Результаты познавательной деятельности

Заполняется таблица следующим образом.

1. В графе “восприятие информации” указывается:

1 - количество слов в тексте с отвлеченным смысловым содер-

жанием; 2 - количество слов с образным содержанием; 3 - количество слов с наглядно-действенным содержанием.

2. В Гр а ф е “воспроизведение” указывается: 1 - кол ич е с тв о слов с отвлеченным смысловым содержанием, имеющихся в изложении уча-щегося; 2 - количество слов с образным содержанием; 3 - количество слов с наглядно-действенным содержанием.

3. В графе “осмысление” указывается: 1 - количество связей от-влеченного характера; 2 - кол и ч е с т в о связей образного характера; 3 -количество связей наглядно-действенного содержания.

4. В графе “образное отражение” указывается: 1 - общее коли-чество изображенных в рисунке объектов; 2 - группировки объек-тов.

На основе анализа результатов познавательной деятель-ности при усвоении текста создается возможность для опре-деления уровня проявления познавательных способностей уча-щихся. Для этого заполняется таблица 2, где дается оценка в баллах мнемических, интеллектуальных, репродуктивных и вербальных способностей учащихся.

Таблица 2.

Уровни проявления познавательных способностей.

Ученики М неми-ческие И нтеллек-туальные Репродуктивные Вербаль-ны е Общий балл
 

Мнемические способности: 1 - оцениваются на основе запо-минания слов, имеющих отвлеченное смысловое содержание; 2 -оцениваются на основе запоминания количества слов, имеющих конкретное содержание.

Интеллектуальные способности: 1 - оцениваются на основе умения понять главную мысль текста; 2 - оцениваются на осно-ве умения понять конкретные связи в тексте.

Репродуктивные способности: 1 - оцениваются на основе на-личия правильного представления о ситуации, описанной в тек-сте; 2 -оцениваются на основе наличия правильных связей меж-ду образами.

Вербальные способности: 1 - оцениваются на основе богат-ства лексики языка; 2 - оцениваются на основе правильного ис-пользования семантики языка.

По каждому критерию проявления способностей выставля-ется балл. Балл “0” выставляется при низком проявлении спо-

собностей, когда результаты познавательной деятельности ученика зна-чительно ниже того, что требуется при усвоении текста. Балл “1” вы-ставляется при среднем уровне проявления способности, когда усвое-ние информации, заложенной в тексте, происходят наполовину. Балл “2” выставляется при высоком уровне проявления способностей, когда показания ученика соответствуют требованиям текста.

Общий балл при наличии суммы баллов по всем способностям от 1 до 6 оценивается как показатель низкого уровня проявления по-знавательных способностей. Общий балл при наличии суммы баллов от 7 до 12 оценивается как показатель среднего уровня проявления способностей. Общий балл при наличии суммы баллов от 13 до 16 оценивается как показатель высокого уровня проявления способнос-тей.

Таким образом, эта методика дает возможность одновремен-но диагностировать не только отдельно взятые познавательные спо-собности, но и оценить общий уровень их общего развития. При наличии низкого уровня проявления той или иной познавательной способности имеется возможность развить ее путем специальной тренировки, используя для этого соответствующие методики, опи-санные в специальной литературе.

Литература Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971. Карпов В.В., Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного разви-тия учащихся. “Знание”, РСФСР, 1990. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990. Сергеев К.К. Школьная психодиагностика. Херсон, 1988. Сорокун П.А. Комплексное изучение познавательной деятельности и по-знавательных способностей учащихся. Сб. Психолого-педагогические про-блемы сознания и деятельности. Псков, 1997.

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учеб-ном процессе. М., 1979.

Глава 8. Сенсорные познавательные процессы

Основные понятия: ощущения, свойства ощущений, закономерно-сти ощущений, виды ощущений, восприятие, свойства восприятия, виды восприятия, внимание, свойства внимания, виды внимания.

Ощущения.

Всю информацию, которой оперирует человек в процессе позна-ния, он получает посредством сенсорных познавательных процессов, которые возникают при непосредственном взаимодействии органов чувств с объектами окружающей среды.

