Что обуславливает разнообразие речевых нарушений в проявлениях и времени возникновения у разных детей?

Формирование звукопроизношения в норме (по М.Е.Хватцеву, Н.И.Жинкину, А.И.Максакову)

Возраст ребенка Развитие фонетической стороны речи
0 мес. Неустойчивые гласные комплексы, типа У-А, Э-Э, А-Й.
1 мес. Намеки на звуки согласного типа М, П, Б (появляются в слогоподобном комплексе в сочетании с последующим гласным).
2 мес. Слоги, типа ГЫ, КХЫ.
2-3 мес. Звуковые комплексы из протяжных звуков: А-А-А, А-ГУ, А-ГЫ, БУ, БУМ-БУ.
3-4 мес. Стадия гуления: МАМ, АММ, ТЛЬ, ПЛЬ.
5-6 мес. Хорошо различимые звукосочетания: МА, ПА, БА, ДА, НА. Вступление в стадию лепета: МА-МА-МА, БА-БА-БА, ПА-ПА-ПА, ДЯ-ДЯ-ДЯ, НА-НА-НА. В этом периоде появляются сначала губные согласные Б, П, М, потом переднеязычные мягкие Дь, Ть. Иногда в лепетном периоде произносятся звуки Ш, Ж, Ч, Р.
9 мес. Подражание звукам окружающих: ВАУ-ВАУ, КИС-КИС, ТУ-ТУ, ТИК-ТАК. Ритмическое сочетание разных слогов: ТЭН-ТА, КЭН-БЭ.
1 год Четко произносит гласные звуки: А, У, И; и согласные П, Б, М, Н, Т, Д, К, Г.
2 года Активно произносятся гласные звуки: Эи И. Большинство звуков формируется через промежуточные, переходные звуки: смягченные (ДЬ, ТЬ, НЬ, СЬ, ЦЬ, РЬ, ЛЬ);сходные по способу артикуляции (вместо Р-Л, вместо С-Т, двугубное Л или В вместо Л, Б вместо В).
3 года Появляются четкие звуки Ы,С, З,Ф, ФЬ, В,ВЬ, ЛЬ.
4 года В речи появляются шипящие звуки: Ш, Ж, Ч, Щи Ц.
4-5 лет Возникают твердые звуки Л, Ри РЬ.
5 лет Все звуки речи должны произноситься в соответствии с нормативом.

Основные закономерности формирования звукопроизношения

Сроки окончательного усвоения детьми гласных и

Согласных звуков

(таблица Л.Г. Парамоновой)

Возраст появления звуков (в годах)   1 – 2 года   2 – 3 года 3 – 5 лет 5 – 6 лет
Звуки А О Э П Б М   И Ы У Ф В Т Д Н К Г Х Й   С З Ц Ш Ж Ч Щ   ЛР

Помним если ребенку 3 года и у него нет свистящих и шипящих то о имеет на это право. И 4х летнему ребенку который физиологически не готов к произношению Л,Р смысла работы над ними нет Надо дать физиологически созреть к постановке и произношению того или иного звука.




Теперь нужно знать основные условия формирования речи в норме. Обычно называют два условия: биологическое и социальное, я добавила еще одно.

1. Здоровье и зрелость нервной системы, головного мозга. Только в этом случае при достижении ребёнком определённого возраста клетки речевых зон при условии наличия социальных стимулов смогут строить связи друг с другом и с клетками других зон головного мозга, образуя речевые рефлексы. