Группы понятий, обозначенные различными по степени привлекательности цветами

Номера цветов, ранжированные по степени их привлекательности
Мое будущее Бизнес Реклама Твор­чество Успех Радость Свобода Власть Раздра­жение Мое настоящее Мое увлечение Каким я хочу быть Информация Финансы Управле­ние Моя фирма Заработок Мои обязанности Моя карьера Какой я на самом деле Мой друг (подруга) Дети Мои клиенты Моя профессия Общение Любовь Перемены Моя жена Мой ребенок Люди Психоло­гия Природа Искусство Матери­альное благополучие Мое прошлое Мой начальник Моя работа труд Конкурен­ция Конфликты Неприятности Интересное занятие Моя мать Семья Мои сот- рудники Образова­ние Наука Медицина Обслуживание Знания Печаль Мой отец Угроза Страх Болезнь Неудача Мой дом Домашнее хозяйство Моя учеба Школа Техника

Наиболее привлекательным цветом испытуемый обозначил следующие понятия: «Мое будущее», «Бизнес», «Реклама», «Твор­чество», «Успех», «Радость», «Свобода», «Власть», «Раздраже­ние». Данный ряд понятий связан с представлением испытуемо­го о своем будущем. Вероятно, испытуемый ожидает, надеется, намерен или планирует в будущем заняться коммерческой дея­тельностью, которая побуждается потребностями в самореали­зации и самоутверждении. Однако подобные представления мо­гут вызывать у испытуемого не только приятные, но и неприятные эмоциональные переживания. Следовательно, отношение к соб­ственной деятельности в сфере бизнеса и рекламы является ам­бивалентным. Кроме того, оно никак не связано с увлечениями и интересами, которые обозначены совершенно другими цветами и попадают в другие группы.

Вторым по степени привлекательности цветом испытуемым обозначены понятия: «Мое настоящее», «Мое увлечение», «Ка­ким я хочу быть», «Информация», «Финансы», «Управление», «Моя фирма», «Заработок», «Мои обязанности», «Моя карьера». По­скольку данные понятия связаны с представлением испытуемого о настоящем, то они характеризуют сферу его актуальных потреб­ностей и видов деятельности, то, чем он наиболее озабочен, что в наибольшей степени привлекает его внимание. Кроме того, связь всех этих понятий с увлечением свидетельствует об их большой субъективной значимости, высоком месте в иерархии потребно­стей и ценностей. Таким образом, мы можем предположить, что испытуемый увлечен информационной, финансовой и управлен­ческой деятельностью в фирме, побуждаемой сильно выражен­ными потребностями в заработке, повышении профессиональ­ного и служебного положения и выполнении своего долга. Пред­ставление испытуемого о своем «идеальном я» также лежит в сфере субъективного настоящего, что указывает на достаточно высо­кую самооценку в данный момент. Кроме того, вероятно, испытуемый не хочет быть ни на кого похожим.

Третий по счету цвет уже не столь привлекателен для испы­туемого, как первые два. Поэтому отношение к понятиям, кото­рые обозначены этим цветом, не является в той же мере пози­тивным. В данную группу вошли понятия: «Какой я на самом деле», «Мой друг (подруга)», «Дети», «Мои клиенты», «Моя профессия», «Общение», «Любовь», «Перемены». Данная группа понятий, вклю­чающая представление о «реальном Я», отражает структуру иден­тичности испытуемого. А именно, испытуемый относится к себе так же, как к своим друзьям, клиентам, детям, идентифицирует себя со своей профессией, считает, что ему наиболее свойствен­на коммуникативная деятельность, связывает себя с перемена­ми. Следует отметить, что ни управление, ни психология не отож­дествляются испытуемым со своей профессией.

