Готов ли ребенок к овладению письмом?

На нелинованной бумаге следует продолжить ваш образец.

∏_∏_∏_ ∏_┌┐_∏_┌┐

Оценивается умение управлять движениями своей руки.

Все задания должны выполняться не чаще 1 раза в 3-4 месяца, чтобы оставаться малознакомыми.

Итоговый контроль

I. Заполнить пробелы:

1. Игра – это деятельность по ориентации в ….

2. Дошкольный возраст является сензитивным для развития такого психического процесса как … .

3. … становится своего рода психотерапией для ребенка.

4. Противоречие социальной ситуации развития дошкольника: ребенок … , но это осуществить в современных исторических условиях невозможно.

5. В основе кризиса 7 лет лежит возникшая новая … жизнь, жизнь … .

II. Установите соответствие:

А. Кризис 3 лет 1. Эгоцентризм

В. Кризис 7 лет 2. Манерничание

3. Своеволие

4. Потеря непосредственности

5. Упрямство

III. Выберите правильный ответ.

1. Ведущий тип деятельности дошкольного возраста:

а) изобразительная;

б) игровая;

в) учебная;

г) трудовая;

д) общение.

2. На основе возникновения личного сознания возникает кризис:

а) 1 года;

б) 3 лет;

в) 10-11 лет;

г) 32 года;

д) все ответы неверные.

Тема: Психология младшего школьного возраста

Цель занятия: Уметь характеризовать психологические и личностные особенности младшего школьного ворота. Знать структуру и особенности учебной деятельности.

Информационный материал:

Младший школьный возраст (6(7) – 10(11) лет) выделился исторически недавно, его появление связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.

1. Социальная ситуация развития

Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью (табл. 4)

Таблица 4.

У дошкольника

Готов ли ребенок к овладению письмом? - student2.ru Готов ли ребенок к овладению письмом? - student2.ru

«ребенок – взрослый» «ребенок – дети»

У младшего школьника

Готов ли ребенок к овладению письмом? - student2.ru Готов ли ребенок к овладению письмом? - student2.ru

Готов ли ребенок к овладению письмом? - student2.ru Готов ли ребенок к овладению письмом? - student2.ru «ребенок – взрослый» «ребенок – сверстники»

«ребенок – учитель» «ребенок – родители»

1) Дифференцируется система «ребенок – взрослый».

2) Система «ребенок – учитель» становится доминирующей.

2. Ведущий тип деятельности

Учебная деятельность – деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством.

Предметом ее становится самоизменяющийся субъект, осуществляющий эту деятельность.

Структура учебной деятельности:

1) учебная задача – это то, что ученик должен освоить;

2) учебное действие это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником;

3) действие контроля – это указание на правильность осуществления действия, соответствующего образцу;

4) действие оценки – определение того, достиг ли ученик результат или нет.

3. Основные психологические новообразования возраста:

- произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация. Развитие словесно-логического мышления;

- осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Возраст сензитивный для закрепления мотива достижения успеха. Формируется самооценка личности.

4. Типичные психопатологические синдромы дошкольного и младшего школьного возраста:

а) синдром ухода и бродяжничества;

б) синдром патологического фантазирования.

Основная литература:

1. Л.Ф. Обухова. Возрастная психология. – М.: Тривола, 2004.- С.260-274.

2. Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 2002.-С.59-92.

3. Л.Д. Столяренко. Основы психологии.- Ростов-на-Дону: «Феникс».-С.631-635.

Работа на занятии

Вам предлагается два специальных приема графического выражения детьми младшего школьного возраста субъективных трудностей в общении (Т.Ю. Андрущенко)

I. «Мой круг общения» - прием предназначен для выявления круга и характера взаимодействия ребенка с окружающими его сверстниками, родителями и учителями.

Инструкция: «Давай мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты».

Ход работы:

1. «Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место («дом») в этом круге твоего общения».

Консультант рисует круг и, советуясь с ребенком, последовательно делит его на сектора (сферы общения). После проведения вертикальной черты образуются два сектора: «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет сектора «сверстников» и «взрослых». В зависимости от целей беседы, понимания ребенком предмета обсуждения, необходимости упрощения и др. отведение пространства разным сферам общения может быть несколько иным.

2. «Теперь надо «заселить» каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться близко. Это могут быть и симпатичные люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные. Ты бы с ними и не хотел общаться, но приходится по самым разным причинам».

