Социометрические тезисы

1. Все люди связаны между собой. Человечество - есть органическое единство.социометрическая структура определяет все остальные

2. Реальность любого человека всегда субъективна, из таких реальностей складывается социальная реальность, которая не может быть объективно исследована и кому-то преподнесена.

3. Социометрический метод - это ситуативный инструмент. Однако социометрический (драматический) метод нельзя считать ни психологическим, ни социологическим.Социометрический метод: 1) диагностирует, ищет самое актуальное для данной группы 2) проверяет на реальность любые понятия, привнесенные в социометрическую ситуацию всеми ее участниками например "народ", "демократичный", "лидер", "сплоченность", "дружба" и т. д. 3) очерчивает границы ситуации

4. Неравномерность выборов в любой группе и в каждой ситуации не устранима

5. Социометрия как процесс инициирует социодраму. В драме должен быть весь жизненный цикл явления (организации) от его рождения (locus nascendi) до социальной смерти.

6. Все социальные структуры развиваются социогенетически.

7. Социометрия вначале становится важным делом для одного, двоих, троих конкретных людей здесь и теперь. Социометрия плавно и естественно переходит в социодраму и психодраму

Целью социометрического эксперимента является превращение старого социального устройства в новое социальное устройство и, если это необходимо, преобразование групп таким образом, чтобы формальная поверхностная структура как можно более соответствовала глубинной структуре.

Триединая система Морено

"У философов всегда так: или что без кто, или кто без что"

С. Кржижановский

Социометрия является частью триединой системы Морено: социометрия, психодрама (социодрама), групповая моренотерапия (групповая терапия), где каждая часть может иметь широкое и узкое значение. Групповая психотерапия Морено объединяет два аспекта: драматический и социометрический

Будь то индивид или группа, сообщество, организация - методология моренотерапии едина.

Социометрия и социодрама связывают социальное качество и социальное количество через меру групповой реальности и они, может быть, связаны мерой общения. "Разделение социальной вселенной на три тенденции или измерения - на внешнее общество, социометрическую матрицу и социальную реальность - имеет эвристическую ценность. Под внешним обществом я понимаю все ощутимые и зримые группировки, большие или маленькие, формальные или неформальные, из которых состоит человеческое общество. Под социометрической матрицей я понимаю все социометрические структуры, которые невидимы для макроскопического глаза, но становятся очевидными в процессе социометрического анализа. Под социальной реальностью я понимаю динамический синтез и взаимное проникновение того и другого.

Социальные качества (соционимы) могут становиться именами групп любого масштаба и ложиться в основу социальных архетипов - культурных "консервов", устойчиво существующих у каждого, кто социализирует свои представления о людях и, естественно, связях между качествами.

Каждая из трех составных частей триединой системы Морено будучи отделенной от двух других теряет свой смысл и эффективность. Социометрия, лишенная драматического развития, становится сухим скелетом социальной организации общества, обреченным на анализ и констатацию.

Переход к практике

"Не умножай сущности без необходимости"

Оккам

"А нужна ли еще одна наука?

Удивительно, почему наивным считается заметить, что для целостных явлений нашей жизни не хватает емких слов, либо эти слова звучат старомодно и ненаучно? Искусство, художественные понятия заполняют этот вакуум, но не укладываются в "прокрустово ложе" позитивистской и естественнонаучной логики. Непонятно откуда их брать эти понятия и как сделать их конвертируемыми. Поэтому и не видят "увеличителя" Морено, не верят в воображение, не замечают художественности его методов. Именно "увеличительный взгляд" связывает людей, погруженных в разные ситуации, объединяет разные миры субъектов, науку и искусство, делает эти "неточные" полу-объективные полу-художественные понятия конвертируемыми.

46. Основное содержание работы З. ФРЕЙДА «ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я».

