Основные требования к психологическим разработкам и исследованиям в условиях военного времени

РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.

· 14.1. Перестройка советской психологии в соответствии с условиями военного времени

· 14.2. Ведущие направления и формы участия психологов в деле защиты Отечества

· 14.3. Тематические планы научно-исследовательской и научно-практической работы психологических центров в годы войны

· 14.4. Конкретные проблемы и результаты научных и научно-практических разработок области психологии в годы войны

Перестройка советской психологии в соответствии с условиями военного времени

· 14.1.1. Общая ситуация в стране после начала войны

· 14.1.2. Основные требования к психологическим разработкам и исследованиям в условиях военного времени

· 14.1.3. Основные задачи психологической науки в условиях военного времени

· 14.1.4. Организационно - структурное развитие советской психологии в годы войны. Расширение географии психологических центров

· 14.1.5. Подготовка психологических кадров в годы войны

Общая ситуация в стране после начала войны

Вторая мировая война, начавшаяся в Европе, и 22 июня 1941 года перешагнувшая границы Советского Союза, существенным образом изменила весь уклад жизни общества. Естественным, и, что главное, необходимым образом военные нужды подчинили себе все сферы жизнедеятельности советского государства и общества.

Наука и научная интеллигенция не остались в стороне от этого процесса. Уже 28 июня 1941 г. Академия Наук СССР обратилась к ученым всех стран с призывом объединить силы для защиты человеческой культуры от "коричневой чумы". В этом воззвании подчеркивалось: "В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству" (Против фашистских палачей..., 1941. С. 9-10). Изменения военного времени затронули практически все аспекты существования и функционирования науки: организационную структуру, направления работы и тематику исследований, формы практической деятельности, требования к научным разработкам, подготовку научных кадров и т.д. При этом, как отмечал Председатель Комитета по делам высшей школы при Совнаркоме СССР С. Кафтанов, "война не только не ослабила пульса творческой жизни в нашей стране, но, наоборот, дала новый мощный толчок к дальнейшему развитию научной мысли. Тревога за судьбу родины, жгучая ненависть к немецко-фашистским захватчикам явились источником небывалого вдохновения для деятелей науки, техники, культуры в нашей стране".

Соответствующие изменения отмечаются и в области психологической науки. Что же означал перевод психологии на "военные рельсы", как тогда говорили?

· Необходимо было:

o 1) изменить тематику научных исследований, отказаться от ряда традиционных направлений, развивать новые предметные области психологии;

o 2) осуществить преобразования в организационной структуре, пересмотреть вопросы, связанные с научной координацией и развитием науки;

o 3) качественно изменить формы взаимодействия психологии с практикой, способствовать росту прикладных практических разработок.

Остановимся подробно на тех изменениях, которые произошли в психологической науке с началом войны, тех особенностях и фактах, которые характеризовали ее развитие в военные годы.

Основные требования к психологическим разработкам и исследованиям в условиях военного времени

Практика, потребности общественной жизни всегда были важным стимулом научной деятельности. Однако в экстремальной ситуации военного времени эта связь стала еще более непосредственной и динамичной. Режим работы в условиях сворачивания (в первый год войны) деятельности ряда научных центров, их перебазирования в другие районы страны, сокращения числа психологов, занимавшихся научно-исследовательской деятельностью, привели к необходимости максимальной, предельной мобилизации и концентрации всех интеллектуальных ресурсов на наиболее важном направлении - практических нуждах военного времени.

Соответственно все вышеуказанное, а также необходимость повышения эффективности научно-исследовательской работы обусловили как одно из основных требований прикладную ориентированность теоретических и экспериментальных разработок на решение актуальных практических задач. В качестве ведущего критерия оценки результатов и основного ориентира при планировании научно-исследовательской работы использовались ее прикладная значимость и практическая эффективность. Это было связано, помимо прочего, и с тем, что база научных разработок перемещалась из стен и лабораторий исследовательских институтов в практические учреждения. В области психологии это были, в первую очередь, госпитали и клиники. Соответственно этому, как отмечалось, "и научная тематика... должна строиться так, чтобы выполнение тематики повышало качество лечебной работы" (Морозовский Н.С., 1942. С. 3).

