Основные тенденции развития в дошкольном возрасте

Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) — боль­шой и ответственный период онтогенеза, который предоставляет огромные возможности для развития, но в то же время таит в себе опасную уязвимость ребенка ко многим неблагоприятным условиям, поскольку он еще очень мал и остро нуждается в любви, защите и заботливом руководстве.

Социальная ситуация развития дошкольника ха­рактеризуется существенным расширением спектра межличностных отношений, которые на предшеству­ющем этапе развития — раннем возрасте — своди­лись преимущественно к узкому семейному кругу. Дошкольник начинает активно осваивать сферу об­щения со сверстниками, а поступив в дошкольное учреждение, включается и во взаимоотношения с воспитателем как социальным взрослым, предъяв­ляющим особые, новые для ребенка требования.

Принципиально иной становится и сфера де­ятельности. С 3 до 7 лет это сюжетно-ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказ­ки и многие другие виды активности. Интенсивно развивается и сфера общения: дополнительно к си­туативно-личностной и ситуативно-деловой формам, дошкольник осваивает и более сложные — внеситу­ативно-познавательную и внеситуативно-личностную, а также взаимодействие со сверстниками.

Происходит закладка общей основы познаватель­ных способностей, включая формирование таких ви­дов мышления, как наглядно-действенное, наглядно-образное и элементы словесно-логического. Именно в дошкольном возрасте развивается символическая функция и воображение, лежащее в основе любого вида творческой активности34.

Осваивая мир постоянных вещей, овладевая упо­треблением все большего числа предметов по их функциональному назначению, ребенок с изумлени­ем открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. Через отношения со взрослым интенсивно развивается способность идентификации с людьми, сказочными и воображаемыми персона­жами, природными объектами, игрушками, изобра­жениями и т. д. Ребенок продвигается в развитии речевого общения и общения посредством вырази­тельных движений, действий, отражающих эмоцио­нальное расположение и готовность строить пози­тивные отношения.

В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом, ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции чело­века, в том числе к половым различиям, что со­действует развитию половой идентификации35.

В личностной сфере дошкольника начинают фор­мироваться иерархическая структура мотивов и по­требностей, общая и дифференцированная самооцен­ка, _______________________________

34 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведении/ Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М: Издательский центр «Академия», 2002.

35 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия».

элементы волевой регуляции поведения. Вместе с тем активно усваиваются нравственные нормы по­ведения, и на основе постепенно накапливающегося жизненного опыта возникают ценностно-смысловые образования. К концу дошкольного возраста также заметно возрастают возможности произвольной ре­гуляций поведения, а эгоцентрическое восприятие действительности постепенно уступает место способ­ности учитывать не только свою точку зрения, но и Принимать во внимание и мнения других людей — Как взрослых, так и сверстников.

К важным особенностям дошкольного возраста следует отнести то обстоятельство, что на его про­тяжении многие психологические характеристики, в том числе и неблагоприятные, носят еще латентный, не вполне явный характер, а их проявления как бы «маскируются» под чисто детские, а значит, вполне естественные для этого периода черты незрелости. Впоследствии можно видеть, что в одних случаях социально желательные аспекты поведения детей оказываются преходящими, временными, в итоге постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их (например, робость и пугливость в новых ситуациях, импульсивность и непосредственность реагирования, эгоцентризм и т. д.). Однако во многих случаях в дошкольном возрасте у ребенка закладываются корни будущих проблем, поскольку здесь начинают формироваться достаточно устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей, закрепляются не­которые характерологические особенности36. Зачас­тую родители обращаются к специалистам за по­мощью, когда проблемы, возникшие в дошкольном детстве, приобретают особую остроту с поступлени­ем ребенка в школу. При этом проблемы адапта­ции к школе могут усугубить старые трудности и породить новые, «школьные» проблемы.

2.2. Основные тенденции развития в младшем школьном возрасте37

Младший школьный возраст — это особый пери­од, когда в жизни ребенка происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. У дошкольника имеется две сферы социальных от­ношений: «ребенок — взрослый» и «ребенок — де­ти». Эти системы связаны с игровой деятельнос­тью — ведущей в данном возрасте. Однако игра в младшем школьном возрасте не только не теря­ет своего психологического значения, но продолжа­ет развивать психические функции ребенка. Дети упиваются игрой, наслаждаясь чувством владения многими игровыми действиями. Но педагогам не­обходимо помнить, что попытки приспособить де­тей к учебной деятельности через игру себя не оправдывают. Такое обучение привлекательно для ребенка, но не содействует переходу к собственно учебной деятельности, не формирует ответственного отношения к выполнению учебных заданий,

С поступлением в школу в жизни ребенка по­является учитель, отношения с которым начинают определять его взаимодействие не только с одно­классниками, но и с родителями. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо. Учитель не просто взрослый, кото­рый вызывает или не вызывает симпатию у ребен­ка. Он является официальным носителем обще­ственных требований к ребенку. Оценка, которую ученик получает на уроке, — это объективная ме­ра его

________________

36 Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога / Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

37 Изложено с использованием источников: Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. — М.: Педагогическое общество России, 2001. Мухина В. С. Возрастная психология: феномен развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2001.

знаний, а не выражение личного отноше­ния учителя.

Итак, ребенок приходит в школу, и первая трудность заключается в том, что мотив, с которым он начинает учебную деятельность, не связан с содер­жанием этой деятельности. Как правило, это вне­шняя мотивация, навязанная ребенку родителями или значимыми взрослыми. Формирование познава­тельной мотивации очень тесно связано с содержа­нием и способами обучения. Действительная моти­вация имеет место, когда дети мчатся в школу, где им хорошо, приятно, содержательно и интересно. Познавательные интересы младших школьников складываются постепенно. Они не могут воз­никнуть сразу при поступлении в школу, тем бо­лее если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделялось должного внимания. Для маленько­го школьника выполнение интеллектуальных опе­раций всегда связано с трудностями. Представим некоторые из них:

• анализ звукового состава слова и анализ слов в предложении;

• представление о количестве насыщены кон­кретным содержанием. Дети путают величину и количество;

• определение понятий. Ребенок исходит из практической значимости явления, не принимая во внимание его генезис.

Все виды деятельности (учебная, игра, труд, са­мообслуживание) способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности, ребенок осваивает способы самостоятель­ного управления ими, чему помогает прогресс в ре­чевом развитии. В умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, стано­вящиеся предпосылками будущего формирования формально-логического мышления.

Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта,— единство личности, появление «Я-концепции». Ребенок приобретает черты большей индивидуальнос­ти в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.

Таким образом, направлениями коррекционно-развивающей работы с дошкольниками и младши­ми школьниками являются:

• развитие познавательной сферы (мышления, речи, воображения, памяти, внимания);

• коррекция трудностей учебной деятельности у младших, школьников;

• развитие навыков общения;

• коррекция и развитие эмоциональной сферы;

• развитие самосознания;

• коррекция трудностей поведения и характера;

• упражнения для работы с тревожными и за­стенчивыми детьми;

• упражнения: для работы с агрессивными и конфликтными детьми;

• развитие моторики;

• релаксационные игры и упражнения.

Наши рекомендации