Б) переворачивается со спины на живот

Материал — яркая игрушка.

Методика выявления: внимание ребенка, лежащего на спине, привлекают к игрушке, ее передвигают сверху вниз и кладут рядом с ребенком так, чтобы он не мог взять ее.

Помощь ребенку: если у ребенка не возникает попытки перевернуться на живот, необходимо помочь ему, взяв за кисть руки, слегка потянуть, чтобы помочь лечь на бок, и, если после этого ребенок сам не перевернулся на живот, проверка развития движений прекращается.

Если ребенок не переворачивается, задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка, пытается ли ребенок сам пере­вернуться на живот, быстро ли он это делает, часто ли пере­ворачивается.

Поведение ребенка: следит за игрушкой, поворачивает го­лову, корпус, ложится на бок и сразу переворачивается на живот, выпрямляет ноги в тазобедренных суставах и, опира­ясь на выпрямленные руки, высоко поднимает голову или выполняет это движение при помощи взрослого.

Взрослый отвечает положительно на все три вопроса;

В) ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Методика выявления: ребенка берут под мышки и опускают ногами на твердую опору.

Помощь ребенку: если упор ног не возникает, кладут ре­бенка на спину, упирают его ноги в вертикальную опору или в свой живот и поглаживают ножки от бедра до ступни, пос­ле чего опять проверяют наличие упора ног.

Поведение ребенка: твердо опирается обеими стопами выпрямленных в коленном и тазобедренном суставах ног не менее 1мин.

6. Подготовительные этапы развития активной речи: по­долгу певуче гулит.

Методика выявления: наблюдают в течение 30 мин за ле­жащим ребенком. В помещении должно быть тихо.

Помощь ребенку: если за период наблюдения звуки у ре­бенка не возникли, то можно повторить наблюдение в бла­гоприятное по режиму время (после кормления, при засыпа­нии, после общения) или провоцировать у него произнесе­ние звуков (певучее гуление), вызывая "перекличку" со взрослым, подражание взрослому.

Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, произно­сит ли ребенок звуки, какие звуки, как он их произносит.

Поведение ребенка: длительно, нараспев произносит глас­ные звуки (без видимых воздействий, при виде взрослого, игрушки или после общения со взрослым).

Взрослый отвечает положительно на первый вопрос и рас­сказывает, как гулит ребенок (долго, певуче).

7. Навыки и умения в процессах: ест с ложки полу гус­тую и густую пищу.

Материал — глубокая детская тарелка или блюдце с ка­шей или пюре, чайная ложка.

Методика выявления: к губам ребенка, который во время кормления полусидит на коленях у взрослого лицом к нему, подносят ложку, наполненную пищей на 1/3, и, разговаривая с ребенком, предлагают ему есть.

Помощь ребенку: можно прикоснуться кончиком ложки к губам и уголкам рта ребенка. Нельзя разжимать губы и надав­ливать на них.

Задают вопросы взрослому, кормит ли он ребенка с лож­ки, открывает ли тот сам рот, как он снимает пищу с ложки.

Поведение ребенка: открывает рот, когда ложка касается его губ. Снимает пищу губами понемногу. Ест медленно.

Взрослый отвечает положительно на первый вопрос и рас­сказывает, как реагирует ребенок.

Месяцев

1. Слуховые ориентировочные реакции: по-разному реа­гирует на свое и чужое имена.

Методика выявления: ребенок лежит на спине или живо­те. Взрослый вне поля его зрения называет чужое имя, рез­ко контрастное по звучанию с именем ребенка, повторяет его 2 раза с паузой 1 — 2 с, затем после паузы 2 — 3 с — имя ре­бенка и после паузы — опять чужое. В помещении должно быть тихо, проверку проводит хорошо знакомый ребенку взрослый, оба имени произносятся с одинаковой интонацией и эмоциональной окраской.

Поведение ребенка: прислушивается. Если называют чужое имя, не всегда смотрит на взрослого, отвлекается, спокоен. Ус­лышав свое имя, радуется, быстро оборачивается в сторону взрослого, смотрит на него.

2. Движения руки и действия с предметами: уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу за­нимается ими, перекладывает из одной руки в другую.

Материал — 2 — 3 яркие погремушки, удобные для зах­ватывания.

Методика выявления: рядом с лежащим на животе ребен­ком, перед ним^ли немного сбоку — справа и слева в пре­делах досягаемости, не касаясь рук, кладут игрушки, при­влекают к ним внимание и наблюдают в течение 30 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не проявляет интереса и не берет игрушки, то взрослый действует ими в поле его зрения, приближает игрушки к рукам ребенка так, чтобы он мог коснуться их.

Поведение ребенка: сразу после привлечения внимания или дополнительного стимулирования уверенно берет игруш­ку, перекладывает и пр. Каждый ребенок действует по-свое­му в течение 1 мин.

3. Движения общие:

а) переворачивается с живота на спину.

Материал — яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления: у ребенка, лежащего на животе, вызывают сосредоточение на игрушке, стоящей перед ним, и перемещают ее по кругу за спину ребенка. Повторить 2 раза.

Помощь ребенку: если ребенок не пытается лечь на жи­вот, можно помочь ему, взяв за руку и слегка согнув ногу, приподнимают его грудь и голову, помогают лечь на бок, если ребенок из положения "на боку" сам не поворачивается на спину, проверка развития умения прекращается.

Если ребенок отказывается лежать на животе, задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, умеет ли ребенок сам пере­ворачиваться, быстро ли он переворачивается, часто ли.

Поведение ребенка: следит за игрушкой, поворачивает го­лову и быстро переворачивается на спину сам или при помо­щи взрослого.

Взрослый отвечает утвердительно на все вопросы;

б) передвигается, переставляя руки или немного подпол­зая.

Материал — яркая устойчивая игрушка.

Методика выявления: внимание ребенка, лежащего на животе, привлекают к игрушке, поставленной перед ним, но недосягаемой.

Помощь ребенку: если ребенок не пытается подползти к игрушке, то ее приближают к ребенку, касаются его руки и оставляют игрушку очень близко от его рук. Можно помочь ребенку подползти, создав рукой опору для ног и другой ру­кой немного приподняв его грудь. При отсутствии попытки подползти проверка умения прекращается.

Просят взрослого рассказать, как ребенок передвигается, лежа на животе.

Поведение ребенка: в течение 3 — 5 с смотрит на игруш­ку и пытается достать, подползает вперед, подтягиваясь на руках, двигается вбок, переставляя руки, или назад.

Взрослый положительно отвечает на вопрос и рассказыва­ет, как передвигается ребенок.

4. Подготовительные этапы развития активной речи: произносит отдельные слоги.

Методика выявления: за ребенком, бодрствующим в лю­бой позе, наблюдают 20 — 30 мин.

Помощь -ребенку: если ребенок не произносит хотя бы один слог, с ним "перекликаются", вызывая подражание ка­кому-либо одному слогу.

Если ребенок спонтанно не произносит звуки, спрашива­ют мать, какие звуки или слоги произносит ребенок, произ­носит ли такие слоги, как "ма", "ба", или другие. Просят привести пример.

Поведение ребенка: однократно или редко произносит ка­кой-либо один слог ("ба", "ма"), может, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за ним.

Взрослый утвердительно отвечает на вопросы и приводит примеры произносимых звуков, слогов.

5. Навыки и умения в процессах:

Наши рекомендации