Познание окружающего мира начинается с ощущений. Ощуще-ние является простейшим познавательным процессом, обеспечиваю-щим функционирование всех более сложных процессов. Ощущения возникают при непосредственном действии свойств и качеств внеш-ней и внутренней среды на органы чувств. Информация о свойствах и качествах предметов и явлений, поступающая от органов чувств, от-ражается в нашем сознании в форме ощущений и впечатлений.

Ощущение является элементарным сенсорным познавательным про-цессом, от ражающем в форме впечатлений свойства и качества объек-тов, непосредственно действующих на органы чувств. Ощущение - это познавательный процесс, а впечатление - это форма отражения действую-

щего на органы чувств раздражителя, возникшая в нашем Восприятие Воспроизве-

ким обра Учени

созн нии. Та-Об разное

образом, оищн уфщо урнмиае ц пириедст ченики пающей на органы чувств информации

существует

12 3 1 нашем сознании в

форме разно

ой проце с превраощтренаижяе нпиоесту-акты сознания. Эта информация

12 3 образных вп

еча

12 тлений:

све-

товых, слуховых, обонятельных, вкусовых и осязательных.

Если органы чувств по каким-либо причинам перестают функци-онировать, то связь сознания с соответствующими видами раздражи-телей прекращается и субъект лишается возможности получать впе-чатления о их существовании. Так, известный врач Боткин описал со-стояние больной женщины, у которой все органы чувств не функциони-ровали, за исключением одного глаза и небольшого участка кожи руки, сохранившего чувствительность. Находилась в бодрствующем состо-янии эта больная до тех пор пока был открыт глаз, посредством кото-рого она получала информацию о внешнем мире. Как только он зак-рывался больная впадала в дремотное состояние и засыпала. Просы-палась она в том случае, когда открывался гла з при действии яркого

света или когда кто-то прикасался к поверхности участка кожи, сохра-нившего чувствительность.

В случае нарушения функций органа чувств ощущение ис-кажается, а впечатление от действующего раздражителя начи-нают не соответствовать действительности. Так, дальтоники, у которых нарушена нормальная цветовая чувствительность глаз, вместо красного цвета ощущают зеленый.

Искажение впечатлений о внешнем мире возможно также при перегрузке или дефиците информации, действующей на орга-ны чувств. Специально проведенные опыты показывают, что если создать дефицит поступающей на органы чувств информа-ции, то происходит нарушение нормальных ощущений. Так, если испытуемому надевали темные очки, пропускающие только сла-бый свет, закрывали уши, чтобы он не слышал сильных звуков, надевали на руки и ноги цилиндры, снижающие кожную чувстви-тельность, то у него через некоторое время возникали зритель-ные, слуховые и осязательные галлюцинации и он просил пре-кратить опыты.

Ощущения, хотя и являются простейшими познавательны-ми процессами, связаны не только с органами чувств, но и с де-ятельностью всей нервной системы. Для того, чтобы возникло ощущение необходимо функционирование специального нервно-го аппарата называемого анализатором.

Анализатор состоит из трех частей. Наружная часть ана-лизатора - рецептор представляет собой разветвление нерва, ко-торый является воспринимающей частью органа чувств. Рецеп-тор выделяет определенный вид действующей на органы чувств информации, трансформирует ее в нервные импульсы, которые моделируют характеристики действующего на органы чувств раздражителя. Например, нервные импульсы, которые возника-ют при раздражении слухового нерва, моделируют по принципу резонанса частоту действующего звука.

Возникшие в рецепторе нервные импульсы, несущие инфор-мацию о внешнем воздействии, передаются посредством цент-ростремительных (афферентных) волокон в корковое ядро ана-лизатора, где происходит обработка и преобразование поступа-ющей информации в субъективное впечатление о действующем раздражителе. Корковое ядро анализатора составляют нервные клетки, на которые проецируются соответствующие части рецептора. Эти клетки образуют первичную проекционную зону коркового ядра

анализатора. Здесь происходит первичный анализ поступающей инфор-мации и ее трансформация в мало дифференцированное впечатление о раздражителе. Например, возникает впечатление о звуке, свете, вку-се, запахе и т.п.

