Понятие о структурировании времени в транзактном анализе

Когда мы находимся в различных эго-состояниях, наше отношение ко времени существенно различается.

Например, Родительское эго-состояние родом из прошлого. Известно, что тогда и «хлеб был вкуснее, и сахар слаще, и вода мокрее». И прожитое имеет особое значение. Этот ценный опыт — золотой запас личности. Структурирование времени родительским состоянием происходит по проверенным на опыте шаблонам.

Когда человек находится в эго-состоянии Свободный Ребенок, он не испытывает трудностей со структурированием, реализуя свое развитие — мечтая о чем-нибудь очень приятном, изучая и творчески преобразовывая мир. Находясь в творческом состоянии такого рода, хода времени не замечаешь, успеваешь много сделать и получаешь при этом удовольствие. Когда человек в состоянии Адаптивный Ребенок, он ждет руководства и внешней помощи. Находясь в Свободном Ребенке, человек может использовать других для самостоятельного структурирования своего времени, а в Адаптивном — используется другими для структурирования их времени.

Человек в Детском эго-состоянии имеет определенные иллюзии относительно времени. Например, что время бесконечно, что время течет в обе стороны, как вперед, так и назад. Человек в Детском состоянии не ценит времени и может беспечно расходовать его. Это как кино- или видеопленка — их можно отмотать назад и прокрутить снова бесконечное число раз.

Человек во Взрослом состоянии умеет ценить время. Для него время — это улица с односторонним движением и река, в которую нельзя войти дважды. Во Взрослом состоянии человек оценивает и измеряет временные затраты, и, таким образом, может оптимально структурировать свое время в соответствии с целями и задачами. При этом используется два способа — почасовой и целевой.

При почасовом структурировании человек живет по расписанию, исходя из затрат времени. Наиболее дисциплинированные люди по часам и минутам расписывают каждый свой день. Люди с почасовым структурированием редко опаздывают.

При целевом структурировании времени люди действуют в соответствии с поставленными целями, и время — один из факторов, но не больше. Такие люди достигают основных своих целей. Например, они выполняют обязательства и приходят на встречу, но опоздав на полчаса. Зачастую они признают себя важными персонами и ломают временные графики окружающих. У людей, предпочитающих почасовое структурирование времени, они могут вызывать недоверие.

Целевое структурирование характерно для стремящихся к получению важного содержательного результата. Часовое структурирование времени более типично для людей, особенно ценящих структуру и порядок как таковые. Впрочем, фактор времени широко используется для манипулирования другими людьми. Злоупотребляя временем других, мы совершаем над ними насилие. К этому мы еще вернемся при описании психологических игр.

Как уже сказано, только во Взрослом состоянии человек способен оптимально структурировать время, ставить цели и реализовывать их во времени.

Д. Рон (1998) считает, что «если мы достаточно разумны, чтобы вкладывать опыт прошлого, и достаточно мудры, чтобы „заимствовать“ возбуждение и вдохновение из нашего будущего, то опыт прошлого и вдохновение будущего начинают работать на нас сегодня. Конечный результат, который мы предвидим, руководит нами в наших сегодняшних усилиях, делает достижения лучшего будущего неизбежным завершением».

Зачем человеку структурировать время? Эрик Берн считал, что — для удовлетворения «структурного голода», так как человек испытывает дискомфорт в ситуациях неопределенности, в ситуациях лишенных структуры. Ян Стюарт (1996) приводит пример Робинзона Крузо, который структурировал свое время, занимаясь деятельностью, строя жилище, исследуя остров. Деятельность позволила ему выжить и сохранить психическое здоровье.

Эрик Берн описал шесть видов структурирования времени: уход в себя, ритуалы, времяпрепровождение, деятельность, игры, близость.

Для различных эго-состояний есть предпочтительные виды структурирования. Каждый из видов имеет свою систему (фильтр) поглаживаний и пинков.