Консультант вводит с помощью условного обозначения (прямоугольника на окружности) всех названных ребенком детей и взрослых, при этом выясняет возраст, обстоятельства взаимодействия.

3. «Давай обозначим в твоем кругу людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает».

В ходе этой процедуры обозначения (штриховка прямоугольника красным или синим) консультант узнает многие подробности, например, повод, приведший к затруднению в общении, меру вины в создавшихся плохих отношениях. На этом этапе можно выяснить и обозначить выраженность модальности (через частоту штриховки каждого прямоугольника тем или иным цветом).

4. «Давай в большом круге нарисуем еще два круга. В самом же центре поместим тебя, напишем твое имя. А теперь, используя два карандаша: темный – «недоброжелательный» и светлый – «радостный», покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радости, кто и насколько друг другу неприятен».

Консультант вместе с ребенком обозначает меру взаимной симпатии и антипатии. Например, если симпатии и антипатии обоюдны, ярко выражены то между центром и соответствующим прямоугольником на внешней окружности проводится линия соответствующего цвета уловной мерой в 3 интервала.

II. «Радости и огорчения моей жизни»- прием направлен на выяснение преобладающей модальности переживаний ребенка в разные возрастные периоды.

Ход задания:

1. Изображается «дорога жизни» ребенка от рождения до настоящего момента, на которой выделяются интервалы, связанные с пребыванием дома, в яслях, в детском саду, в школе (по классам).

2. Выделяются два пространства – над и под линией. Сверху светлым цветом обозначаются периоды, связанные с радостными событиями, общением; внизу темным – периоды, окрашенные грустными событиями, огорчениями. Интенсивность цветовой штриховки (редкая / сплошная) свидетельствует об интенсивности переживаний.

Степень благополучия мироощущения мы определяем отношением (дробью) количества радостных периодов жизни к количеству неблагополучных периодов. Величина больше единицы свидетельствует о преобладании благополучных, радостных периодов жизни (радостное мироощущение). Величина меньше единицы говорит о преобладании отрицательных переживаний ребенка (неблагополучное мироощущение).

Итоговый контроль

I. Заполнить пробелы:

1. В школе возникает структура социальных отношений … .

2. Действие оценки – определение того, достиг ли ученик … или нет.

3. В младшем школьном возрасте мышление приобретает … и … характер.

II. Верно или неверно?

1. Для младшего школьника взрослый человек – это беспрекословный авторитет.

2. Предметом учебной деятельности являются изучаемые дисциплины.

3. В этом возрасте формируются мнемоприемы.

4. Учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она должна быть сформирована.

III. Выберите правильный ответ.

1. Структура учебной деятельности включает в себя:

а) задачу;

б) действие;

в) контроль;

г) рефлексию.

2. Учебная деятельность – это:

а) деятельность по усвоению знаний;

б) деятельность по усвоению науки и культуры;

в) деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя;

г) все ответы верны.

3. Ведущая социальная система младшего школьника:

а) «ребенок – родитель»;

б) «ребенок – учитель»;

в) «ребенок – сверстники»;

г) «ребенок – взрослый».

Тема: Психология подросткового и раннего юношеского возраста

Цель занятия:Знать психологические особенности подросткового и юношеского возраста. Уметь пользоваться методами развития познавательных процессов.

Информационный материал:

Подростковый возраст (12-15 лет), причем 11-12 лет – препубертатный период (снижается общее самоуважение), 13-15 лет – пубертатный.

Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости всегда считается критическим.

1. Социальная ситуация развития: «Вступление во взрослую жизнь». Ломаются и перестраиваются многие прежние отношения ребенка к окружающим и самому себе:

- ослабляются эмоциональные связи родителей и ребенка;

- отношения с учителями становятся более сложными и дифференцированными;

- происходит переориентация общения с родителями на сверстников.

Противоречие социальной ситуации развития: в связи с высокими, но не синхронными темпами физического и психического развития возникает много таких потребностей, удовлетворить которые в условиях недостаточной социальной зрелости не всегда возможно.

2. Ведущий тип деятельности: интимно-личностное общение. Психология общения в подростковом периоде и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей:

- потребности в обособлении;

- потребности в принадлежности, включенности в какую-нибудь группу, общность.

Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая конформность.