Более того, специально подчеркивалась необходимость неразрывного единства научно-исследовательской и научно-практической работы. Так, в начале 1942 г. был разработан план научно-исследовательских работ на 1942 г. в госпиталях. В инструктивном письме и комментарии к этому плану председатель Ученого Медицинского Совета Наркомата здравоохранения СССР Абрикосов и Начальник Главного управления эвакогоспиталей С. Миловидов указывали не только на использование эвакогоспиталей как базы для научно-исследовательской работы, но и на то, что "необходимо изжить совершенно неправильное мнение о том, что научно-исследовательская работа несовместима с повседневной практической деятельностью" (О развертывании НИР..., 1942. С. 52; Методическое письмо..., 1942. С. 53).
Другим важным требованием к научным разработкам явилось существенное сокращение сроков исследований. Это было обусловлено не только тем, что ситуация на фронтах требовала оперативности во всех вопросах (как писал прозаик В. Чалмаев, "годы были втиснуты в месяцы, недели спрессованы в часы" (Чалмаев В., 1985. С. 303), но и тем обстоятельством, что результаты исследований с нетерпением ожидались практическими работниками для использования их в повседневной деятельности.
Очень часто именно от оперативности получения результата экспериментально-научной разработки зависела жизнь конкретных людей. В этом отношении характерно одно из высказываний Наркома здравоохранения Грузии С.Н. Мачавариани на совещании медицинских работников эвакогоспиталей Грузии летом 1942 г.: "Ряд ценнейших предложений с прежней медлительностью испытываются, изучаются и апробируются в клиниках и комиссиях; между тем, сейчас нужны иные темпы" (Мачавариани С.Н., 1942. С. 7). Он особо подчеркнул: "Кое-кто из наших научных работников еще не считает нужным немедленно делиться с общественностью всеми полученными ими в процессе работы положительными фактами того или иного нововведения, применения того или иного препарата. Подобным "секретам" сейчас не должно быть места" (Там же. С. 7). Тем самым формулировалось еще одно требование - открытость, доступность результатов исследований широкому кругу ученых и практических работников.
Условия военного времени обусловили и ряд особенностей проведения научно-исследовательской работы в области психологии.

Во-первых, как правило, большинство работ выполнялось психологами в тесном взаимодействии со специалистами других профессий. Это позволяло не только комплексно решать все аспекты проблемы, но и использовать для этого данные из других областей знания. При анализе эффективности научных исследований в одной из ключевых сфер практического приложения психологии в военные годы специально подчеркивалось, что "наши научные изыскания в области изучения боевой травмы, обеспечившие успехи лечения раненых, основывались на широком охвате проблем различных теоретических и клинических дисциплин, что обеспечило комплексное, всестороннее и глубокое изучение важнейших вопросов, связанных с раневым процессом..." (Руфанов И.Г., Ростоцкий И.Б., 1946. С. 4).

Во-вторых, подавляющая часть исследований включала полный, завершенный цикл разработки: от теоретического обоснования - через экспериментальную проверку - до практического внедрения.

В-третьих, не теоретические выкладки и положения определяли программу, процедуру и методы исследования, а конкретная практическая задача и реальные возможности ее решений. В наибольшей степени это было типично для разработок по восстановлению боеспособности и трудоспособности раненых бойцов. "Наблюдения над тщательно обследованными больными и ранеными должны служить основным материалом для научных выводов. Если обычно научную работу мы базируем на двух методах - наблюдении и эксперименте, то здесь в нашем распоряжении остается только метод наблюдения" (Морозовский Н.С., 1942. С. 3).

· Таким образом, основными особенностями организации и проведения психологических разработок и исследований в период войны явились:

o четко выраженная прикладная направленность;

o единство научно-исследовательской и научно-практической работы;

o сокращенные сроки проведения;

o открытость и доступность результатов широкому кругу специалистов;

o междисциплинарный характер;

o завершенность исследовательско-внедренческого цикла;

o практичность и комплексность как основные критерии эффективности и ценности результатов.

Эти особенности обусловливались требованиями времени и реализовывались на фоне преимущественного внимания психологов к прикладным и методическим, а не собственно теоретическим вопросам психологического знания (следует отметить, что большинство из этих требований не были специфичны только для психологических исследований и разработок, а распространялись на научно-исследовательскую деятельность в целом).

Наши рекомендации