалиста. Это психологический портрет профессии.

Основными принцами профессиографирования, являются:

1. Комплексный подход.

2. Целенаправленное составление профессиограммы. Подчиненный постижению конкретной цели.

3. Типизация и дифференциация характеристик, отражающих признаки профессии.

4. Реально отображать состояние профессии в конкретных социально-экономических условиях.

5. Учет перспектив профессионального роста.

6. Надежность описания профессии.

7. Научность.

Методы:

1. Социологические (анкеты, опросы, наблюдение).

2. Психологические (беседы, наблюдение, эксперимент,интервью, психобиография, тесты и анализ продукции).

3. Физиологические (ЭКГ, КГР, давление, антропометрические данные).

4. Описание технологических процессов.

8.11.2012

v. Организовательно-ориентированно профессиографирование. Элементы такой профессиограммы, выполнены в блочно-модульном варианте, что обеспечивает гибкость профессиограммы, вариативность, технологичность и многоаспектность ее использования. В зависимости от статуса образовательного учреждения, будет меняться структура модулей, особенно в области социальной и профессиональной компетентности.

Структура:

1. Блок (паспорт профессии). Включает наименования, кодификацию, профессиональное направление, назначение и уровень профессионального образования.

2. Блок «Основной объект» (сфера профессии).

а) Тип профессии (человек человек, человек природа и тд).

б) Ведущие объекты: значимые функции и особенности объекта.

3. Блок. Ключевые ценности профессии.

а) Совокупность значимых, ведущих, профессиональных принципов личности.

б) Особое отношение к предмету профессии.

4. Блок. Предметно-профессиональная компетентность.

а) Характеристики профессиональной среды, как полисистемного образования: на какой сфере относится профессия, на какие объекты направлена, какое значение имеет результат, каково исходное состояние предмета, каков характер и порядок воздействия, какими средствами и в каких условиях. Исследуются взаимосвязи предметов, результаты труда, средств и процесса производства.

5. Блок. Социально-профессиональная компетенция. Учитывает субъективные особенности личности.

а) Развитие мыслительного компетенции работника.

б) Возможности саморегуляции и саморазвития.

в) Направленность и стратегия успеха.

г) Гибкость и мобильность личности.

Кроме этих вопросов, блок предусматривает вопросы экологической, правовой и экономической культуры.

6. Блок. Специально психофизиологические требования.

а) Психофизиологические особенности.

б) Медицинские противопоказания.

в) Требования к полу и возрасту.

г) Санитарно-гигиенические требования.

д) Требования к развитию анализаторов.

Каждый год состоит из модулей, модули из модульных элементов, модульные элементы из модульных единиц. Каждый элемент этой структуры является относительно самостоятельным и содержит организационно-содержательную информацию, эта информация соответствует определенным компонентам профессиональной деятельности. Но все блоки имеют более или менее одинаковую структуру.

Образовательно-ориентированная профессиограмма предназначена для научно-обоснованного отбора содержания образования, разработки системы входного и итогового контроля качества подготовки выпускника и мониторинга профессионального становления личности.

VI.Проспектированное профессиографирование. Отражает динамику профессионального развития специалиста и профессионала. Образование РФ основано на образовательных стандартах. МОТ рекомендует строить образовании на международных стандартах, которые ориентированы на потребности как молодых, так и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей профессиональной деятельности. Реализация этих требований заложена в проспектированном профессиографировании, в котором предусмотрено проектирование профессионального роста специалиста. Применяется при аттестации, проф консультировании и для оказания помощи в службах занятости. Существенная особенность – проектирование профессиограммы, которая отражает динамику изменений ведущей деятельности и личности, в зависимости от стадии становления (оптации, профессионального образования, адаптации, первичной и вторичной профессионализации, мастерства).

На каждой стадии рассматриваются:

1. Вид деятельности, интересы, мотивы, цели.

2. Действия, в соответствии с тактическими целями.

3. Способы и методы осуществления деятельности. Результаты.