3. Основные психологические новообразования подросткового периода:

I.- память становится логической («вспомнить – значит мыслить»);

- мышление: развивается понятийное мышление, которое ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности;

- это сензитивный период для развития общих и специальных способностей;

II. - развитие самосознания;

- осознание устойчивости своей личности во времени;

- становление образа «Я».

Основным новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости, т.е. состояния, когда основная масса потребностей подростка ничем не отличается от таковых у взрослых. Однако он по-прежнему учащимся и находится на иждивении у родителей, лишен ряда гражданских прав. В этом и кроется основная психосоциальная причина кризиса подросткового возраста.

4. Симптомы кризиса переходного возраста:

1) «вторая волна» эгоцентризма;

2) упрямство и стремление к самостоятельности;

3) изобилие и напряженность переживаний;

4) критичность;

5) «юношеский максимализм»;

6) эмоциональная неустойчивость;

7) противоречивость в поведении (15-16 лет).

Юношеский возраст (16-19(21) год) выступает как период :

- принятия ответственных решений;

- выбор профессии и своего места в жизни;

- выработка жизненной позиции;

- выбор спутника жизни, создание своей семьи.

Центральный психологический процесс – формирование личнойидентичности (чувство индивидуальной самотождественности), измеряемой степенью профессионального, религиозного, политического самоопределения.

Выделяют 4 этапа развития идентичности:

1) «размытая идентичность» - индивид еще не выбрал профессию;

2) «преждевременная идентичность» - индивид следует чужому примеру;

3) этап «моратория» - индивид выбирает свой вариант развития;

4) этап «зрелой идентичности» - индивид переходит к самореализации.

Важные черты ранней юности:

- открытие своего внутреннего мира; - проявляются половые психологические различия; - формируется целостное представление о самом себе; - осознание зарождающейся сексуальной чувственности; - развитие интенсивных эмоциональных отношений (дружба, любовь).

Основная литература:

1. Л.Ф. Обухова. Возрастная психология. – М. Тривола, 2004.-С.275-294.

2. В.Д. Менделевич. Клиническая и медицинская психология. – М.: Медпресс, 1998.- С.429-443

3. Л.Д. Столяренко. Основы психологии.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.-С.636-669.

Работа на занятии

Заслушать сообщения на тему «Подростковый возраст – сензитивный период для развития общих и специальных способностей»:

1. «Развитие памяти».

2. «Развитие мышления».

3. «Развитие внимательности как черты личности учащегося».

Задание 1.

Перед вами таблица, которая позволяет тренировать распределяемость внимания.

ο + ڤ + Ο ο ڤ
+ ڤ + ڤ + ڤ ڤ
ο ڤ + + Ο ڤ +
+ ο ο ڤ + + Ο
+ ڤ ο + Ο ڤ +
ڤ + ڤ ο + + ο

Вам надо сосчитать, сколько в таблице знаков по порядку, начиная с нижнего левого угла, таким образом: один крестик, один кружок, два крестика, один квадрат, два кружка, три крестика …

Каждый раз, когда начинаем считать сначала, надо поворачивать рисунок на 90 . Запомнить последовательность фигур очень сложно.

Задание 2.

Сравнение близких по значению понятий – один из приемов развития мышления.

Сравните понятия: любопытство и любознательность, настойчивость и упрямство, гордость и тщеславие, себялюбие и самолюбие.

Задание 3.

Упражнение на развитие творческого воображения.

Составьте за 10 минут логически связный рассказ со словами: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.

Задание 4.

Упражнение на развитие памяти: «Заблудившийся рассказчик».

Участники рассаживаются в круг. Ведущий определяет тему разговора. Один из участников начинает ее развивать, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят все. Тот на кого пал выбор должен «распутать» разговор, т.е. кратко пройтись по всем ассоциативным переключениям своего предшественника в обратном порядке – от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам «запутывает» разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

Итоговый контроль

I. Заполнить пробелы:

1. Формула социальной ситуации развития подросткового периода … .

2. Общение подростков носит … характер.

3. Типичная черта подростковых групп - … .

4.Личная … - это чувство индивидуальной самотождественности и единства.

II. Верно или неверно?

1. Самосознание и самооценка юноши и девушки зависят от стереотипных представлений, каким должны быть мужчины или женщины.

2. «Юношеский максимализм» проявляется в ниспровержении авторитетов.

3. Причина кризиса подросткового возраста – формирующееся чувство взрослости.

