Развитие речи и духовного мира человека

Существует несколько теорий развития речевой деятельно-сти. В их основе лежат три фактора: научение, созревание и ум-ственное развитие. Все три фактора взаимосвязаны между со-бой, и от них зависит весь ход развития речевой деятельности, начиная с раннего детского возраста.

Научение начинается с первых дней жизни ребенка. Мать, уха-живая за ребенком, обращается к нему с ласковыми и нежными сло-вами, и ребенок эмоционально реагирует на них. Хотя ребенок и не понимает обращенную к нему речь, но он привыкает к звукам члено-раздельной человеческой речи, и у него постепенно формируется фо-нематический слух.

Известно, что дети, лишенные человеческого общества и не слышавшие человеческой речи, не научатся говорить и понимать других людей. Существует множество случаев, когда дети, вырас-тая среди животных, не способны были к речевой деятельности.

Так, в 1946 г. английские солдаты, несшие на джипе патрульную службу а песках Аравии, увидели на далеком расстоянии стадо каких-

то животных и среди них мальчика. Сначала они подумали, что маль-чик пасет скот, но патруль находился в диких местах, удаленных на несколько десятков километров от населенных пунктов. Солдаты на-правили джип к стаду. Когда они приблизились, то увидели, что это не домашние животные, а газели, среди которых находился мальчик. Ув и -дев приближающийся джип, стадо вместе с мальчиком бросилось бе-жать. Джип развил скорость до 70 км в час, но стадо и мальчика не-возможно было догнать. Солдаты измучились от полутора часов не-мыслимой гонки. Когда мальчик, загнанный почти насмерть, упал в песок, его связали и привезли в штаб.

На мальчике, которого солдаты назвали Мохамедом, не было ни-какой одежды, подошвы его ног покрылись настолько толстой коркой, что напоминали копыта . Он не говорил и не понимал того, что говори-ли ему. Ел он финики, травы и коренья. Английское ком андование ре-шило приобщить его к цивилизации и подготовить к Олимпийским иг-рам, где он мог бы побить все мировые рекорды в беге. Но эти на-дежды не оправдались. Страх перед людьми и тоска по воле пагуб-но повлияли на мальчика. Он не прожил в неволе и одного месяца.

Ранее найденные среди животных дети жили в течение несколь-ких лет и даже, некоторые из них, могли научиться говорить. Так, в Индии доктор Синг обнаружил двух девочек, живших среди волков. Их называли Амалой и Камалой. Одна из них вскоре умерла, а другая прожила почти десять лет. Она с трудом научилась говорить и пони-мать других людей. Все, что происходило с ней до этого, она не помни-ла. Сначала она ходила на четвереньках, ела пищу только на полу, воду пила, лакая. Потом она научилась ходить, сидеть за столом и пользо-ваться ножом и вилкой. Однако полноценным человеком она не стала. Ход и л а согнувшись, говорила медленно, с трудом подбирая слова. Ее словарный состав был очень скудным, а духовный мир ограничивался только теми предметами и явлениями, которые она непосредственно воспринимала.

Наиболее интенсивное развитие речи у нормального ребен-ка падает на возраст от одного до трех лет. Этот период являет-ся наиболее благоприятным (сензитивным) для развития речи. В течение первого года жизни у детей происходит созревание спе-цифических задатков, обеспечивающих их последующую рече-вую деятельность. В данном случае на развитие речи у детей ока-зывает влияние второй фактор, связанный с созреванием и разви-тием речевого аппарата и нервных центров, регулирующих его де-ятельность.

На быстрое развитие речевой деятельности у детей в этот

период оказывает большое влияние также и третий фактор - когнитив-ный, связанный с умственным развитием ребенка. Известно, что преж-де чем научиться произносить слова, ребенок сначала начинает пони-мать их смысловое значение.

Познание мира ребенком начинается с первых дней его жизни. Действующие на его органы чувств стимулы отражаются в форме сенсорных образов, которые непосредственно связаны с врожден-ными биологическими реакциями организма. В дальнейшем по мере, общения со взрослыми, эти образы начинают ассоциироваться со словами, произносимыми ими. В результате этого образы отделя-ются от врожденных реакций и приобретают вместе со словами субъективный смысл, на основе чего у детей начинает проявляться предметное сознание и его духовное содержание.

Так, с самого начала, под влиянием речевых стимулов у ре-бенка зарождается духовный мир, определяющий дальнейшее развитие человека. В Евангелии от Иоанна сказано: “Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. Слово создает духовный мир человека, оно делает его сильным или слабым, честным или лживым, одухотворенным или бездушным, высоконравственным или безнравственным. Слово может убить человека, слово может спасти человека, слово может побудить совершить великие деяния, слово может склонить его к бесчест-ным поступкам.

Какие слова слышит ребенок с момента своего рождения, таким он станет в будущем. Если ему говорят ласковые слова, он улыбается, тянет к взрослому ручки, если же на него кричат по всякому поводу и без повода, он хмурится, заливается пла-чем, становится замкнутым, раздражительным и истеричным.

Первые слова, имеющие предметную соотнесенность, ре-бенок начинает произносить только к концу первого года жиз-ни. По своему значению отдельное слово ребенка заменяет фразу взрослого. Оно, как правило, дополняется действиями, мимикой и пантомимикой.

После первого года жизни у ребенка начинает быстро расти словарный состав, а после одного годя семи месяцев до трех лет он овладевает в процессе общения грамматической структурой язы-ка. В дальнейшем, в течение дошкольного возраста, происходит увеличение словаря и усложнение грамматических конструкций предложений.