Над первичной проекционной зоной находится вторичная, где информация подвергается более детальному анализу и пре-образуется в четкие и ясные впечатления, отражающие каче-ства раздражителя соответствующей модальности. Здесь зри-тельные ощущения различаются по светлоте, насыщенности, цветовому тону; слуховые - по высоте, тембру, громкости и т. д. В этой же зоне происходит синтез впечатлений, на основе которых возникает образ, отражающий предмет вместе со всеми его свойствами.

Все проекционные зоны связаны посредством ассоциативных волокон с речевыми центрами, на базе которых функционирует сознание человека, благодаря чему ощущения становятся элемен-тами сознания или, иначе говоря, чувственной тканью разума че-ловека.

“Ощущение есть не что иное, как отраженный с нашим не-посредственным индивидуальным чувством разум, личный и чув-ственный разум,” - писал Л. Фейербах.1

Поэтому ощущения, будучи чувственными элементами ра-зума человека, обусловлены не только внешним воздействием стимулов на органы чувств, но и всей историей развития чело-веческого общества и общественно-трудовой деятельностью че-ловека. В связи с этим виды, свойства и закономерности ощу-щений во многом обусловлены не только биологическими функ-циями организма, но и социальными условиями существования человека.

К основным свойствам ощущений относятся: качество, ин-тенсивность, длительность и пространственная отнесенность.

Качество является основной характеристикой ощущений,

отличающей один вид от другого, а также ощущения внутри данно-го вида. Качественные особенности каждого вида ощущений обус-ловлены прежде всего действием специфических раздражителей на соответствующие органы чувств. Качество зрительных ощущений порождается физическими особенностями света, действующего на орган зрения, качество слуховых ощущений зависит от физических характеристик звуков и т.д. Качественные особенности ощущений внутри данного вида также зависят от физических свойств соот-ветствующего раздражителя. Зрительные ощущения имеют такие качества как: светлота, яркость, цветовой тон, насыщенность; слу-ховые - высоту, тембр, громкость и т.п.

Казалось бы, что качества ощущений определены самой приро-дой, но это далеко не так. Способность человека различать качество ощущений во многом зависит от общего развития личности и характе-ра деятельности, которой он занимается. Так, А.Р. Лурия вместе со своими сотрудниками изучал в 30-х годах психические особенности жителей Узбекистана, среди которых большинство было неграмотных. В частности исследовалась способность к цветоразличению у муж-чин и женщин. Оказалось, что мужчины не отличали синий и голубой цвет от зеленого. Все эти цвета они ощущали как зеленые, обозначая их словом, которым узбеки называют зеленый чай. Женщины не толь-ко различали эти цвета, но и видели их оттенки. Эти отличия в цветоо-щущениях были обусловлены характером деятельности. Мужчины со-бирали и сушили зеленый чай, а женщины, кроме того, ткали ковры, применяя разноцветные шерстяные нити.

Интенсивность ощущений является их количественной ха-рактеристикой. Она зависит от силы действующего раздражи-теля. Чем сильнее раздражитель, тем интенсивнее ощущение. Изучая зависимость интенсивности ощущений от силы раздра-жителя Вебер и Фехнер открыли основной психофизический за-кон, согласно которому, если сила раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущений из-меняется в арифметической прогрессии.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раз-дражителя, но и от функционального состояния органов чувств. При уменьшении чувствительности анализатора интенсивность не изменяется, даже если увеличивается сила раздражителя.

Длительность ощущений - это их временная характеристи-

ка. Она определяется временем действия раздражителя. При крат-ковременном действии раздражителя ощущения сразу же возникают и быстро исчезают, при длительном действии они сохраняются в тече-нии всего времени действия. В то же время замечено, что начало и окончание возникновения ощущений не совпадают с временем дей-ствия раздражителя. Между началом действия раздражителя и вре-менем возникновения ощущения есть латентный (скрытый) период. Он измеряется миллисекундами. Его наличие связано с временем про-хождения нервного импульса от рецептора до нервных клеток коры, с которыми связано возникновение ощущений.

