Ребенка-выпускника детского дошкольного учреждения

________________________

МДОУ №___________________округа / р-на г.___________

Дата составления характеристики___________

I. Сведения о ребенке и о его семье

Фамилия, имя ребенка_

Дата и год рождения___

Домашний адрес______

Срок пребывания в ДОУ________________________________

Родители ребенка (Ф.И.О., образовательный уровень, место

работы, должность)

мать_________________

отец_________________

/Лица, заменяющие родителей/___________________________

_____________________

Состав семьи__________

_____________________

Материальные условия жизни семьи (хорошие, удовлетвори-

тельные, неудовлетворительные)________________________

Жилищно-бытовые условия_____________________________

_____________________

II. Сведения об условиях жизни и особенностях развития

ребенка

в раннем возрасте_____

_____________________

в дошкольном возрасте_

_____________________

_____________________

_____________________

III. Уровень готовности ребенка к школьному обучению

состояние здоровья____

_____________________

сформированность психологических и психофизиологических

предпосылок к учебной деятельности_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

социальная и психолого-педагогическая готовность к школь-

ному обучению________

_____________________

Общее педагогическое заключение об уровне готовности к

обучению в школе (хороший, средний, недостаточный,

низкий)_______________

Раздел III. Определение степени готовности ребенка к

предстоящему школьному обучению

Для успешного проведения коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нерезко выраженные отклонения в развитии, важное значение имеет определение степени их готовности к предстоящему (или уже начавшемуся) школьному обучению (Г.Ф. Кумарина,И.Г.Речицкая, И.Ю. Левченко и др.). Ниже приведен методический материал, который может быть использован для проведения психолого-педагогического изучения особенностей познавательного развития детей с целью определения готовности их к обучению в общеобразовательной школе.

III. 1 Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений по педагогическому изучению детей с проблемами в развитии.*