I. ВВЕДЕНИЕ
Во введении Зигмунд Фрейд пишет, что психология масс занимается исследованием отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия, института или как составной части человеческой толпы, организовавшейся в массу к определенному времени для определенной цели. Психология масс, хотя и находящаяся в зачаточном состоянии, обнимает необозримое множество индивидуальных проблем и ставит перед исследователем необозримое множество задач, которые в настоящее время даже не обособлены друг от друга.
Противопоставленность социальных и нарцистических душевных процессов, несомненно входит в область психологии личности и не может быть использована для разделения психологии личности от психологии социальной, или массовой.
Таким образом, в работе затронуты лишь некоторые вопросы, к которым исследование глубин психоанализа проявляет особый интерес.
II. ОПИСАНИЕ МАССОВОЙ ДУШИ У ЛЕБОНА
В этой главе автор обращается к некоторым страницам из книги Лебона "Психология народов и масс", вполне заслуженно пользующейся известностью.
Комментируя цитаты Лебона «…Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе…», Фрейд делает свое замечание: если индивиды в массе связаны в одно целое, то должно существовать нечто связывающее их друг с другом, и этим связующим звеном должно быть именно то, что характерно для массы.
По мнению Лебона, в массе стираются, индивидуальные достижения людей, и благодаря этому исчезает их оригинальность, расовое бессознательное выступает на первый план, гетерогенное утопает в гомогенном. Доктор Фрейд же добавляет, что психическая надстройка, развивавшаяся столь различно у различных индивидов, рушится, и при этом обнаруживается однородный у всех бессознательный фундамент.
Однако Лебон находит, что в массе проявляются и новые качества людей, которыми те до сих пор не обладали, при этом основываясь на трех моментах: что сознание непреодолимой силы в толпе заставляет индивида поддаваться инстинктам; что в толпе всякое чувство, всякое действие заразительно; что индивидуум восприимчив к внушению.
Далее, в работе Фрейд подробно останавливается на описании массовой души в том виде, в каком она очерчена у Лебона. Автор неудовлетворен характеристикой Лебона о вождях массы, так как в них нельзя уловить определенной закономерности.
Таким образом, Зигмунд Фрейд проводит подробную характеристику понятия массовой души в работе Лебона "Психология народов и масс", а также выражает свои взгляды на это понятие.
III. ДРУГИЕ ОЦЕНКИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ
Фрейд проводит подробный обзор исследованной литературы в оценке коллективной душевной жизни. Положения о коллективном торможении интеллектуальной деятельности и повышении аффективности в массе, были сформулированы Сигелем. Особенностями умозаключений Лебона являются точка зрения на бессознательное и сравнение с душевной жизнью первобытных народов.
Описание и оценка массовой души в том виде, в каком их дают Лебон и другие авторы, встречаются в диаметрально противоположных проявлениях массы, на основании которых можно дать гораздо более широкую оценку массовой души.
Общество является инстанцией, предписывающей индивиду нормы нравственности, в то время как отдельный человек обычно отстает в каком-нибудь отношении от этих требований, в исключительных состояниях в толпе осуществляется феномен воодушевления, благодаря которому возможны прекрасные поступки масс.
По данным Mc Dougall, в книге "The Group Mind", масса (group) не имеет вообще никакой организации или имеет организацию, не заслуживающую внимания. Он обозначает такую массу как толпу. Однако он признает, что толпа людей собирается нелегко, без того чтобы в ней не образовались, по крайней мере, первые начала организации, что именно в этих простых массах особенно легко подметить некоторые основные факты коллективной психологии. Важнейшим феноменом массы является повышение аффективности, возникающее у каждого индивида, при этом участники испытывают приятное ощущение, теряя чувство своего индивидуального обособления, отдаваясь безгранично своим страстям и сливаясь при этом с массой.
Особое внимание Фрейд уделяет описанию поведения высокоорганизованных масс, изученных у Мс Dougall'a. Автор насчитывает пять принципиальных условий для поднятия душевной жизни массы на более высокий уровень, а именно: 1 - определенная степень постоянства в составе массы; 2 - определенное представление о природе, функции, деятельности и требованиях массы; 3 - масса приходит в связь с другими, ей подобными массами, но отличающимися все-таки от нее во многих пунктах, так что она как бы соперничает с ними; 4 - масса имеет традиции, обычаи и установления; 5 - в массе существует расчленение, выражающееся в расчленении и дифференцировке работы, выпадающей на долю индивида.
Но З. Фрейд, изучая условия организации масс, делает акцент на том, что необходимо придать массе именно те качества, которые были характерны для индивида и которые сгладились у него в массе. При соблюдении этих условий упраздняются психические дефекты масс.
