Лекция 2. Речь и мышление

Краткое содержание лекции.Проблема связи речи и мышления. Методика образования искусственных понятий. Стадии развития значений слов.

Проблема связи речи и мышления.Одной из проблем исследования речи была проблема связи речи и мышления. Проблема эта решалась неоднозначно: от полного разделения речи и мышления к их отождествлению.

Современные исследователи придерживаются компромиссной точки зрения – речь и мышление связаны между собой, но они представляют как по происхождению, так и по функционированию, относительно независимые реальности. Главный вопрос, который обсуждают исследователи – это вопрос об отношении мысли к слову.

Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С. Выготский. Он говорил, что слово также относится к речи, как и к мышлению. Слово - это не ярлык, наклеенный на предмет, оно всегда характеризует предмет или явление обобщенно, и, следовательно, выступает как действие мышления. Но слово также средство общения, - отмечает Выготский, - поэтому оно входит в состав речи. Если слово лишено значения, оно не относится ни к мышлению, ни к речи. Обретая свое значение, слово сразу становится органической частью речи и мышления.

Первоначально речь и мышление выполняют различные функции и развиваются отдельно, - пишет Выготский. Так, исходной функцией речи в онтогенезе является коммуникативная функция. Ребенок в начале второго года жизни называет словом конкретный предмет. Речь начинает выполнять функцию обозначения или сигнитификации. Немецкий психолог В.Штерн описал это важное событие в жизни ребенка. Ребенок делает первое открытие в своей жизни – он открывает, что каждая вещь имеет свое имя. Ребенок нуждается в слове и стремится овладеть им. В возрасте 4-5 лет ребенок «отрывает» слово от предмета и начинает пользоваться словом как понятием.

Такой же самостоятельный путь проходит мышление. Так, на стадии сенсомоторного интеллекта (по Пиаже) ребенок, действуя с предметами, начинает отличать их от других, узнавать их среди других, открывать в них новые свойства. Овладевая словом, ребенок пытается делать первые обобщения, строить простые умозаключения. Общение предполагает развитие словесного значения, т.е., обобщения. Например, ребенок хочет сказать другому, что ему холодно. Это оно может сделать с помощью выразительных средств, но действительное сообщение и понимание произойдет тогда, когда он сумеет обобщить и назвать то, что ощущает, т.е., отнести переживаемое состояние к известному классу состояний, знакомых собеседнику.

Таким образом, развитие мышление и речи идет по линии развития значения слов. Речевое мышление представляет собой не природную, а культурно-историческую форму поведения. (В этом случае также применим закон развития высших психических функций).

Методика образования искусственных понятий. Как мы выяснили, ребенок начинает говорить в 1,5-2 года, а понятия появляются позже (по Пиаже в 7-8 лет). Что заменяет понятие, пока понятий еще нет, что является функциональным эквивалентом понятий? Для Выготского еще один вопрос является важным – что генетически предшествует понятиям, каковы стадии развития значений слов? Выготский хочет построить методику и он поручает своему сотруднику Л.С. Сахарову посмотреть материалы Вюрцбургской школы. Сахаров находит методику, которая называется «методикой образования искусственных понятий».

Эта методика включает в себя стимульную ситуацию и инструкцию испытуемому. Стимульная ситуация включает:

а) набор специально созданных искусственных объектов, которые различаются по ряду признаков: цвету, форме, размеру, высоте;

б) набор специально созданных названий для обозначения объектов (простейшие бессмысленные слова, например, слово «бат»);

в) набор специально созданных понятий (искусственное понятие – это группа объектов, обозначенная одним словом).

Экспериментатор должен сначала выбрать признаки. У Выготского-Сахарова это были два признака, по которым различались понятия: 1) размер это были большие и малые объекты; 2) высота (уплощенные – низкие и вытянутые – высокие). При этом объекты были разными по цвету, форме, но эти признаки были не главными. Объекты маленькие и низкие назывались «бат». Название наклеивалось на основания объектов.

Задача, касающаяся объектов, ставится сразу, а средства для ее решения даются постепенно.

1 шаг. Перед ребенком на определенном расстоянии лежат 20 объемных геометрических фигур, разных по цвету, форме, высоте, размеру. На нижнем плоском основании каждой фигуры, скрытом от взора испытуемого, написаны незнакомые слова, обозначающие усваиваемое понятие. Данное понятие включает в себя одновременно несколько из указанных признаков, например, размер, цвет, форму (маленький красный шар). Экспериментатор на глазах у ребенка переворачивает одну из фигур и дает ему возможность прочесть написанное на ней слово. Затем он просит испытуемого найти остальные фигуры с тем же словом, не переворачивая их и пользуясь признаками, замеченными на первой, показанной экспериментатором фигуре.

Решая задачу, ребенок вслух должен объяснить, на какие признаки он ориентируется, подбирая к первой фигуре вторую, третью и т.д.

С помощью этой методики было установлено, что формирование понятий (развития значений слов) у детей проходит три стадии:

1. Синкретический образ- это набор объектов, между которыми нет никаких объективных связей. Ребенок может взять фигуры, которые лежат

рядом, или эти объекты ему нравятся, но никакой стратегии обора объектов нет.

2. Комплекс – это набор объектов, между которыми существуют объективные связи, но нет ни одного общего признака. Комплексы различаются по двум основаниям: структуре и сохранению или изменению параметров:

1) ядерная структура с сохранением параметров, например, по цвету, по размеру, т.е., подобрал объекты, сходные с эталоном;

2) ядерная структура с изменением параметров;

3) цепная структура с сохранением параметров (эталон становится началом цепочки: по цвету пообобрал следующий объект и т.д.);

4) цепная структура с изменением параметров (эталон подобрали розовый, желтый и т.д.);

5) псевдопонятие (внешне – понятие, внутренне – комплекс). Сходство понятия и комплекса – есть общий признак. Чем отличается комплекс от понятия? Комплекс - признак не осознается, все кажется важным.

3. Собственно понятие – обобщение по признакам. Если признак осознается, то, какой это признак? Если признак конкретный – это потенциальное понятие. Если признак абстрактный – это истинное понятие. Потенциальные или эмпирические понятия Выготский называл житейскими, а истинные понятия – научными.

Синкретическое мышление и мышление в понятиях-комплексах характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. К мышлению в настоящих понятиях ребенок приходит в подростковом возрасте под влиянием обучения теоретическим основам наук.

Задания для самостоятельной работы

1. Мышление и речь. Составьте план-конспект, используя материал следующего источника: Психология мышления. Хрестоматия по психологии. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова. М., 2008. С. 490-493.

Контрольные вопросы по теме

1. Дайте общую характеристику речи.

2. В чем проявляются функции речи и языка?

3. Что вы знаете о физиологических основах речи?

4. Охарактеризуйте основные виды речи.

5. В чем разница между подходами Ж. Пиаже и Л.С. Выготского в объяснении природы эгоцентрической речи?

6. В чем выражается взаимосвязь мышления и речи?

6. Раскройте основные закономерности развития значений слов у ребенка.

Рекомендуемая литература

1. Выготский, Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984. Т.2. С.5-295.

2. Психология мышления. Хрестоматия по психологии. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова. М., 2008.

3. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания / Ответственный редактор В.В. Петухов, Редакторы-составители Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. - Издание 3-е, исправленное и дополненное. – Москва: Когито-Центр, 2013.

Тема 2. 5 Память

Наши рекомендации