Когниивистские теории эмоций
Теория Арнольда.Согласно Арнольду, эмоции возникают как результат воздействия какой-либо последовательности событий, кот. описываются в категориях восприятия и оценок. Термин "восприятие" Арнольд толковал как "элементарное понимание". В данном случае "воспринять объект" - значит в некотором смысле "понять" его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего". В сознании формируется образ воспринимаемого предмета, и для того, чтобы этот образ получил эмоц. окраску, его нужно оценить, учитывая его влияние и на воспринимающего. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Арнольд понимал эмоцию не как оценку, а как неосознаваемое влечение к объекту, или отторжение его. По Арнольду оценка происходит сразу после непосредственного восприятия объекта, это интуитивный акт, кот. не связан с размышлением.
Теория С. Шехтера.. Он предположил, что эмоции возникают на основе физиологич. возбуждения и когнитивной оценки. Некот. событие или ситуация вызывают физиологич. возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, кот. это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологич. возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в кот. это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой др. подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологич. возбуждение может испытываться, как радость или как гнев в зависимости от трактовки ситуации. Он показал, что немалый вклад в эмоц. процессы вносят память и мотивация чел-ка. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической. В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства" физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом состояние гнева. После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых через некото.время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоц. переживания, о кот. они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции. Было показано также, что хар-р и интенсивность эмоц. переживаний чел-ка в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают др, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоц. состояния могут передаваться от чел-ка к чел-ку, причем у чел-ка в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.
Теория Л. Фестингера.У чел-ка в динамике эмоц. процессов и состояний не меньшую роль, чем органич. и физич. воздействия, играют когнитивно-психологические факторы. В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у чел-ка динамическими особенностями когнитивных процессов. Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Основные положения этой теории:-Возникновение диссонанса, порождающего психологический дискомфорт, будет мотивировать индивида к попытке уменьшить степень диссонанса и по возможности достичь консонанса. -В случае возникновения диссонанса, помимо стремления к его уменьшению, индивид будет активно избегать ситуаций и инфо, кот. могут вести к его возрастанию. -Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, кот. бы согласовывался с прежними ожиданиями.
В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки чел-ка, его действия в различных соц. ситуациях. Эмоции же рассм-ся в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения чел-ка гораздо большая роль, чем органическим изменениям. Доминирующая когнитивистская ориентация современных психологич. исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, кот. чел-к дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на хар-р эмоц. переживания.
Теория Келли. Дж. Келли создал теорию личностных конструктов. Он полагал, что "люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый чел-к обладает уникальной конструктной системой (личность), кот. он использует для интерпретации жизн. опыта". Также он описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный. Целью Келли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии. Так же Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья, а также в терапевтической практике.