Семинар № 4. Учет индивидуальных особенностей работников в решении практических задач
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА»
1. Принципы профессиональной психодиагностики.
2. Методы профессиональной психодиагностики: экспертные оценки, наблюдение, интервью и тестирование.
3. Уровни психодиагностики: экспресс-диагностика, углубленная и глубинная диагностика.
4. Возможности и ограничения психодиагностических методов.
5. Комплексный анализ, описание и классификация профессий и должностей, выявление требований профессии и должности к психологическим качествам человека.
6. Критерии и профессиональной деятельности, обучения и лояльности.
7. Структура профессионально важных качеств человека.
8. Примеры практики психологического диагностики ПВК.
9. Базовые методики углубленной и глубинной диагностики.
10. Оценка психологической профессиональной пригодности.
11. Прогнозирование обучаемости, коммуникабельности, лидерского потенциала, творческих способностей, стрессоустойчивости, работоспособности, ответственности.
12. Подбор и расстановка работников, оптимизация рабочего места и режима труда с учетом индивидуальных особенностей работников.
13. Формулирование должностных инструкций и выбор способов управления с учетом индивидуальных особенностей работников.
14. Психодиагностические критерии оценки эффективности управления и консультирования.
15. Использование психодиагностических результатов.
16. Формы заключений по результатам психологической диагностики.
17. Способы изложения и обсуждения диагностических результатов.
18. Анализ типичных ошибок при использовании психодиагностических методов в решении практических задач.
19. Юридические и этические проблемы профессиональной психодиагностики.
20. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
21. Личностно-профессиональный опросник Дж.Голланда.
22. Диагностика скрытой и скрываемой мотивации с помощью семантического дифференциала.
23. Карта интересов Голомштока-Филимоновой.
24. ДДО Климова.
25. Диагностика соционического типа личности.
26. Психодиагностические методики для исследования личностных качеств педагога-психолога (примеры методик).
27. L-данные. Примеры.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Семинар № 1. Принципы и методы профессиональной психодиагностики.
План занятия:
1. Унификация методов углубленной диагностики.
2. Ориентация на группы сходных профессий и должностей.
3. Преимущественный учет общих способностей.
4. Презумпция профессиональной пригодности.
№ | Аннотация изученного материала по пунктам плана | Краткое резюме |
5. Специальное задание (домашняя заготовка для дальнейшего рассмотрения в группе):
изготовление, презентация и проработка в ходе дискуссии выбранного пути применения диагностической методики, соответствующей проблеме и изготовления рекомендаций из конкретного пункта в плане занятия.
Семинар № 2. Классификация профессий и факторы успешности.
План занятия:
1. Профессии и профессиограммы.
2. Методы экспресс-диагностики в типологической проблематике.
3. Применение методов опроса и тестирования для определения профессионально важных качеств личности.
4. Соотнесение диагностических данных с целью решения проблемы типирования ПВК.
Заполните таблицу (при необходимости увеличить)
№ | Аннотация изученного материала по пунктам плана | Краткое резюме |
5. Специальное задание (домашняя заготовка для дальнейшего рассмотрения в группе):
изготовление, презентация и проработка в ходе дискуссии выбранного пути применения диагностической методики, соответствующей проблеме и изготовления рекомендаций из конкретного пункта в плане занятия. (Выбор методики и рекомендаций осуществляется на основе проработки лекционного материала и рекомендованной литературы).
Семинар № 3. Психологическая диагностика профессионально важных качеств.
План занятия:
1. Базовые методики углубленной и глубинной диагностики: тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, личностно-профессиональный опросник Дж.Голланда, диагностика скрытой и скрываемой мотивации с помощью семантического дифференциала, ДДО, карта интересов и т. д.
2. Проблема соотнесения профессиограммы и психограммы.
3. Выстраивание рекомендаций по прблеме профессионального самоопределения..
Заполните таблицу (при необходимости увеличить)
№ | Аннотация изученного материала по пунктам плана | Краткое резюме |
4. Специальное задание (домашняя заготовка для дальнейшего рассмотрения в группе):
изготовление, презентация и проработка в ходе дискуссии индивидуально выбранного предмета из конкретного пункта в плане занятия. (Выбор осуществляется на основе проработки лекционного материала и рекомендованной литературы).
Семинар № 4. Учет индивидуальных особенностей работников в решении практических задач.
План занятия:
1. Подбор и расстановка работников, формулирование должностных инструкций и выбор способов управления с учетом индивидуальных особенностей работников.
2. Формы заключений по результатам психологической диагностики.
3. Анализ типичных ошибок при использовании психодиагностических методов в решении практических задач..
Заполните таблицу (при необходимости увеличить)
№ | Аннотация изученного материала по пунктам плана | Краткое резюме |
4. Специальное задание (домашняя заготовка для дальнейшего рассмотрения в группе):
изготовление, презентация и проработка в ходе дискуссии индивидуально выбранного предмета из конкретного пункта в плане занятия. (Выбор осуществляется на основе проработки лекционного материала и рекомендованной литературы).
Семинар № 5. Классификация и применение методик психологической диагностики профессионально-важных качеств
1. Проективные методы психологической диагностики
2. Методы диагностики когнитивной сферы
3. Методы диагностики личности. Диагностика межличностных отношений.
4. Методы изучения профессионально-важных качеств из различных категорий классификации.
Указание.Выбираются методики по каждому пункту плана. Применение в группе методик предполагает использование раздаточного материала, обработку результатов, квалифицированную постановку психологического диагноза.