Не совпадает также время окончания действия раздражителя с временем исчезновения ощущения, так как оно еще некоторое время остается. Это объясняется тем, что некоторое время имеет место инерция ощущений, благодаря чему сохраняется впечатление от дей-ствовавшего раздражителя. Так, при действии звука остается звон в ушах, при действии света - зрительное впечатление.

Пространственная отнесенность ощущений проявляется в том, что возникшее впечатление адресуется нашим сознанием к тому раз-дражителю, который его вызвал. Так, свет мы видим там, где он излу-чается, звук слышим там, где он звучит и т.п.

Закономерности ощущений: пороги и чувствительность, адаптация; взаимодействие ощущений.

Пороги это границы, в пределах которых могут возникать ощущения данного вида в сознании. Пороги определяются ми-нимальной и максимальной силой раздражителя, при действии которого могут возникать ощущения. Существуют нижний аб-солютный и верхний абсолютный пороги ощущений. Нижний аб-солютный порог определяется минимальной величиной раздра-жителя, при действии которого возникает осознаваемое ощуще-ние. Верхний абсолютный порог характеризуется максимальной величиной раздражителя, при действии которого ощущение еще сохраняется. При увеличении силы раздражителя, превышающей верхний абсолютный порог, ощущение исчезает. Раздражители, сила которых ниже или выше абсолютных порогов могут вы-зывать ощущения, но они не осознаются и действующий раз-дражитель не вызывает никаких впечатлений. Такие ощущения на-зываются подпороговыми или субсенсорными.

Величина порогов ощущений у разных людей может быть раз-ной. Она зависит от функционального состояния анализатора, возрас-та и характера деятельности. Поэтому чувствительность людей к дей-ствующим раздражителям тоже может быть разной. Она зависит от величины порога, характерного для данного субъекта. Между чувстви-тельностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем ниже величина порога, тем выше чувствительность; чем выше порог, тем ниже чувствительность. Например, нижний абсолютный порог слу-ховых ощущений равен силе звука в 20 Герц, однако некоторые люди слышат звуки только выше 30 Герц. Как видим, у них нижний абсо-лютный порог слуховых ощущений выше нормы, а чувствительность ниже нормы.

Существуют также пороги различения и разностная чув-ствительность к изменению силы действующего раздражителя. Порог различения характеризуется наименьшей прибавкой к силе действующего раздражителя, которая способна вызывать замет-ное различение интенсивности ощущений. В разных видах ощу-щений пороги различения разные. Так, для зрительных ощуще-ний эта прибавка составляет 1/100, для слуховых - 1/10, для кож-ных (сила давления) - 1/30.

Адаптация в сенсорных процессах связана с приспособле-нием органов чувств к действующему раздражителю. Под вли-янием адаптации интенсивность ощущений или понижается или повышается. Различают негативную и позитивную адаптацию.

Негативная адаптация может быть двух видов: полная и не-полная. При полной адаптации возникшее ощущение полностью исчезает из сознания. Так, человек, пришедший в амбулаторию, сначала чувствует запахи лекарств, а потом перестает их заме-чать. При частичной адаптации ощущение не исчезает, а при-тупляется. Если опустить руку в горячую воду, то сначала она обжигает, но потом кожный анализатор адаптируется и вода не кажется такой горячей.

При позитивной адаптации чувствительность анализатора повышается и человек начинает ощущать раздражители, кото-рые до этого не замечал. Так, если человек, находившийся раньше на

1 Фейербах Л. Критика “Анти-Ге г е л я ”. Собрание произведения в трех томах. Т.2. М., 1967, с. 69.

улице при дневном свете, входит в затемненное помещение, то снача-ла там ничего не видит. Затем спустя некоторое время он начинает различать все находящиеся там предметы. Повышение чувствитель-ности органа зрения в темноте происходит за счет того, что осуществ-ляется переход от дневного зрения к сумеречному. При дневном свете функционируют колбоч ки, а в сумерках - палочки.

Между ощущениями имеет место взаимодействие. Одни ощуще-ния могут повышать или понижать интенсивность других. В основе вза-имодействия ощущений лежит повышение или понижение чувствитель-ности в одних анализаторных системах под влиянием раздражения дру-гих. Так, сильный свет понижает слуховую чувствительность, тогда как слабый свет повышает ее.