IV. ВНУШЕНИЕ И ЛИБИДО
Социологи и психологи, изучавшие массу, используют слово внушение. По мнению Bernheim'a, внушение (правильнее: внушаемость) является первоначальным феноменом, не поддающимся разложению, основным фактором душевной жизни человека. У Тарда оно называлось подражанием, но Фрейд уточняет, что подражание является его следствием. У Лебона все необычное в социальных явлениях сводится к двум факторам: к взаимному внушению индивидов и к престижу вождей. Но объяснения сущности внушения, т. е. условий, при которых создается воздействие без достаточных логических оснований, не существует.
Термин «либидо» взят из области учения об аффективности. Под ним автор подразумевает энергию таких влечений, которые имеют дело со всем тем, что можно охватить словом любовь. Ядром понятия, называемого нами любовью, Фрейд считает половую любовь, имеющую целью половое соединение. Он не отделяет от этого понятия всего того, что причастно к слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и к детям, дружба и всеобщее человеколюбие, а также преданность конкретным предметам и абстрактным идеям.
Фрейд высказывает мнение, что любовные отношения, скрытые за ширмой внушения, составляют сущность массовой души. Он подкрепляет это предположение тем, что масса объединена какой-то силой (скорее всего эросом, объединяющим все в мире); тем, что индивид, отказываясь от своей оригинальности в массе и поддаваясь внушению со стороны других людей, делает это потому, что у него существует потребность скорее находиться в согласии с ними, чем быть в противоречии с ними, следовательно, он делает это, быть может, "им в угоду".
Таким образом, доктор Зигмунд Фрейд применяет понятие «либидо» для объяснения психологии масс, считая, что любовные отношения как раз и составляют сущность массовой души.
V. ДВЕ ИСКУССТВЕННЫЕ МАССЫ: ЦЕРКОВЬ И ВОЙСКО
В этой главе автор напоминает о морфологии масс, что можно наблюдать различные виды, а также противоположные направления в развитии масс. Фрейд особо отмечает различия между массами, где вождь отсутствует, и массами, возглавляемыми вождями. Наиболее интересными примерами таких массовых образований являются церковь, и армия (войско).
В церкви, как и в войске, культивируется одно и то же обманное, по мнению автора, представление (иллюзия), что есть верховный властитель (в католической церкви – Христос, в войске – полководец), который любит каждого отдельного члена массы одинаково. На этой иллюзии держится все; если ее отбросить, распадутся тотчас же и церковь, и войско. Войско отличается по структуре от церкви тем, что оно состоит из ступеней таких масс. Каждый командир является как бы начальником и отцом своей части, каждый офицер -- своего взвода.
Сущностью массы являются ее либидиозные связи, на это указывает и феномен паники, который лучше всего изучать на армии. Паника возникает, когда масса разлагается. Характеристика паники в том, что ни один приказ начальника не удостаивается более внимания и каждый печется о себе, не считаясь с другим. Типичным поводом для паники является то, когда порывается связь с вождем, при этом, как правило, порываются и взаимные связи между массовыми индивидами и масса рассыпается.
Таким образом, для того, чтобы масса не разлагалась, ей нужен вождь, который будет одинаково относиться (например, любить) ко всем ее участникам.
VI. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ И ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Автор говорит, что простое сборище людей не есть еще масса до тех пор, пока в ней не создадутся привязанности. Он делает акцент на различии между массами, имеющими вождя, и массами, не имеющими вождя и обращается к рассуждению, которое приводит нас кратчайшим путем к доказательству того, что характеризующие массу привязанности имеют либидинозное происхождение.
Когда вражда направляется против любимых лиц, это называется амбивалентностью чувства. В неприкрыто проявляющейся неприязни и враждебности к чужим можно узнать выражение себялюбия, нарциссизма. Но пока существует масса, индивиды ведут себя, как однородные, терпят своеобразие другого, равняются с ним и не испытывают к нему чувства отталкивания. Такое ограничение нарциссизма, Фрейд подчеркивает, может быть порождено только одним моментом, а именно – либидинозной связью с другими людьми. Себялюбие находит преграду лишь в любви к другим.
В случае совместной работы между товарищами создаются либидинозные условия, укрепляющие их взаимоотношения больше, чем выгода. В социальных отношениях людей происходит то же самое, либидо опирается на удовлетворение основных жизненных потребностей и избирает их участников своими первыми объектами.
Таким образом, если в массе появляются ограничения нарцистического себялюбия, которые вне ее не действуют, то это убедительное доказательство того, что сущность массы заключается в нового рода либидинозных связях членов массы друг с другом.