4. Подростковый возраст – сензитивный для развития процесса памяти.

III. Выберите правильные ответы.

1. Черты кризиса подросткового возраста:

а) эгоцентризм;

б) критичность;

в) негативизм;

г) снижение самооценки;

д) все ответы верны.

2. Личностные новообразования раннего юношеского возраста:

а) открытие своего внутреннего мира;

б) развитие интенсивных эмоциональных отношений;

в) становление морального сознания;

г) формирование чувства взрослого.

3. Кризис личностного самоопределения соответствует этапу:

а) «моратория»;

б) зрелой идентификации;

в) размытой идентификации;

г) преждевременной идентификации.

Раздел 2: Педагогическая психология

Тема: Предмет и методы педагогической психологии.

Цель занятия: Ознакомиться с предметом педагогической психологии, с особенностями процессов обучения и воспитания. Знать суть процесса научения, виды научения.

Информационный материал:

Педагогическая психология – это отрасль психологической науки, содержащая знания и изучающая проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения и взрослого населения.

Педагогическая психология изучает механизмы овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности интеллектуального и личностного развития субъекта учебной деятельности, рассматривает вопросы взаимоотношения между педагогом и учащимся, между учащимися.

Основные педагогические категории:

Воспитание– процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка.

Обучение – процесс, основная цель которого состоит в развитии способностей ребенка.

Развитие– объективный процесс внутреннего последовательного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Научение – процесс и результат приобретения человеком знаний, умений и навыков.

Методы педагогической психологии:

Используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и других отраслях психологии. Это общиеметоды:

- наблюдения;

- устный и письменный опросы;

- эксперимент.

Есть и специальные методы:

- исследовательские (психолого-педагогический эксперимент, специализированное психолого-педагогическое тестирование);

- методы, связанные с оказанием прямого практического психолого-педагогического воздействия на человека (психологическое консультирование, психокоррекция).

Консультирование включает в себя оказание устной помощи ребенку в виде советов (рекомендаций) на основе его предварительного обследования и знакомства с теми проблемами, с которыми он столкнулся в процессе своего развития.

Коррекцияв отличие предполагает непосредственное педагогическое воздействие психолога на заинтересованное лицо.

Научение. Виды научения.

Научение является наряду с воспитанием одной из сторон социализации ребенка, приобретение им человеческого жизненного опыта в виде знаний, умений и навыков.

У человека есть несколько видов научения (по Р.С. Немову):

1.Импринтинг – быстрое автоматическое приспособление организма к конкретным условиям его жизни с использованием практически готовых с рождения форм поведения.

2.Условно-рефлекторное – приобретение реакции на новые раздражители по механизму условного рефлекса.

3.Оперантное – приобретение знаний, умений и навыков по так называемому методу проб и ошибок.

Все названные выше виды научения встречаются как у человека, так и у животных. Но у человека есть и высшие способы научения:

4.Викарное – научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает наблюдаемые формы поведения.

5.Вербальное – приобретение человеком нового опыта через знаковые системы.

Один из важных вопросов психологической теории учебной деятельности состоит в выяснении того, в какой мере научение влияет на развитие человека. По данному вопросу сложились три основные позиции:

1.Развитие полностью определяется научением, практически не зависит от созревания организма.

2.Развитие совершенно не зависит от научения и определяется в основном только задатками, естественным созреванием организма и его возможностями.

3.Развитие зависит от научения, но кроме него, определяется также и естественным созреванием организма.

Сензитивный период развития – период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Для способности к эмоциональному общению – это первые месяцы жизни.

Для способности к чтению – 5-7 лет.

Для абстрактного мышления – 11-12 лет.

Для творческого профессионального мышления – 20-25 лет.

Основная литература:

1.Р.С. Немов. Психология образования . Кн. 2 – М.: Владос, 1997.-С.233-262.

2.И.А. Зимняя. Педагогическая психология. – М: Логос, 2004.- С.7-28.

3.Л.Д. Столяренко. Основы психологии. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002.- С.496-512.

4.Б.Б. Айсмонтас. Педагогическая психология: Схемы и тесты.- М.: Владос,2004.- С.27-42.