Интенсивность поглаживаний возрастает от ухода к близости. Однако увеличивается и психологический риск, связанный с непредсказуемостью получения поглаживания или пинка, ведь, общаясь, люди принимают или отвергают друг друга. Человек, находясь в Детском эго-состоянии, может воспринять эту непредсказуемость как риск для себя. Когда он был ребенком, то его благополучие зависело от поглаживаний, которые давали родители. И когда они отказывали, то это воспринималось ребенком как угроза существованию. Повзрослев, многие люди предпочитают те виды структурирования времени, которые в детстве гарантировали им максимальное количество поглаживаний и позволяли избежать пинков и неприятия. И неохотно прибегают к тем из них, которые сопряжены для них с риском.

Остановимся на каждом из видов структурирования времени.

Уход в себя

Уход в себя характеризуется наличием стимула и отсутствием ответа на данный стимул. Стимул может быть различным, как вербальным, так и невербальным. А если ответа нет совсем, то, по сути дела, взаимодействие не состоялось. Есть только половина взаимодействия — как улица с односторонним движением. Донор передает свое сообщение. А реципиент полностью закрыт для восприятия сообщения. Причины такой закрытости могут быть самыми различными, и мы здесь не ставим перед собой цели обсуждать их. Важно уяснить одно, уход в себя — это только половина коммуникации. И он лишь условно отнесен к разряду межличностных взаимодействий. Во время ухода я могу давать только самопоглаживания. Поскольку я не взаимодействую с другими людьми, то избегаю риска быть отвергнутым, чего боится мой внутренний Ребенок. Уйдя в себя, человек физически присутствует в ситуации, но мысли и чувства его где-то в будущем или прошлом. Он использует свой банк поглаживаний, но рискует быстро истощить его, не получая поглаживаний извне.

Ритуал

Это стереотипная серия простых, дополнительных, заданных внешними обстоятельствами и контролируемых Родительскими состояниями взаимодействий.

Элементарная составляющая ритуала — поглаживание или пинок.

Ритуал — это знак взаимного признания.

Он может быть простым и состоять из двух поглаживаний. Например, при встрече два человека сказали друг другу по одному слову: «Привет» — «Привет». То есть выразили взаимное узнавание и признание на социальном уровне.

Ритуал может быть весьма длительным. Так, приветствия на Востоке и тосты на Кавказе могут продолжаться часами, а во время застолья в Казахстане тост вообще не должен прерываться.

Ритуал как знак взаимного признания, с одной стороны, освобождает от неуверенности и тревоги. С другой стороны, он позволяет избегать сближения и сохранять дистанцию.

Многие обряды являются ритуалами. Ритуал представляет собой социально программируемое структурирование времени, где участники приходят к соглашению делать одно и то же.

Ритуалы исполняются воспитанными, адаптивными Детьми под жестким контролем Родителей. Ритуалы дают положительные результаты, повышают адаптивность в социуме — это любимое структурирование позитивного Воспитанного Ребенка, который оглядывается на Родителя. Ритуалы гарантируют получение знакомых позитивных поглаживаний.

Ритуал позволяет уменьшить взаимные обязательства и вместе с тем снижает результат взаимодействия. А в связи с тем, что Родительское состояние привносит много ограничений, а часто и напряжения, у многих ритуалов вслед за обязательной Родительской частью наступает освобождение Детского состояния, позволяющего расслабиться, получить удовольствие. Так ритуальные собрания зачастую состоят из формальной и неформальной частей. Во время празднования юбилея — сначала Родительская торжественная часть, затем Детское застолье. При защите диссертации — сначала Родительское заседание защитного совета, затем Детская часть — банкет. В советскую эпоху — сначала лекция о международном положении с обязательным и гневным Родительским обличением «коварных планов международного империализма», затем буфет и танцы.

Прерывание ритуала вызывает Родительский гнев. Люди, прерывающие ритуалы, осуждаются обществом. Их часто избегают или не выбирают, не приглашают для дальнейших взаимодействий.

Итак, ритуалы — это социальные обряды, где все пришли к соглашению делать одно и то же. Это очень надежное взаимодействие, позволяющее сохранить дистанцию, не вовлекаться в личностно значимое общение, избегать обязательств. Они структурируют время и позволяют человеку сохранять свой образ.

Более сложной формой взаимодействия является развлечение.

Наши рекомендации