VII. ИДЕНТИФИКАЦИЯ
Автор рассматривает другие механизмы либидинозной связи – называемые идентификацией. Идентификация известна психоанализу как самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом. З. Фрейд подробно описывает явление Эдипова комплекса, когда малолетний мальчик проявляет особенный интерес к своему отцу и хочет решительно во всем быть на его месте. Можно спокойно сказать: он делает отца своим идеалом. Одновременно с этим, мальчик относится к матери как к объекту опорного типа. Итак, у него две психологические различные связи: с матерью – как сексуальное влечение, с отцом – идентификация по типу уподобления.
Идентификация стремится сформировать собственное "Я" по подобию другого, взятого за "идеал". В другом примере маленькая девочка, испытывает тот же болезненный симптом, что и ее мать, например, тот же мучительный кашель. Объектный выбор становится идентификацией, т.е. "Я" перенимает качества объекта.
Важным является то, что идентификация совершенно лишена объектного отношения к копируемому лицу. Если, например, девушка в пансионе получает от тайного возлюбленного письмо, вызывающее ее ревность, и она реагирует на него истерическим припадком, то с несколькими из ее подруг, которые знают о письме, тоже случится этот припадок, путем психической инфекции. Это – механизм идентификации на почве желания переместить себя в данное положение. Другие тоже хотели бы иметь тайную любовную связь, и под влиянием сознания виновности соглашаются и на связанное с этим страдание.
Также в этой главе подробно описаны два других случая идентификации: гомосексуальность и меланхолия.
Объединяя изученное, автор делает вывод: во-первых, идентификация является самой первоначальной формой эмоциональной привязанности к объекту, во-вторых, она становится путем регрессии заменою либидинозной привязанности к объекту, и в-третьих, она может возникнуть при каждой вновь подмеченной общности с лицом, не являющимся объектом полового влечения. Чем значительнее эта общность, тем успешнее должна быть эта частичная идентификация, дающая, таким образом, начало новой привязанности.