Эти составляющие становятся основой выделения профессиональных функций: мотивирующих, целевых, операционных. Эти функции приводят к развитию основных личностных подструктур: профессиональной направленности; компетентности; важных качеств и психофизиологических свойств.

15.11.2012

Психологические аспекты аттестации персонала.

Аттестация определяет, как комплексная оценка профессионализма и продуктивности деятельности. Аттестация определяет профессиональное соответствие специалиста занимаемой должности. Диплом только подтверждает приобретенную квалификационную и профессиональную подготовленность, а аттестация подтверждает квалификационную и должностную пригодность. Аттестация молодых специалистов проводится каждые 2-3 года. Первичная аттестация – это определение соответствия молодого специалиста должности и составление перспективного плана его развития. Для работников со стажем аттестация проводится в целях определения условия оплаты, характера и содержания труда, освоение новой техники, новой технологии и модернизация производства. Несоответствие может возникнуть в связи с возрастными ограничениями или профессиональными деформациями. При аттестации проводится анализ результативности деятельности, но для этого необходимо выделить критерии оценки, что составляет основную трудоемкость и будущую ценность аттестации. Для определения критериев необходимо проводить анализ профессиональных функций и типовых видов деятельности, которые в последствии будут приняты за базовые показатели результативности. Аттестация не должна ощущаться как наказание, а должен являться фактором профессионального роста, непрерывного образования, стимулирования профессионального развития и актуализировать профессионально-личностный потенциал работника. Возможно состояние профессиональной рефлекции, то есть некоторой активности, напряжения, на основе диагностики и самодиагностики профессиональных качеств специалиста. Для этого необходимо определить ключевые способности, то есть состав социально и профессионально важных качеств соответствующей квалификации и должностных обязанностей. Аттестация требует максимальной стандартизации оценки деятельности, которая обеспечивает объективность оценки. Оценивается: уровень профессионализма; нравственное поведение; соблюдение корпоративных норм и этики. Профессиональная мораль влияет на социальную обоснованность принятия решений, качество продукции, кадровую политику, экологические последствия деятельности фирмы и социально-психологический климат в коллективе. Аттестация выявляет субъективное отношение специалиста своему делу и профессии, на основе принципа профессиональной идентификации, то есть степень отождествления специалиста со своей профессиональной социальной группой и лояльность фирмы.

Профессиональная деятельность деформирует личность, ведет к появлению нежелательных качеств, а аттестация должна обеспечивать коррекцию профессионального развития. По этому, должна быть создана выявления нежелательных качеств. Результаты диагностики должны мотивировать дальнейшее профессиональное развитие и повышение квалификации. Оправдано повышение квалификации перед аттестацией, для этого можно предоставить аттестуемому, возможность повысить квалификацию по программе, позволяющей провести самооценку и самодиагностику, при этом это повышение квалификации должно иметь личностно-ариентированно профессиональное характер. Правильно говорить не о повышении квалификации, а о личностно-ориентированном развитии специалиста.

Цели аттестации:

1. Стимулирование роста квалификации.

2. Роста профессионализма.

3. Роста продуктивности управленческого труда.

4. Развитие творческой инициативы.

5. Обеспечение социальной защищенности на рынке труда.

Среди управленческих целей аттестации можно назвать:

1. Максимальные цели:

а) Оптимальное выполнение заданий.

б) Удовлетворенность сотрудников.

2. Минимальные цели:

а) Контроль (как, сколько и насколько хорошо работает отдельный сотрудник).

б) Коммуникации (в постановки задач, в выявлении недостатков, поисков способов устранения).

в) Сбор информации:

i. Для целей планирования, развития, обучения, переподготовки и перестановки персонала.

ii. Для планирования развития отдельных сотрудников.

iii. Для принятия решения о том, кто больше соответствует должности, заслуживает продвижения и какую информацию необходимо довести до сотрудников, чтобы стимулировать его продвижение.

Наши рекомендации