№ п/п   Показатели низкого уровня школьной зре- лости ребенка Методы педагогического изучения детей Типичные проявления отклонений от нормаль- ного развития
1. Отклонения в соматическом и нервно-психичес-ком здоровье: • наличие хронических соматических заболеваний уха, горла, носа; органов дыхательной, пищеварительной; сердечно-сосудис-той системы; нарушения опорно-двигательного аппарата; • наличие симптомов детской нервности; • соматическая ослабленность, предрасположен-ность к заболеваниям. Анализ медицинской карты ребенка; беседы с медицинскими работниками ДОУ, с родителями. Наблюдения за ребенком в процессе учебных занятий (особенно при выполнении заданий, требующих внимания, сосредоточенности, умственного напряжения).   Повышенная утомляемость, сниженная активность, тревожность, невнимательность, неусидчивость, расторможенность или, напротив, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость. Головные боли, головокружения, плохой аппетит, тошнота, нарушения терморегуляции (неясной причины подъем температуры), непереносимость громких, резких звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции, энурез. Нарушения сна, страх темноты, одиночества и другие невротические расстройства. Частая заболеваемость (более четырех раз в году).
2. Недостаточный уровень социальной и психологической готовности к школе: • нежелание идти в школу, отсутст-вие учебной мотивации; • недостаточная организованность деятельности и поведения, низкий уровень сформированнос-ти навыков общения, неумение адекватно вести себя, отвечать за свои поступки. • низкая познавательная активность; • ограниченность кругозора; • относительно низкий уровень развития речи. Наблюдение за ребенком в свободном общении, в игровой и учебной ситуации, в других видах организованной деятельности. Беседы с ребенком и его родителями. Организация сюжетных игр школьной тематики, тематических дидактических игр: «Что я знаю о нашем городе / о нашей стране / о животных / о растениях», «Моя семья» и др. Анализ речевой деятельности ребенка (самостоятельных высказываний, рассказов на заданную тему, рассказов-описаний предметов, явлений и т.п.). А. Нежелание идти в школу, отсутствие интереса к занятиям, ребенок отдает явное предпочтение игровой деятельности по сравнению с учебной. Б. Нарушение общепринятых норм общения в основных его сферах: в общении со сверстниками, со взрослыми ( с воспитателем); не устанавливается нормального взаимодействия со сверстниками: ребенка постоянно обижают, он беззащитен, избегает ситуаций совместной деятельности с другими детьми, замкнут, чрезмерно застенчив или, наоборот, сам является источником постоянных конфликтов; все делает наоборот, не способен к сотрудничеству. Ребенок не понимает социальной позиции воспитателя, отношения с ним строятся по нормам общения со сверстниками или с родителями, близкими родственниками; социальную позицию воспитателя понимает, но избегает прямых контактов с ним, застенчив. замкнут. Ребенок не умеет вести себя в группе, не соотносит свои действия с действиями других детей, легко забывает о поручениях, не переживает по поводу того, что не выполнил обещанного. В. Отсутствие или слабое проявление любознательности, желания узнать как можно больше о том, что окружает ребенка, о чем он слышал от взрослых и т.д. (ребенок почти не задает вопросов, его ничто не интересу- ет). Г. Бедность, фрагментарность, бессистемность знаний и представлений об окружающем (о стране, го- роде, в котором живет ребе нок; о животных и расте- ниях, временах года и т.д.). Д. Заметные затруднения в речевой коммуникации с окружающими (ограниченность словарного запаса, бедность языковых средств выражения мысли, наличие аграмматизмов в речи; ребенок почти не использует в своей речи сложные синтаксические конструкции, испытывает большие трудности при характеристике предмета, явления, при составления рассказа по картинке и др.).  
3. Несформированность психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности: • недостаточная сформирован-ность психологических предпосылок учебной деятельности ( умения наблюдать и анализировать уведенное, слушать, воспринимать и логически анализировать учебную информацию: сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следст-венные связи и закономерности, классифициро-вать предметы, делать выводы и умозаключения и др.). • низкий уровень произвольности деятельности, недоразвитие произвольного внимания и целенаправленного восприятия; • несформированность пространственной ориентации, зрительного восприятия, координации движений «глаз-рука»; • недостаточный уровень развития мелкой моторики рук; • недостаточный уровень развития фонематического слуха. Наблюдения за ребенком во время учебных, музыкальных и физкультурных занятий, игр, в процессе «свободной» деятельности. Анализ продуктов предметной деятельности ребенка (рисунков, поделок из пластилина и др. материалов, изделий из конструктора и др.). Результаты выполнения детьми учебных заданий и специальных заданий психолого-педагогического обследования. А. Стойкие затруднения при выполнении заданий, направленных на анализ, сравнение, выделение главного, установление причинно-следственных связей и закономерностей, классификацию (ребенок самостоятельно не может дать названия, адекватного по содержанию прослушанному тексту или сюжетной картинке /серии картин/, правильно ответить на вопросы по содержанию текста (наглядному содержанию картины). В своих высказываниях передает содержание увиденного, услышанного с искажением существенных моментов, связей и отношений. С трудом разгадывает загадки, не понимает или плохо понимает смысл пословиц и т.д. Б. Отмечается неумение сосредотачиваться при выполнении учебных и игровых заданий, удерживать поставленную задачу, доводить дело до конца; неумение критически оценить полученный результат, самостоятельно найти и исправить ошибки. В. Несформированность ручного праксиса: затруднения при работе с карандашом, ножницами, пластилином – и как следствие этого плохое качество рисунков, поделок. Г. Плохая ориентировка при восприятии наглядных изображений, рисунков. схем; трудности в определении пространственных взаимоотношений геометрических линий и фигур, в переносе зрительного образа, воспринятого на расстоянии, на бумагу. Д. Фонетико-фонемати-ческие и лексико-грамма- тические недостатки речи, искажения при воспроизведении простой мелодии, прохлопанного ритма.

Наши рекомендации