VIII. ВЛЮБЛЕННОСТЬ И ГИПНОЗ
З. Фрейд описывает влюбленность, как сексуальное увлечение объектом, диктуемое сексуальными потребностями, причем при достижении поставленных целей влюбленность угасает; и называет это чувство низменной, чувственной любовью.
В рамках влюбленности бросается в глаза феномен сексуального превышения оценки, тот факт, что любимый объект в известной мере освобождается от критики, что все его качества оцениваются выше, чем качества нелюбимых лиц или в то время, когда это лицо еще не было любимо. Если чувственные стремления несколько вытесняются или подавляются, то появляется иллюзия, что за свои духовные достоинства объект любим, а между тем, может быть, наоборот, только чувственное расположение наделило его этими достоинствами. Эти стремления – есть идеализация. С объектом влюбленности обращаются, как с собственным "Я", это значит, что при влюбленности большая часть нарцистического либидо перетекает на объект. В некоторых формах любовного выбора объект служит заменой никогда не достигнутого собственного "Я"- идеала. Его любят за совершенства, которых хотелось достигнуть в собственном "Я" и которые этим окольным путем хотят приобрести для удовлетворения собственного нарциссизма. Всю ситуацию можно резюмировать в одной формуле: объект занял место "Я"- идеала.
З. Фрейд пишет, что гипноз недалек от влюбленности: то же смиренное подчинение, покорность, отсутствие критики как по отношению к гипнотизеру, так и по отношению к любимому объекту. Нет сомнений, что гипнотизер занял место "Я"- идеала. Гипнотическое отношение является неограниченным влюбленным самопожертвованием без желания сексуального удовлетворения. Гипноз содержит примесь парализованности, вытекающей из отношений могущественного к бессильному, беспомощному, что эквивалентно испугу у животных. В нем много непонятного, мистичного.
На основании всего вышесказанного автор выводит формулу либидинозной конституции массы. Такая первичная масса есть множество индивидов, сделавших своим "Я"- идеалом один и тот же объект и вследствие этого идентифицировавшихся друг с другом в своем Я. Это отношение может быть изображено следующим образом.
"Я"- идеала ------ Объект ------ Внешний объект

