Задания для самостоятельной работы. 1. Составьте план-конспект, используя материал следующего источника: Выготский Л.С

1. Составьте план-конспект, используя материал следующего источника: Выготский Л.С. Лекции по психологии // Психология развития человека М.: Смысл, 2005. Лекция 6. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте.

Контрольные вопросы по теме

1. Дайте характеристику воли как процесса сознательного регулирования поведения.

2. Охарактеризуйте волевые действия.

3. Какие вы знаете теории воли?

4. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий.

5. Что относится к волевым качествам человека?

6. Расскажите об основных этапах развития воли у ребенка.

Рекомендуемая литература

1. Выготский, Л.С. Лекции по психологии // Психология развития человека М.: Смысл, 2005. Лекция 6. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. О природе человеческой воли ∕ Ю.Б. Гиппенрейтер ∕∕ Психологический журнал. – 2005. – Т. 26, № 3. – С. 13-24.

3. Иваников, В.Я. Воля ∕ Национальный психологический журнал.- № 1. – 2010. – С. 97-102.

4. Ильин, Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2011.

5. Маклаков, А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2014.

6. Психология: учебн. для гуманитарных вузов ∕ под ред. В.Н. Дружинина. – 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009.

7. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебн. для студентов вузов. - 8-е изд. - М.: Академия, 2008.

8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2013.


Тема 3.3 Психология мотивации

Лекция 1. Основные понятия и проблемы психологии мотивации

Краткое содержание лекции. Определение потребности и мотива. Мотив и мотивация. Виды мотивов и критерии их классификации.

Определение потребности и мотива. Психология мотивация по определению С.Л.Рубинштейна – это область общей психологии, изучающая детерминацию конкретных поведенческих актов и их последовательностей, опосредованную психическими процессами. Психология мотивации изучает причины и регуляторы поведения. Побудительными причинами поведения и деятельности человека выступают потребности и мотивы.

Потребность– это объективная необходимость во внещнем благе, имеющая определенный объем и представленная психически в виде эмоций, желаний и т.д.

Мотив – это предмет потребности, который направляет деятельность. Это определение мотива по А.Н. Леонтьеву. В мотиве Леонтьев выделяет предметный план и аффективный план.

Мотив и мотивация. Немецкий автор Х. Хекхаузен выделяет 3 признака мотива: 1) направленность действия на определенные целевые состояния; 2) аффективная окраска мотива, его эмоциональный аспект; 3) целевой аспект - стремление к достижению цели.

В книге «Мотивация и деятельность» Х. Хекхаузен приводит различение понятий мотив и мотивация. Мотивация – это побуждение к действию определенным мотивом. Если мотив может существовать до действия, то мотивация выявляется в процессе выполнения действия. Мотивация – это процесс. Автор выделяет 3 признака мотивации: 1) мотивация - это процесс выбора между различными возможными действиями; 2) мотивация - это процесс, направляющий и регулирующий действие на достижение специфичных для данного мотива целевых состояний; 3) мотивация – это процесс, поддерживающий данную направленность.

Виды мотивов и критерии их классификации.

I.Социальная оценка мотивов

Этот критерий не всегда упоминается в психологических исследованиях, но он важен для жизни в обществе. Это различение используется в массовых опросах. Различают обязательные или желаемые мотивы и нежелаемые или запретные мотивы. Если посмотреть на этот критерий тоньше, то социально оценивается мотив, а не потребность, стоящая за реализацией этого мотива. Например, мотив вступления в брак социально оценивается как положительный, но что стоит за этим мотивом? Может стоять потребность в интимной близости и продолжения себя, а может быть потребность как можно скорее уйти из своей собственной семьи или что-то другое. Негативный мотив – неумеренное употребление алкоголя. Что стоит за этим мотивом? Что опредметилось в этом мотиве? В этом мотиве опредметилась нереализованная потребность в самоуважении.

II. Место мотива в структуре

По этому признаку различают мотивы - ведущие и подчиненные. По Леонтьеву у мотива есть 2 функции – побуждения и образования смыслов. Если мотив ведущий, то его функция – образование личностных смыслов. Если мотив подчиненный, то его основная функция – побуждать. Леонтьев их называет мотивы – стимулы.

III. Осознание мотива

По этому признаку различают неосознаваемые и осознаваемые мотивы. Осознанный мотив по Леонтьеву – это мотив – цель. Если мотив недостаточно или неверно осознается, то этомотивировка. Мотивировки тоже являются предметом исследования. Если мотив не осознается совсем, то он проявляется в сознании своими смыслами и переживается в виде эмоций, желаний, стремлений.

IV. Отношение к субъекту и содержанию выполняемой деятельности

По этому критерию различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Внешняя мотивация – это предъявляемая извне. Внутренняя мотивация – это значит специфичная для данной деятельности.

V. Способ реализации мотивов

Есть потребности, которые снимаются снятием напряжения - это физиологические потребности, другие стремлением к развитию, поддержанию напряжения - это потребности к самоактуализации.

При анализе мотивов важно ответить на вопрос, где источник мотива, где его искать? Первый ответ – источник мотива в самом субъекте. 2 ответ – источник мотива находится во взаимодействии (в контакте) субъекта с объектом. Родоначальником первого подхода является психолог У. Мак-Дауголл, а ярким представителем второго подхода – Курт Левин.

Наши рекомендации