Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • Основной понятийно-терминологический аппарат дисциплины.
  • Основные проблемы, задачи, цели, реалии и перспективы психолого-педагогического изучения особенностей развития детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
  • Показатели умственного, речевого развития, а также особенности поведения детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
  • Основы дифференциальной диагностики расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей при различных отклонениях в развитии, а также от других нарушений развития в детском возрасте.
  • Методы и методики психолого-педагогической диагностики, наиболее часто применяемые в практике обследования детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
  • Кодификацию расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей в Международной классификации болезней 9-го и 10-го пересмотров.
  • Систематизацию расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения у детей в трудах отечественных исследователей.
  • Особенности психического и социального развития детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
  • Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте.
  • Патологические и непатологические формы нарушения поведения у детей.
  • Основные международные и государственные нормативно-правовые акты, обеспечивающие деятельность педагогов и психологов в системе дошкольного и школьного образования.
  • Систему раннего выявления и психолого-педагогического сопровождения детей с РДА, с другими расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
  • Модели индивидуализированного и организованного обучения детей с РДА.
  • Систему комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям и подросткам с нарушениями поведения.
  • Принципы и содержание психолого-педагогической и социальной работы с семьями, имеющими детей и подростков с нарушениями поведения.
  • Организацию комплексного реабилитационного процесса для детей и подростков с нарушениями поведения в специальных учреждениях закрытого типа.
  • Методы и приёмы самостоятельной работы с источниками специальной литературы.

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:



  • Грамотно и адекватно ситуации оперировать основными терминами и понятиями дисциплины.
  • Составлять таблицы основных показателей умственного и речевого развития, поведенческих особенностей детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
  • Определять критерии дифференциальной диагностики развития детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения от развития детей с другими отклонениями в развитии. Составлять таблицы дифференциальных признаков тех или иных состояний.
  • Обосновывать подбор психодиагностических и педагогических методов и методик для обследования конкретной возрастной и типологической группы детей.
  • Проводить психолого-педагогическое обследование детей в ходе педагогической практики.
  • Применять те или иные психокоррекционные приёмы, способствующие преодолению расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения.
  • Апробировать на практике основные направления работы специального психолога: психодиагностику, психопрофилактику, психологическое консультирование, психокоррекцию, психологическое просвещение в отношении детей и подростков с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения и членов их семей.
  • Оказывать консультативную помощь родителям детей, а также коллегам: педагогам, психологам, воспитателям – всем, нуждающимся в знаниях в области психологии детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. При этом адекватно оценивать свои профессиональные и личностные возможности, а также знания нормативно-правовых и морально-этических основ данной деятельности.
  • Самостоятельно подбирать литературу, готовить доклады и сообщения по темам дисциплины; публично выступать с докладами и защитой рефератов.
  • Самостоятельно работать с литературными источниками: цитировать, аннотировать, конспектировать, реферировать.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература

Основная

1. Бреслав, Г.М. Психология эмоций [Текст] : учеб. пособие / Г.М. Бреслав. – М. : Смысл; Академия, 2004. – 544 с. (5)

2. Детский аутизм. Хрестоматия [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед., психол. и мед. учеб. заведений / Ин-т спец. педагогики и психологии Международ. у-та семьи и ребёнка им. Р. Валленберга ; сост Л.М. Шипицына. – 2-е изд., перераб. и доп. - СПБ. : Дидактика Плюс, 2001. – 368 с. (1 экз. у преподавателя)

3. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Е.В. Змановская. – 2-е изд. - М. : Академия, 2004. – 288 с. (3)

4. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] : учеб. пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – М. : Сфера, 2001. – 192 с. (1)

5. Лебединская, К.С. Диагностика раннего аутизма [Текст] / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. – М. : Просвещение, 1991. – 96 с. (1 экз. у преп.)

6. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст] : учеб. пособие / В.В. Лебединский. М. : Академия, 2003.- 144 с. (15экз.).

7. Личко, А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования [Текст] / А.Е. Личко. – СПб. : Питер, 2001. (1 экз. у преп.)