IX. СТАДНЫЙ ИНСТИНКТ
В этой главе Фрейд указывает, что отдельные эмоциональные побуждения и личный интеллектуальный акт индивида в массе слишком слабы, чтобы проявиться отдельно, и обязательно должны подкрепляться в виде однородного повторения со стороны других людей. Автор приводит ссылку на W. Trotter’а, который считает описанные душевные феномены массы производным стадного инстинкта (первичного и неразрешимого), являющегося врожденным как для человека, так и для других видов животных. Но в изложении Trotter’а стадный инстинкт вообще не оставляет места вождю, вождь только случайно приходит в стадо, и в связи с этим следует, что в стаде нет потребности в божестве; ему недостает пастуха.
В примере со школой автор показывает понятие справедливости. Этот же процесс наблюдается при других взаимоотношениях, например, в толпе мечтательно влюбленных поклонниц, теснящихся вокруг певца или пианиста после его концерта, они, изначально соперницы, могут идентифицироваться друг с другом, благодаря одинаковой любви к одному и тому же объекту.
Автор считает, что социальная справедливость обозначает, что человек сам отказывается от многого для того, чтобы другие тоже могли бы отказаться от этого, или – что одно и то же – не могли требовать этого. Это требование равенства является корнем социальной совести и чувства долга.
Таким образом, по мнению Фрейда в основе массовых чувств лежит стремление ее участников к социальному равенству, автор вносит коррективу в выражение Trotter’а что человек – «стадное животное»; он является скорее «животным орды», участником орды, под предводительством вождя.
Х. МАССА И ПЕРВОБЫТНАЯ ОРДА
В этой главе З.Фрейд показал, что судьба человеческой орды оставила неизгладимые следы в истории человечества, в частности -- что развитие тотемизма, охватывающего зачатки религии, нравственности и социального расчленения, связано с насильственным убийством вождя и превращением отцовской орды в братскую общину.
Масса, в описании Фрейда, представлена вновь ожившей первобытной ордой. Подобно тому, как первобытный человек может ожить в каждом индивиде, так и из любой человеческой толпы может быть воссоздана первобытная орда. Поскольку масса обычно господствует над людьми, мы узнаем в ней продолжение первобытной орды.
Автор делает заключение, что психология массы является древнейшей человеческой психологией. Индивидуальная психология пренебрегала массовыми проявлениями, и выросла лишь впоследствии, постепенно, обособившись из древней психологии масс. Поэтому, навязчивый характер массы, обнаруживающийся в ее суггестивных проявлениях, происходит от первобытной орды.
Вождь массы является первобытным отцом, которого боятся; масса все еще хочет, чтобы ею управляла неограниченная власть; она страстно жаждала авторитета, подчинения. Первобытный отец является массовым идеалом, который занимает место "Я"- идеала человеческим "Я". Индивиды, составлявшие массу, были зависимы, а отец первобытной орды был свободен. Его интеллектуальные акты были сильны и независимы даже в своей обособленности, его воля не нуждалась в усилении другой волей.
Автор раскрывает понятие «внушение», как убеждения, основанного не на восприятии и мыслительной работе, а на эротической привязанности. Гипноз ставит объект на место "Я"-идеала, а все гипнотические феномены нужно считать производным внушения.
По данным Фрейда внушение является проявлением гипнотического состояния, имеющего прочное обоснование в бессознательно сохранившемся предрасположении из первобытной истории человеческой семьи.
XI. СТУПЕНЬ ЛИЧНОСТИ
З. Фрейд говорит, что каждый индивид участвует во многих массовых душах, в душе своей расы, сословия, религии, государства и т. д. и, кроме того, он до некоторой степени самостоятелен и оригинален. Отграничение "Я"- идеала от "Я" не может существовать долго и должно подвергаться во времени обратному развитию. При всех запретах и ограничениях, накладываемых на "Я", происходит периодический прорыв запретного, являющийся запрещенными законом эксцессами. Когда в "Я" что-нибудь совпадает с "Я"- идеалом, то всегда возникает ощущение триумфа. Чувство вины (и чувство неполноценности) тоже могут быть поняты как разногласие между "Я" и "Я"- идеалом.
Автор говорит, что есть люди, настроение которых периодически меняется от чрезмерной подавленности через некоторое среднее состояние до возбужденного состояния. Эти состояния проявляются в различной по величине амплитуде, от едва заметной до самой крайней, в виде меланхолии или мании. Причины таких изменений настроения автору неизвестны.
На основе психоанализа "Я" следует, что у маниакального больного "Я" сливается с "Я"-идеалом, и человек радуется отсутствию задержек, опасений и самоупреков, находясь в настроении триумфа и самодовольства. Страдание меланхолика является выражением резкого разногласия между обеими инстанциями "Я". В этом разногласии чрезмерно чувствительный идеал выражает свое беспощадное осуждение "Я" в бреде унижения и самоунижения.
XII. ДОПОЛНЕНИЕ
В этой главе, автор дает дополнительные объяснения некоторым вышеизложенным положениям исследования.
ВЫВОДЫ
Итак, основными положениями из книги «Психология масс и анализ человеческого "Я"», раскрытые З. Фрейдом можно назвать:
1. Отличие между "Я"- идентификацией и заменой "Я"- идеала объектом объясняется двумя большими искусственными массами, на примере войска и христианской церкви.
2. В духовном развитии человечества указывается момент, что для индивидов произошел прогресс при переходе от массовой психологии к индивидуальной.
3. Сексуальные влечения зависят от прямых и от заторможенных сексуальных влечений (как типичный пример - либидинозное развитие ребенка).
4. Даны определения с точки зрения либидинозной теории состояний влюбленности, гипноза, массы и невроза.
Идеи автора можно считать вполне заслуживающими право на существование, ведь все свои мысли он приводит обоснованно, опираясь на результаты различных исследований. Со многими из них, такими, как потребность массы в вожде, трудно не согласиться, ведь их проявление можно обнаружить практически в любой массе. Но некоторые его идеи высказаны слишком резко и вызывают немалое сомнение. Одной из таких идей можно считать попытку Фрейда в основание всех глубоких межличностных отношений поместить «эрос». По его мнению, даже дружба между представителями одного пола основана на «сексуальном влечении», хотя и «заторможенном в смысле цели». Зигмунд Фрейд умалчивает, что в греческом языке, откуда взято понятие «эрос», существует также понятие «агаппе», которое вообще не подразумевает сексуального влечения, хотя также обозначает любовь. Другими словами, тот тип межличностных отношений, которые доктор-психоаналитик определил как «сексуальное влечение, заторможенное в смысле цели», есть ни что иное как «агаппе», не плотская любовь, а духовная. Именно «агаппе» употребляется в греческом оригинале знаменитого «Послания к коринфянам» апостола Павла, но уж никак не «эрос»! «Агаппе» не требует полового различия, и именно эта любовь определялась греческим народом как лежащая в основе дружеских отношений.
Таким образом, З. Фрейд употребляет в своей работе многие научные факты (как Эдипов комплекс), которые якобы согласуются с его идеями. В то же время, у читателя может возникнуть впечатление, что авторские идеи верны только частично, ведь многое из описанного им не является правдивым. Все дело в том, что др. Зигмунд в своих умозаключениях буквально игнорирует многие понятия, противоречащие его мировоззрению, вероятно потому, что он просто не может их опровергнуть. Эта несогласованность ставит под сомнение многие положения теории Зигмунда Фрейда, хотя в целом его взгляды весьма интересные, кардинально отличные от тех, которые общественно приняты, что, наверное, и объясняет популярность психоанализа в наше время.

