Тема 1. Введение в общую психологию (2 часа)
Лекция 1 «Введение в предмет «Общая психология».
План занятия:
1. Психология как наука. Объект, предмет психологии как науки на современном этапе.
2. Основные отличия житейских психологических знаний от научных.
3. Основные современные психологические направления: психоанализ, структурализм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, бихевиоризм, когнитивная психология.
4. Взаимосвязь психологии с другими науками.
Тема 2. Понятие о психике и ее эволюции (6 часов).
Лекция 2 «Психические явления».
План занятия:
1. Психические явления: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности. Характеристика понятий.
2. Неосознаваемые психические процессы. Неосознаваемые механизмы сознательных действий: автоматизмы (первичные и вторичные), установки (механические, умственные, перцептивные), неосознаваемые сопроводители сознательных действий. Неосознаваемые побудители сознательных действий: сновидения, ошибочные действия, невротические состояния. Надсознательные процессы: интегральный продукт длительных сознательных действий.
Лекция 3 «Эволюция психики».
План занятия:
Психика: характеристика основных понятия.
Функции психики: отражение окружающей действительности; сохранение целостности организма; регуляция поведения. Интегративная функция психики: обеспечение адаптации живого организма к условиям окружающей среды.
Физиологические основы психики: строение нейрона, общий план строения нервной системы, строение головного мозга, рефлекторная дуга, общий план строения анализатора.
Лекция 4 «Сознание. Самосознание».
План занятия:
Сознание: характеристика понятия.
Биологические предпосылки человеческой психики: групповое поведение, общение, использование орудий человеком и животными; прямохождение, строение руки, строение черепа, головной мозг.
Развитие сознания в филогенезе. Труд как специфический вид человеческой деятельности.
Самосознание. Компоненты самосознания: самопознание, самооценка, самовоспитание. Я-концепция как продукт самосознания.
Тема 3. Психологическая теория деятельности (4 часа).
Лекция 5 «Психологическая теория деятельности».
План занятия:
1. Деятельность: характеристика понятия. Отличительные особенности деятельности человека от поведенческой активности животных.
2. Структура деятельности.
3. Операционально-технический аспект деятельности: уровень психофизиологических функций, уровень операций, уровень действий.
4. Принцип единства сознания и деятельности. Принципы психологической теории деятельности: принцип «размывания» круга сознания, принцип единства сознания и поведения, принцип активности, принцип предметной человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности.
Лекция 6 «Мотивационно-личностный аспект деятельности».
План занятия:
1. Мотивационно-личностный аспект деятельности.
2. Потребности, мотивы, особенные виды деятельности. Основные виды деятельности: игра, труд, учение, общение.
3. Мотивы и сознание. Мотивы и личность. Развитие мотивов.
4. Внутренняя деятельность.
Тема 4. Психические процессы (6 часов).
Лекция 7 «Ощущения».
План занятия:
1. Ощущения: характеристика понятия.
2. Физиологические основы ощущений.
3. Значение ощущений в формировании психического образа мира.
4. Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация раздражителя.
5. Классификации ощущений: классификация Ч. Шеррингтона (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые), классификация по расположению рецепторов (интероцептивные, проприоцептивные, экстероцептивные).
6. Развитие ощущений в онтогенезе.
Лекция 8 «Представление. Воображение».
План занятия:
1. Представления: характеристика понятия. Ощущения и восприятие как основа формирования представлений. Основные свойства представлений:наглядность, фрагментарность, неустойчивость, обобщенность образа. Функции представлений: сигнальная, регуляторная, настроечная. Виды представлений: классификация по видам анализаторов(зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные),классификация по степени обобщенности (единичные, общие), классификация по степени волевых усилий (непроизвольные, произвольные).
2. Воображение: характеристика понятия. Виды воображения: воссоздающее, творческое, мечта, грезы, сон, дремотное состояние. Этапы создание образов воображения:анализ, синтез.
3. Основные механизмы создания образов воображения: агглютинация, увеличение или уменьшение объекта или его частей, включения уже известных образов в новый контекст, схематизация и акцентировка.
4. Развитие воображения в онтогенезе.
Лекция 9 «Эмоции».
План занятия:
1. Эмоции: характеристика понятия.
2. Виды эмоций и их общая характеристика. Основные характеристики эмоций. Основные виды эмоций. Классификация эмоций.
3. Физиологические основы и психологические теории эмоций. Проблема эмоций в XVIII – XIX вв. Концепции И. Ф. Гербарта, В. Вундта. Концепция происхождения эмоций Ч. Дарвина. Теория эмоции Джемса–Ланге. Теория эмоций У. Кэннона. Активационная теория Линдсея–Хебба. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Информационная концепция эмоций П. В. Симонова.
4. Физиологические основы эмоций. Роль второй сигнальной системы в формировании эмоций.
5. Развитие эмоций и их значение в жизни человека. Органические потребности как первичные побудители эмоциональных проявлений у детей, факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций, фрустрация как механизм формирования эмоций. Основные функции эмоций.