Повышение чувствительности может происходить также под влиянием упражнений. У детей, занимающихся музыкой, раз-вивается звуковысотная чувствительность. Повышение чув-ствительности под влиянием слабых раздражителей или в про-цессе упражнения называется сенсабилизацией.

На основе взаимодействия ощущений возникает такое яв-ление как синестезия. При синестезии имеет место возникнове-ние ощущений в одной анализаторной системе при действии раз-дражителей на другую. Возможна, например, зрительно-слухо-вая синестезия, когда под влиянием звуков музыки у субъекта возникают цветовые ощущения. Это явление получило назва-ние цветовой музыки. Проявление синестезии в обыденной жиз-ни зафиксировано в таких выражениях как: “сладкие слова”, “горькие слезы” и т.п.

Человеку свойственны разнообразные виды ощущений. Одни из них возникают при действии раздражителей на органы чувств, расположенных на поверхности тела. Это, так называе-мые, экстероцептивные ощущения. Другие возникают при раз-дражении рецепторов, находящихся во внутренних органах -это интероцептивные ощущения. Третий вид ощущений свя-зан с раздражением рецепторов, расположенных в мышцах -это проприоцепривные ощущения.

К экстероцептивным ощущениям относятся: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные. Одни из них явля-ются дистантными (зрительные, слуховые и обонятельные), другие -конт актными (вкусовые и кожные).

Зрительные ощущения являются наиболее важными для челове-ка. Они дают возможность отражать свет и цвет. Возникают зритель-ные ощущения при действии на глаз электромагнитных волн в преде-лах от 380 до 770 миллимикрон.

Цветовые ощущения бывают ахроматическими и хромати-ческими. К ахроматическим цветам относят: белый, серый и чер-ный. Они отличаются между собой только светлотой. К хромати-ческим цветам относят: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Первые три характеризуются как теплые цвета, остальные как - холодные. Хроматические цвета отличаются цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.

Зрительные ощущения оказывают большое влияние на че-ловека. Все теплые цвета положительно влияют на работоспо-собность человека, возбуждают его и вызывают хорошее настро-ение. Холодные цвета успокаивают человека. Темные цвета уг-нетающе действуют на психику. Цвета могут нести предупреж-дающую информацию: красный говорит об опасности, желтый -предостерегает, зеленый - сигнализирует о безопасности и т.п.

Слуховые ощущения тоже имеют большое значение в жиз-ни человека. Источником слуховых ощущений являются разно-образные звуки, действующие на орган слуха. Слуховые ощу-щения отражают шумовые, музыкальные и речевые звуки.

Ощущения шума и шороха сигнализируют о наличии пред-метов и явлений, издающих звуки, о месте их нахождения, о при-ближении или удалении. Они могут предупреждать об опаснос-ти и вызывать определенное эмоциональное переживание.

Музыкальные ощущения характеризуются эмоциональным тоном и мелодичностью. Эти ощущения формируются у челове-ка на основе воспитания и развития музыкального слуха и свя-заны с общей музыкальной культурой человеческого общества.

Речевые ощущения являются чувственной основой речевой деятельности человека. На базе речевых ощущений формирует-ся фонематический слух, благодаря которому человек может различать и произносить звуки речи. Фонематический слух ока-зывает влияние не только на развитие устной и письменной речи, но и на овладение иностранным языком.

Обонятельные ощущения слабо развиты у человека, так как они не имеют существенного значения в его жизни. Источником обоня-

тельных ощущений являются запахи, которые сигнализируют о нали-чии пахнущих веществ, о состоянии пищи, ее качестве и свежести. Ни в одном языке нет специальных терминов, котор ые обозначали бы ка-чество обонятельных ощущений. Как правило, определяя запах чело-век соотносит его с запахом предмета, которому он в наибольшей сте-пени соответствует: “пахнет черемухой”, “пахнет яблоками”, “пахнет мускусом” и т.п. Оценивается также эмоциональное впечатление, ко-торое вызывает запах: “приятно пахнет” или “дурно пахнет”.