47. Основное содержание работы В.А. Ядова «О ДИСПОЗИЦИОННОЙ РЕГУЛЯЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ».

Главное в проблеме внутренней регуляции социального поведения — это вопрос о структурировании личности как субъекта деятельности.
Чтобы понять, как «организован» активно действующий субъект и каков внутренний «механизм», направляющий его деятельность, надо прежде всего представить его как некоторую целостность.

Представление о целостной структуре личности предполагает выделение определенного системообразующего признака или системообразующего отношения. Наиболее существенное в личности — ее отношения к условиям деятельности, сформировавшиеся благодаря предшествующему опыту. <...>

В качестве системообразующего признака личностной структуры выделяют многообразие отношений индивида к условиям его деятельности.

Д.Н. Узнадзе и его последователи экспериментально выделили тот механизм, который обеспечивает психический настрой личности на поведение в данной ситуации, обозначив этот механизм как установку к поведению.
«Аттитюд» рассматривается на уровне микросреды индивида при полном игнорировании общих социальных условий деятельности личности. Между тем именно эти общие условия определяют не только специфику микросоциальной среды, но они же детерминируют и высшие регулятивные сферы социально-установочной деятельности — систему ценностных ориентации личности.
Согласно теории Д.Н. Узнадзе, установка представляет собой целостно-личностное состояние готовности, настроенности на поведение в данной ситуации и для удовлетворения определенной потребности. В результате повторения ситуации, в которой данная потребность может быть реализована, установка личности закрепляется, фиксируется. Фиксированная установка есть как бы вторичная, тогда как актуальная ситуативная установка выступает в качестве первичной.
В концепциях «аттитюдов» или социальной установки также подчеркивается их прямая связь с определенной (социальной) потребностью и условиями деятельности, в которых потребность может быть удовлетворена.

Социометрические тезисы - student2.ru Общий механизм образования фиксированной установки на том или ином ее уровне описывается формулой П —> Д <— С, где П — потребность, Д — диспозиция, С — ситуация или условия деятельности.

В связи с этим, выделяют следующую классификацию потребностей:

• потребности первого уровня(витальные и психофизиологические) общепринятые

• потребности возвышенные(социальные)

Социометрические тезисы - student2.ru •по сферам жизнедеятельности : условно-

потребности труда, общения, познания выдел-

•по объекту, на который направлена потребность: яемые

материальные, духовные или этические, эстетические

•по функциональной роли:

центральные, периферические, ведущие, доминирующие и, ситуативные

•по субъекту самой потребности:

индивидуальные, коллективные, общественные

Классификация ситуаций:

•Предметные

•Условия группового общения

•Условия деятельности

•Социальные условия жизнедеятельности человека

Уровни диспозиционной структуры:

Элементарные фиксированные установки. Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях.

2.Система социальных установок Она содержит три основных компонента: эмоциональный (или оценочный), когнитивный (рассудочный) и собственно поведенческий (аспект поведенческой готовности).

3.Базовые социальные установки. В этом смысле направленность личности представляет собой идентификацию с той или иной областью социальной деятельности
4. Система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированные общими социальными условиями жизни данного индивида

Уровни проявления поведения:

1)Специфическая реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию(поведенческие акты).

2)Поступок, или привычное действие, которое как бы компонуется из целого ряда поведенческих актов.