Работа на занятии

Заслушивание и обсуждение индивидуальных сообщений студентов по заранее предложенным темам («Общее и различное в теориях научения у отечественных и зарубежных авторов», «Психологические проблемы развивающего обучения», « Современные концепции научения»)

Итоговый контроль

I. Заполнить пробелы:

1. Воспитание – процесс … и … воздействия на личность и поведение ребенка.

2. … научение – приобретение знаний по методу проб и ошибок.

3.Научение – процесс и … приобретения человеком знаний, умений и навыков.

4.Психокоррекция предполагает … … психолога на заинтересованное лицо.

II. Верно или неверно?

1.Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны педагогической деятельности.

2.Психолог не отвечает за результат применяемых им психокоррекционных средств.

3.Викарное научение – приобретение человеком нового опыта через язык и символику.

4.Научение наиболее эффективно в сензитивные периоды.

III. Выберите правильный ответ.

1.Виды научения:

а) импринтинг;

б) таксис;

в) вербальное;

г) рефлексия;

д) все ответы верны.

2. К специальным методам педагогической психологии относятся:

а) наблюдение;

б) беседа;

в) психологическое консультирование;

г) эксперимент;

д) тестирование.

Тема: Формирование знаний и умений.

Цель занятия:Получить представление о стратегиях формирования знаний, умений и развития способностей, которые могут применяться в учебном процессе. Ознакомиться с психологическими факторами успешного обучения.

Информационный материал:

Педагогическая психология выделяет несколько стратегий формирования новых знаний, умений, развития способностей, которые могут применяться в учебном процессе:

- стратегия интериоризации;

- стратегия экстериоризации;

- стратегия проблематизации и рефлексии.

1. Стратегия интериоризации (переноса во внутренний план) – теория планомерного формирования умственных действий и понятий.

Суть ее состоит в том, что внешнее, материальное действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов:

I этап – мотивационный;

II этап – ориентировочный (составление ориентировочной основы действия ООД);

III этап – материальный, т.е. усвоение содержания действия;

IV этап –внешнеречевой, т.е., элементы действия представлены в форме устной (письменной) речи;

V этап – беззвучной устной речи;

VI этап – умственного или внутриречевого действия, т.е. действие автоматизируется, становится полностью освоенным.

2. Стратегия экстериоризации (перенесение психического содержания изнутри вовне).

Процесс экстериоризации – это объективизация мысли, т.е. представление мысли в форме социально воспроизводимой структуры. Таким образом, мысль становится доступной для рефлексии и критики.

3. Стратегия проблематизации и рефлексии.

В проблемной ситуации привычные способы действия не позволяют решить задачу, в результате осознается необходимость рефлексии, осмыслении неудач. Рефлексия направлена на поиск причины затруднений, в ходе чего осознается, что используемые средства не соответствуют задаче, формируется критическое отношение к собственным средствам ------- выдвигаются догадки ------- происходит интуитивное решение данной проблемы (на неосознанном уровне) ------- логическое обоснование и реализация решения.

Психологические факторы, влияющие на процесс обучения.

Психологическую форму успешного обучения можно охарактеризовать: М + 4П + Сгде М – мотивация, 1П – прием (поиск) информации, 2П – понять информацию, 3П – помнить, 4П – применять информацию, С – систематичность занятий.

Мотивация – это побудительные силы, движущие ученика к цели обучения. Мотивы могут быть внешние (наказание и награда, угроза, давление группы и т.д.) и внутренние (интерес к самим знаниям, потребность в новой информации и т.д.) внутренние мотивы побуждают человека к учению как своей цели.

Прием информации осуществляется посредством органов чувств человека, включаются в работу, его ощущения и восприятие.

Понять информацию, с психологической точки зрения, значит, суметь ее воспроизвести, выполнить, а также значит осознавать это на себе.

Помнить информацию – сохранять тот или иной материал в памяти человека.

Таким образом, чтобы успешнее вести обучение, педагог должен представлять себе основные характеристики обучаемого – его способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать, использовать его при решении различных задач.

Основная литература:

1. И.А. Зимняя. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2004.- С.74-90

2. Л.Д. Столяренко. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.-С.513-536.

3. Б.Б. Айсмонтас. Педагогическая психология: Схемы и тесты.-М.: Изд-во ВЛАДОС-Пресс,2004.-С. 102-117.

Работа на занятии

Задание 1.

Ознакомьтесь с основными приемами удержания внимания аудитории (В.В. Петрусинский) (см. таблицу 5).

Таблица 5

Наши рекомендации