Вкусовые ощущения возникают при раздражении вкусовыми веществами рецепторов, находящихся на поверхности языка. Они обеспечивают отражение вкусовых качеств пищи. Различают че-тыре качества вкусовых ощущений: соленое, сладкое, кислое, горь-кое. Оценка качества осуществляется не только на основе вкусо-вых, но и обонятельных и тактильных ощущений. Возможны две оценки качества пищи; вкусная и невкусная пища. Причем такие оценки имеют субъективный характер и связаны с восприятием человека и существующими в обществе традициями.

По описанию чешских журналистов, Зигмунда и Ганзелки, кото-рые в 60-х годах путешествовали по Африке, в одном селении их гос-теприимно встретили и начали угощать различными вкусными яства-ми, в том числе и тухлыми яйцами. Все чем их угощали они попробо-вали, исключая тухлые яйца, и поблагодарили гостеприимных жите-лей. Однако, вождь, заметив, что они даже не притронулись к яйцам, поинтересовался, почему они их не стали есть. Путешественники от-ветили, что в их стране в таком виде яйца не едят. Тогда вождь прика-зал принести сырые яйца. Когда они стали есть вождь брезгливо от-вернулся и заметил, что он не стал бы есть такую гадость, так как они мокрые, скользкие и ничем не пахнут, тогда как яйца, которыми им предлагали, твердые, хорошо пахнут и очень вкусные.

Кожные ощущения возникают при раздражении рецепторов, распо-ложенных на поверхности кожи. Существует три вида кожн ых ощущений: тактильные (ощущения прикосновения), температурные и болевые. Каж-дый вид кожных ощущений возникает при раздражении соответствующих рецепторов, расположенных в различных местах кож и. Больше всего так-тильных рецепторов находится на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Температурные рецепторы, чувствительные к теплу и холоду, неравно-мерно распределены по всему телу. В наибольшей степени чувствитель-ной к холоду является спина, в наименьшей степени - грудь.

Кинестезические ощущения сигнализируют о сокращении мышц и о движениях различных частей тела. Они дают знания о силе, скорости и траектории движений, а также о положении частей тела в пространстве. Кинестезические ощущения являются необходимыми компонента-ми предметно-практической и речевой деятельности человека.

Тактильные ощущения, объединяясь с двигательными ощуще-ниями руки, образуют специфический для человека вид чувстви-тельности - осязание, дающее возможность человеку, потерявше-му зрение, отражать форму, величину и пространственное положе-ние предметов.

Органические ощущения сигнализируют о состоянии организма. В структуре органических ощущений выделяют: болевые ощущения, ощу-щения жажды, голода, ощущение насыщенности и т.п. Органические ощущения возникают при раздражении рецепторов, находящихся во внут-ренних органах. Вместе с органическими ощущениями возникают поло-жительные и отрицательные эмоции, которые определяют самочувствие человека.

Существуют индивидуальные различия в области ощущений. У одних хорошо развиты зрительные ощущения, у других - слуховые, у третьих - обонятельные, у четвертых - вкусовые и т.д. Эти различия начинают проявляться только у взрослых. У детей, как свидетельствует Б.Г. Ананьев, не существует значительных различий в развитии всех видов ощущений. Это объясняется тем, что индивидуальные особен-ности ощущений не являются врожденными, а формируются прижиз-ненно под влиянием условий жизни и характера ведущей деятельнос-ти. Так, красильщики различают до 40 оттенков черного цвета, шли-фовальщики видят просветы до 0,0005 миллиметра, сталевары могут определить температуру расплавленной стали по слабым цветовым оттенкам, дегустаторы могут определить не только качество продук-та, но и год и место его изготовления.

Восприятие.

Восприятие является более сложным сенсорным познаватель-ным процессом, чем ощущение. Оно дает возможность человеку более полно и более разносторонне познавать окружающую дей-ствительность. Если в ощущениях отражаются свойства, качества и состояния внешней и внутренней среды, то в восприятии отража-ются предметы и явления вместе со всеми их свойствами и каче-

ствами. Второе отличие заключается в том, что на основе ощущений воз-никает впечатление о раздражителе, то в процессе восприятия формиру-ется образ предмета, котор ы й действует на органы чувств. Третье отл и-чие состоит в том, что ощущение возникает сразу же при действии раз-дражителя, а восприятие предполагает активное взаимодействие субъек-та с отражаемым объектом.