8. Никольская, О.С. Аутичный ребёнок. Пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М. : Теревинф, 2000. – 336 с. (9 экз).

9. Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст]: методические рекомендации / науч. ред. Л.М. Шипицына. – 2-е изд., доп. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 352 с. (1)

10. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М. : Академия, 2005. – 320 с. (10 экз).

11. Семаго, Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога [Текст] / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – М. : АРКТИ, 2001. – 208 с. (11 экз).

12. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксёнова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. – М. : Академия, 2000. – 400 с. (30)

13. Специальная психология [Текст] : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.] ; под ред. В.И. Лубовского. – М. : Академия, 2003. – 464 с. (287 экз.).

Дополнительная

1. Бардышевская, М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей [Текст] : учеб. пособие / М.К. Бардышевская, В.В. Лебединский. – М. : УМК «Психология», 2003. – 320 с. (1)

2. Брязгунов, И.П. Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях [Текст] / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – 96 с. (1)

3. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] : учеб.-метод. пособие / А.В. Гоголева. – 2-е изд., стер. – М. : Моск. психолого-социал. Ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 240 с. (10)

4. Григоренко, Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения [Текст] / Е.Л. Григоренко // Дефектология, 1996. - № 3. - с. 3-22. (1 экз. у преп)

5. Елькин, И.О. Профилактика зависимого поведения подростков (на примере наркомании и алкоголизма) [Текст] : учеб. пособие / И.О. Елькин, Е.С. Набойченко. – Екатеринбург. : Издатель Калинина Г.П., 2007. – 126 с. (20)

6. Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте [Текст] : учеб. пособие для студ. по направлению и спец. психологии / Н.Н. Заваденко. – М. : Академия, 2005. – 256 с. (1 экз. у преп.)

7. Заваденко, Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания [Текст] / Н.Н. Заваденко. – 2-е изд., доп. - М. : Школа-Пресс, 2001. – 128 с. (8)

8. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А.И. Захаров. – СПб. : Речь, 2005. – 320 с. (16)

9. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка [Текст] / А.И. Захаров. – СПб. : Лениздат, 2000. – 224 с. (12)

10. Лебединская, К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере [Текст] : учеб. пособие / К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова. – М. : Просвещение, 1988. (1 экз. у преп.)

11. Леонгард, К. Акцентуирование личности [Текст] / К. Леонгард ; пер. с нем. В.М. Лещинской. – Ростов н/Д. : Феникс, 2000. – 544 с. (7)

12. Личко, А.Е. Акцентуации характера как преморбидный тип [Текст] : хрестоматия / А.Е. Личко // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / сост. и общ. ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб. : Питер, 2001. (1 экз. у преп.)

13. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях [Текст] // Психологический журнал. – 2001. – Том 22. - № 1. – с. 16-24. (1 экз. у преп.)

14. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] /И.И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2003. – 400 с. (5 экз.)

15. Мастюкова, Е.М., Ульянова Р.К. Особенности речевого развития у детей с РДА, проявляющиеся на фоне резидуально-органической недостаточности ЦНС [Текст] / Е.М. Мастюкова, Р.К. Ульянова // Дефектология, 1990. - № 5. – с. 66-71. (1 экз. у преп.)

16. Набойченко, Е.С. Психология отклоняющегося поведения подростков [Текст] : монография / Е.С. Набойченко. – Екатеринбург. : Издатель Калинина Г.П., 2007. – 258 с. (20 экз).

17. Никольская, О.С. Аффективная сфера человека: Взгляд сквозь призму детского аутизма [Текст] / О.С. Никольская. – М. : Центр лечебной педагогики, 2000. – 364 с. (1)

18. Рычкова, Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика [Текст] / Н.А. Рычкова. – М. : ГНОМ и Д, 2000. – 96 с. (1 экз. у преп.)

19. Тарабрина, Н.В. Психологические особенности посттравматических состояний у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС [Текст] / Н.В. Тарабрина, Е.О. Лазебная, М.Е. Зеленова // Психологический журнал. – 1994. – Том 15. - № 5. – с. 67-77. (1 экз. у преп.)

Наши рекомендации