3)Собственно поведение

4)целостность поведения в различных сферах и есть собственно деятельность во всем объеме.

Особенности механизма оптимизации поведения на определенном, конкретном уровне с точки зрения диспозиционной системы личности:.
1. Извлечение из общего багажа знаний элементов, относящихся к данной ситуации, потребностям и эмоциональному состоянию субъекта, т.е. извлечение адекватных знаний.
2. Формирование когнитивно-эмоциональных (или эмоционально-когнитивных) связок — качественный этап в процессе формирования и функционирования диспозиционной системы.

Формирование поведенческих готовностей в соответствии с уровнем деятельности. На низшем уровне это ситуативная поведенческая готовность, в более сложной, социальной ситуации — поведенческий план и на высших уровнях — поведенческие программы.

Подводя итог, можно сказать, что регуляция социального поступка должна быть истолкована в контексте всей диспозиционной системы личности, а не только со стороны той или иной социальной установки, относящейся к ситуации деятельности.

48. Основное содержание работы B.C. Агеева «СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ».

Как интегрируются в одном и том же человеке совершенно различные по своей природе паттерны личностного и безличного поведения? Почему в одних случаях человек действует, чувствует и мыслит как уникальная неповторимая личность, а в других — тот же человек как унифицированная, тождественная другим, безличная частица некоторого целого? Как осуществляется выбор поведения, сдвиг от поведения межгруппового к межличностному и наоборот?

Важнейшие положения теории социальной идентичности формулируются в виде следующих постулатов.

1. Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп (или категорий, как предпочитают обозначать их Тэджфел и Тэрнер). Так, например, в «Яобраз» может входить осознание себя как мужчины, европейца, англичанина, студента, представителя средних слоев общества, члена спортивной команды, молодежной организации и т.д.

2. Индивиды стремятся к сохранению или повышению своей самооценки, т.е. стремятся к положительному образу себя.

3. Социальные группы (или категории) и членство в них связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть положительной или отрицательной. Например, на протяжении столетий принадлежность к мужскому полу ценилась выше, чем к женскому, аристократические слои общества — выше плебейских и т.д. В условиях современной Англии, где деление на классы в школе осуществляется по успехам в учебе и «способностям», восприятие себя учеником слабо успевающего класса создает предпосылки для формирования негативной социальной идентичности.

4. Оценка собственной группы индивидом определяется взаимоотношениями с некоторыми другими группами через социальное сравнение ценностно значимых качеств и характеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличие своей группы от чужой, порождает высокий престиж, отрицательное — низкий. Из этих постулатов выводится ряд взаимосвязанных следствий.

1. Индивиды стремятся к достижению или сохранению позитивной социальной идентичности.

2. Позитивная социальная идентичность в большой степени основана на благоприятных сравнениях ингруппы и несколькими релевантными аутгруппами: ингруппа должна восприниматься как позитивно отличная от релевантных аутгрупп. Так, школьнику, воспринимающему себя членом своего класса (ингруппы), для формирования позитивной социальной идентичности необходимо осознавать, что его класс по какимто параметрам (успеваемости, спортивным достижениям, дружеским отношениям и т.д.) лучше других классов (аутгрупп). При этом сравнение он будет делать не по вертикали (свой пятый класс с первым или десятым), а по горизонтали (свой пятый с другими пятыми), так как именно эти возрастные группы релевантны его ингруппе.

3. Так как позитивная оценка своей группы возможна лишь как результат ее сравнения с другими группами, а для такого сравнения нужны отличительные черты, то члены группы стремятся дифференцировать, отделить свою группу от любых других групп. Особенно важна такая дифференциация для тех групп, которые не определены формально (как это бывает в случае школьного класса), но тем не менее реально существуют. Так, стремление некоторых групп молодежи отличаться от поколения «консервативных» взрослых зачастую приводит к нетрадиционным формам одежды, прически, образованию молодежного сленга и т.п.

4. Существуют по меньшей мере три класса переменных, которые оказывают влияние на межгрупповую дифференциацию в конкретных социальных ситуациях:

Наши рекомендации