Восприятие как более сложный сенсорный познавательный процесс возникает на основе ощущений, которые являются со-ставной частью образа объекта. Образ - это сенсорная копия объекта, которая возникает в процессе взаимодействия субъек-та с воспринимаемым объектом. Таким образом, восприятие -это процесс отражения предметов и явлений в нашем сознании в форме образов при непосредственном действии объектов на орга-ны чувств. В процессе восприятия человек получает более пол-ные знания о внешнем мире, о предметах и явлениях, о их форме, величине, объеме и пространственном положении.

Б.Г. Ананьев описал процесс восстановления зрительного восприятия у контуженного в голову больного. У него вслед-ствие контузии был поражен головной мозг, что привело к пол-ной неподвижности глазных яблок. У больного сохранилась толь-ко лишь световая чувствительность, предметов же он не разли-чал. В процессе восстановления зрения он сначала стал выде-лять аморфные пятна, разные по величине и яркости. Только пос-ле трехмесячного лечения он стал видеть и различать предметы.

Формирование образа, воспринимаемого объекта, может происходить в одном случае постепенно (сукцессивно), в дру-гом случае мгновенно (симультанно). Сукцессивно формирует-ся образ только в том случае, когда воспринимается новый, не-известный предмет. Для этого необходимо последовательно со-вершить целый ряд перцептивных действий. Сначала на основе по-исковых движений происходит обнаружение объекта. Затем, на основе установочных и прослеживающих движений глаз выделяется объект и сопоставляется с другими объектами или с представлениями о них. Если воспринимаемый объект совпадает с другими известными объектами, то происходит его отождествление с ними и, таким образом, осуществляет-ся опознавание объекта. Если же воспринимается уж е известный объект, то эти перцептивные действия проявляются в свернутом виде и его образ возникает мгновенно.

Восприятие, как более сложный познавательный процесс, харак-теризуется такими свойствами как: предметность, целостность, ос-мысленность, избирательность и константность.

Предметность является основным свойством восприятия, так как человек воспринимает не бесформенные объекты, а пред-меты, созданные человеком и для человека. Каждый предмет имеет свое назначение, свое устройство и свои, присущие толь-ко ему, свойства и качества. Все предметы используются нами соответствующим образом и занимают определенное место в на-шей жизни. Даже природные объекты опредмечиваются нами в силу того, что они применяются нами или являются объектами познания. Например, муха - это предмет нашего быта и объект познания. Она живое существо, относится к классу насекомых, имеет свойственное ей строение тела, позволяющее ей летать и вести соответствующий образ жизни. Стремясь избавиться от них люди применяют разнообразные способы борьбы с ними, так как они являются разносчиками различных заболеваний.

Для некоторых животных, в том числе и для лягушек, муха - это объект пищи. Летящая муха является для нее стимулом, побуждающим ее совершить прыжок, поймать муху ртом и съесть ее. Образ мухи не существует для лягушки отдельно от ее действий. Только для человека образ предмета может суще-ствовать как элемент сознания, как субъективный образ воспри-нимаемого предмета который является всегда полным и завер-шенным, несмотря даже на то, что не все детали объекта могут быть восприняты. Гештальт-психологией были установлены ряд факторов, влияющих на формирование целостного образа при восприятии деталей предмета. Одним из основных факторов яв-ляется пространственная близость деталей объекта. Второй - это сходство элементов между собой. Третий -естественное продолже-ние одного элемента в другом. Четвертый -замкнутость элементов в ограниченном пространстве.

Влияние всех этих факторов на формирование целостного образа можно обнаружить простым способом. Если на бумаге изобразить три линии, расположенные по отношению друг к дру-гу, как в треугольнике, но не соединять их углами, то эта фигу-ра воспринимается как треугольник. В данном случае на воз-никновение целостного образа треугольника оказывает влияние все четыре фактора. Для всех трех линий свойственна простран-

ственная близость. Все три линии сходны между собой. Одна линия находит свое продолжение в другой. Все три линии создают впечатле-ние замкнутости в одном пространстве.

