И условия, способствующие изменению настроения духа
И ассоциации идей
Независимо от указанных трех признаков предрасположения к заиканию (т. е. фамильного заикания, фамильных нервных болезней и знаков вырождения) у подверженных заиканию лиц весьма нередко существует еще один признак, характеризующий предрасположение к болезни. Мы разумеем особенности характера и темперамента заикающихся. Что эти больные отличаются своеобразными душевными качествами, — это было известно уже первым врачам, наблюдавшим заикание. Но самые поучительные и точные сведения о своем характере дают сами больные.
Существенную черту характера заикающихся составляют робость и смущение в присутствии людей и вытекающая отсюда неуверенность в своих силах и даже нечто вроде неуважения и даже презрения к самому себе. Как только заикающийся находится наедине или в присутствии людей, которые оказывают мало влияния на его личность, каковы, например, дети, он почти вполне освобождается от робости и смущения. С психологической точки зрения это душевное состояние должно быть причислено к душевным волнениям и наблюдается у заикающихся то в острой форме скоропреходящего аффекта смущения и замешательства, то в более продолжительной — в виде постоянного настроения духа, которое только изредка оставляет больного и которое, таким образом, является почти неизменной чертой характера. В той и другой форме описываемое психическое состояние с субъективной точки зрения тягостно и составляет главную, не всегда, впрочем, высказываемую, жалобу больных, которых мучает не столько самое заикание, сколько то самочувствие, каким оно сопровождается или из которого оно вытекает.
Другую черту характера заикающихся составляет их чрезмерная впечатлительность, выражающаяся неустойчивым настроением духа: эти больные весьма легко приходят в смущение, и хотя скоро овладевают собою, но, несмотря на это, снова легко впадают в прежнее состояние под влиянием мелких обстоятельств, ничтожное значение которых признают и сами. Уже было замечено выше, что заикающиеся особенно чувствительны к впечатлению, производимому живой личностью. Они бывают как бы подавлены своим собеседником, и для многих из них человеческое общество до известной степени тягостно. Из этого источника у них возникает недоверие к людям и подозрительность, которую сами они понимают объективно и признают своим недостатком.
Третью особенность заикающихся составляют пылкость и яркость их фантазии, которая живо воспроизводит в их сознании сцены когда-нибудь пережитого смущения или иного душевного волнения. Подобные яркие воспоминания повергают их в стыд и краску даже тогда, когда они находятся наедине сами с собой. Здесь мы, очевидно, имеем внутреннюю сторону предыдущей черты, т. е. впечатлительности: больной приходит в аффект под влиянием представлений или воспоминаний точно так же, как при реальных впечатлениях. Благодаря этому некоторые сцены, пережитые больным, некоторые испытанные когда-нибудь давно в незапамятное время душевные волнения снова воскресают в памяти с яркостью свежего психического акта, и больной не может отрешиться от тягостных воспоминаний и заставить себя забыть их. Подобную силу обнаруживают не какие-либо крупные события — что было бы естественно, — а мелкие обстоятельства, ничтожность которых сам больной вполне сознает.
Четвертую черту характера заикающихся составляет относительная слабость их во л и. Строго говоря, о слабости воли вообще у большей части заикающихся не может быть и речи, потому что они ведут свою жизнь вполне самостоятельно и обнаруживают надлежащую инициативу точно так же, как и здоровые люди; но известное отсутствие по временам волевого напряжения или известная нерешительность составляют чрезвычайно частое явление у заикающихся и идут рука об руку с душевными волнениями, от которых они, по всей вероятности, и зависят. Это качество также проявляется главным образом в присутствии посторонней воли.
Наблюдение показывает, что описанные черты характера стоят в самом близком соотношении с заиканием: они резче выражены в более тяжелых формах болезни, их наличность вызывает приступы судорог, их усиление ожесточает заикливость. Профессор Меркель, автор статьи о заикании, сам страдавший этой болезнью, говорит, что причина заикания заключается единственно^..> в психической сфере и главным образом в сфере воли; внешние же причины и психические влияния содействуют этому на столько, на сколько они могут оказывать влияние на душу.
Как мы уже выше сказали, заикающиеся ясно сознают свои психические ненормальности и описывают их вполне объективно. Меркель говорит, что заикание зависит от слабости воли, упадка духа, смущениЖ.. .> что заикание есть следствие известной несвободы, несамостоятельности духа по отношению прежде всего к органам речи, но что эти качества распространяются и на все существо заикающегося. К этим словам Меркель прибавляет, что сказанное им почерпнуто непосредственно из правдивой природы, именно из наблюдений над самим собой и над собственным заиканием<...>. Д-р Винекен,также страдавший неизлечимым заиканием, говорит об упадке духа у заик и в заключение замечает, что если бы ему нужно было коротко высказаться о заикании на основании личного опыта, то он сказал бы, что недостаток воли<...> составляет ближайшую причину заикания. Один
из наших больных, врач, следующим образом характеризует свое душевное состояние: расположение духаболъ-шей частью мрачное, мысль о недостатке (заикании) тяготит душу; возбудимость чувства повышена; пустяки возбуждают смех, пустяки же я огорчают; иногда к этому еще присоединяется подозрительность. Другой наш больной — студент называет свой характер робким и застенчивым от природы, ему кажется, что все на него обращают внимание и чувствуют к нему сострадание, и мысль об этом более всего удручает его. Еще один молодой человек говорит, что его располагает к заиканию смущение и апатия, называет свой характер впечатлительным, говорит, что самый пустой факт способен его растрогать или обидеть<.. .>,