Тот факт, что ребенок, прежде чем начать говорить, уже понимает слова, а потом начинает говорить с самим собой, по-

будил известного швейцарского психолога Ж. Пиаже высказать пред-положение, что у ребенка развитие речи происходит от эгоцентричес-кой (речи для себя) к социализированной (речи для других). Эгоцент-рическую речь он рассматривал как рудиментарную форму речи, обес-печивающую переход от внутренней к внешней речи.

Другой психолог Л.С. Выготский выдвинул противоположную кон-цепцию, в соответствии с которой эгоцентрическая речь рассматрива-ется как переходной этап от первоначально социализированной внеш-ней речи к внутренней индивидуальной. Он экспериментально дока-зал, что внутренняя речь возникает в процессе интериоризации (пре-вращения) внешней развернутой социальной речи во внутренний план индивидуальной свернутой речи. Его эксперимент заключался в том, что на стадии проявления эгоцентрической речи ребенка помещали в группу глухонемых или иноязычных детей, общение с которыми ис-ключалось. Казалось бы, в этих условиях эгоцентрическая речь долж-на была дальше развиваться, но практически в этой ситуации она не только не совершенствовалась, но и вообще исчезла.

Следовательно, с точки зрения этой концепции, эгоцентричес-кая речь обслуживает не столько общение, сколько внутреннюю ум-ственную деятельность, и в процессе перехода от внешней речи к внутренней она постепенно свертывается, но не исчезает. Поэтому даже у взрослых, при наличии затруднений в умственной деятель-ности, она снова возникает и проявляется в форме речи-размышле-ния. Ж. Пиаже, познакомившись с концепцией и результатами экспе-римента Л.С. Выготского, должен был признать его правоту.

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие внеш-ней и внутренней речи, что оказывает огромное влияние на становле-ние духовного мира ребенка. Исключительно большое влияние, в этом отношении, оказывают наставления и поучения взрослых. На их осно-ве у детей формируются знания о моральных и нравственных ценнос-тях, о хороших и плохих поступках людей, о положительных и отрица-тельных качествах личности.

Особенно большое впечатление на детей оказывают сказ-ки. Они не только формируют нравственные идеалы, но и по-буждают детей коренным образом изменить свое поведение. А.П. Чехов в рассказе “Дома” показывает какое огромное влияние на семилетнего мальчика, замеченного в курении, оказала неза-мысловатая сказочка о смерти царевича, который тайно курил, хотя и знал о вреде и пагубных последствиях этой привычки. Сначала мальчик рассеянно слушал сказку, которую рассказы-вал ему отец, но когда узнал о смерти царевича, вздрогнул и упавшим голосом заявил, что он не будет больше курить.

В школьном возрасте наряду с дальнейшим развитием устной речи происходит овладение письменной речью. Умение читать и писать оказывает огромное влияние на умственное и духовное развитие школь-ника. Однако, не все, что узнает ученик из разнообразных источников, становится его духовным достоянием. Одни слова он принимает как истину, другие отвергает, а третьи вызывают у него сомнения и разду-мья. Гл а в н ы м здесь является то, от кого исходят эти слова, от того, какие люди становятся его духовными наставниками. Одни сознательно выбирают таких наставников, доверяют им, слепо верят их словам, сами произносят те же слова, не думая об их истинном смысле, без-думно подражают их поступкам, не ведая о их последствиях.

Сознательно и бессознательно выбранные образцы речево-го поведения закрепляются и становятся привычными в речевой деятельности человека. Так рождается стиль речевой деятель-ности, характерный для каждого человека, который во многом определяет внутренний и внешний облик его личности. На стиль речи большое влияние оказывает профессиональная деятельность человека. Для артиста характерна эмоционально-экспрессивная речь, для военного - командно-волевая, для делового человека -утилитарно-прагматическая, для писателя - образно-повество-вательная, для ученого и преподавателя - понятийно-объясни-тельная.

По особенностям речевой деятельности можно судить о не-которых психических особенностях личности. Так, графологи полагают, что по почерку письменной речи можно судить о ха-рактере человека. Если буквы, расположенные на одной линии, являются ровными, как по величине, так и по высоте, то это сви-детельствует об организованном характере. Буквы разные по величине или большие буквы со значительными расстояниями, имеющие различный наклон - признак неорганизованного, бес-порядочного и противоречивого характера. Сжатые, четкие и округлые буквы свидетельствуют об уравновешенном харак-тере и о преобладании у человека положительных эмоций. Заос-тренные иглы букв говорят о склонности человека к отрица-тельным эмоциональным переживаниям. Короткие хвосты букв свидетельствуют о нерешительном характере человека, длин-ные хвостики букв - о решительном напористом характере. По-степенное уменьшение величины букв в слове или в предложе-нии означает неопределенность и неустойчивость характера. Четкий, прямой почерк - говорит о самостоятельном характере, наклон букв вправо - о склонности к подражанию, влево - об

упрямом характере.

Как видим, развитие речевой деятельности оказывает решаю-щее влияние на психическое развитие и духовный мир человека. Ус в о -ение устной речи приобщает ребенка к человеческому обществу, пре-вращает его в разумное, одухотворенное существо, определяет весь дальнейший путь его психического и духовного развития. Овладение письменной речью дает возможность человеку получить образование, приобщиться к мировой культуре, развить интеллектуальные способ-ности, овладеть духовным богатством, созданным человечеством на протяжении многих тысячелетий своего развития.

Литература Ахутина Т.В. Порождение речи. М., 1989. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1982. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. М., 1989.

Наши рекомендации