Четвертым относительно индифферентным цветом оцени­ваются понятия: «Моя жена», «Мой ребенок», «Люди», «Психоло­гия», «Природа», «Искусство» и «Материальное благополучие». Таким образом, мы можем предположить достаточно безразлич­ное отношение к своей жене и ребенку, равно как к людям вооб­ще. Занятия психологией ассоциируются в сознании испытуе­мого с искусством и природой. Возможно, единственной потреб­ностью, которая связана с супружескими и родительскими обя­занностями, является потребность в материальном благополу­чии. Психология также может восприниматься как источник материальной выгоды. Однако данная потребность не является до­статочно значимой в структуре мотивации испытуемого и вряд ли будет сильным побуждением к поддержанию семейных отно­шений и психологической деятельности.

Пятый по счету цвет также можно было бы считать индиффе­рентным, если бы им не обозначались понятия, связанные с нега­тивными эмоциональными переживаниями: «Мое прошлое», «Мой начальник», «Моя работа», «Труд», «Конкуренция», «Конфликты», «Неприятности». Данная группа понятий характеризует одну из сфер эмоционального напряжения, источник стресса. Однако, из дан­ных неясно, о какой конкретно работе и каком начальнике идет речь. Если это начальник на прошлой работе, с которой испытуемый уже ушел, то данные результаты свидетельствуют о мотивах этого ухода и о том, что испытуемый все еще никак не может забыть связанные с этим неприятные события. Если же речь идет о тепе­решней работе и начальнике, то можно предположить, что отно­шения с ними настолько неблагополучны, что испытуемый уже мысленно распрощался с ними и относится к ним как к своему прошлому. Проверить, какая из данных двух гипотез является наи­более правильной, можно только в беседе с испытуемым. Для этого необходимо спросить его, какого именно начальника и какую кон­кретно работу он обозначал данным цветом.

Шестой цвет включает в себя понятия: «Интересное заня­тие», «Моя мать», «Семья», «Мои сотрудники», «Образование», «Наука», «Медицина», «Обслуживание», «Знания», «Печаль». С одной стороны, в него входит то, что интересует испытуемого, следо­вательно, является для него, безусловно, важным. С интересами испытуемого, так или иначе, связаны сфера образования, меди­цины, семьи, обслуживания и научной деятельности, побуждае­мые познавательной потребностью, а также отношения с мате­рью и сотрудниками. Однако есть основания считать, что инте­ресы испытуемого активно вытесняются из сознания. Во-первых, они обозначаются только шестым по степени привлекательнос­ти цветом из восьми возможных. Во-вторых, даже предыдущая группа понятий, заряженная острыми негативными переживани­ями, оценивается более привлекательным цветом. В-третьих, интересные занятия ассоциируются у испытуемого с чувством печали. Таким образом, вероятно, испытуемый старается не об­ращать внимания на то, что ему на самом деле нравится, игнори­рует те виды деятельности, которые могут быть источником эмо­ционального удовлетворения, не замечает важной для себя жиз­ненной сферы. Познавательная потребность, являясь одной из наиболее значимых для испытуемого, не находит своего удов­летворения, поскольку никак не связана с его актуальной жиз­нью, представлениями о настоящем, будущем или прошлом. Сле­довательно, она является источником фрустрации. Это проявля­ется буквально в том, что чем бы испытуемый ни занимался в настоящем, чем бы он ни планировал заниматься в будущем, это не является для него достаточно интересным.

Седьмым цветом испытуемый обозначает понятия: «Мой отец», «Угроза», «Страх», «Болезнь», «Неудача». Смысл этой группы понятий очевиден: отец воспринимается испытуемым как источ­ник угрозы, вызывает страх, ассоциируется с неудачами и болез­нью. Однако при этом отец и сопровождающие его негативные переживания не связаны ни с прошлой, ни с настоящей, ни с бу­дущей жизнью испытуемого, то есть, не являются актуальными представлениями сознания испытуемого.

Восьмым, наиболее противным для испытуемого цветом оцениваются такие понятия, как: «Мой дом», «Домашнее хозяй­ство», «Моя учеба», «Школа», «Техника». Следовательно, все, что связано с домом и школьным обучением, воспринимается испы­туемым с отвращением, но никаких других негативных эмоций не вызывает. Техника также, мягко говоря, не вызывает у испытуе­мого положительных чувств.

Наши рекомендации