Осмысленность восприятия имеет место благодаря тому, что образ воспринимаемого предмета является элементом сознания, так как он обозначается словом, смысловое значение которого оп-ределяется как общими, так и индивидуальными свойствами пред-мета. Поэтому осмысленность восприятия связана с его обобщен-ностью. Воспринимая предмет человек выделяет его общие свой-ства и относит его к соответствующему классу предметов. Ос-мысливая воспринимаемый предмет человек решает не только пер-цептивную, но и интеллектуальную задачу, так как в процессе вос-приятия он выдвигает и проверяет гипотезы о том, что представля-ет собой предмет и к какому классу он относится.

Осмысленность восприятия достигается также благодаря тому, что органы чувств человека, посредством которых осуще-ствляется перцепция, являясь составной частью нервной системы, несут не только сенсорную, но и интеллектуальную нагрузку, по-зволяя человеку осуществлять разумную сенсорную деятельность как в процессе познания, так и в пратических действиях. В связи с этим обстоятельством психолог Р.Л.Грегори называл орган зрения не только световым рецептором, но и «разумным глазом».1

Осмысленность восприятия дает возможность наиболее полно и разносторонне познать предмет. В то же время под влиянием пред-взятых мыслей, когнитивных установок и чувств мы можем видеть в объекте не то, что есть в действительности, а то, что нам хотелось бы. Такое искаженное восприятие объекта, возникшее под влиянием психического состояния личности, называется апперцепцией.

Осмысленность восприятия имеет важнейшее значение в учеб-ном процессе, так как усвоение научных знаний во многом зависит от того какие признаки и как осмысливают учащиеся при восприятии изу-чаемого объекта. Иногда учащиеся осмысливают несущественные признаки воспринимаемого объекта, так как они более четко выделя-ются, существенные же признаки остаются незамеченными, что от-рицательно влияет на усвоение научных знаний.

Избирательность обеспечивает выделение объекта из общего фона. Среди большого количества объектов, которые действуют на органы чувств в данный момент, человек выделяет наиболее отчетливо и ясно только некоторые из них. Что же способствует выделению объекта вос-приятия? Это прежде всего контраст объекта восприятия по отноше-нию к другим окружающим объектам. Это используется в учебных пособиях для выделения особо важных положений, напечатанных спе-

циальным шрифтом, большей величиной бу кв, подчеркиванием и осо-бой окраской букв. Если объект не имеет контрастных признаков, то он сливается с фоном и его трудно заметить и выделить. Это обстоятель-ство используется в целях маскировки. Что же тогда позволяет выде-лить объект? Это потребности, интересы, когнитивные установки, зада-чи, кото ры е ставит человек в процессе познания.

Константность обеспечивает стабильность и постоянство обра-за предмета несмотря на изменение условий его восприятия. Воспри-нимаемый нами предмет может изменять свое пространственное по-ложение, приближаться или уд а л я т ь с я , по разному освещаться, изме-нять свои качества, но его образ, отражающий форму, величину и объем, остается одним и тем же. Благодаря этому человек живет в мире по-стоянных вещей и может ориентироваться в бесконечно изменчивом и многообразном мире.

Основные виды восприятия такие же как и в ощущениях. В ос-новном человек воспринимает предметы посредством зрения, слуха и осязания. Ведущим в отражении материальных объектов является зрительное восприятие. Благодаря зрению человек воспринимает фор-му, величину, объем и пространственное положение предметов. При-чем, восприятие всех этих структурных признаков предметов осуще-ствляется на основе совместной деятельности зрительного и двига-тельного анализаторов.

В основе восприятия формы предмета лежит изображение его на сетчатке глаз а, которое является копией предмета в силу оптического устройства органа зрения. Но для того, чтобы возник образ предмета необходимо активное взаимодействие зрительной и гл азодвигатель-ной системы с объектом. Это взаимодействие осуществляется по-средством разнообразных движений глаз, направленных на выделение контура предмета из окружающего фона.

Наши рекомендации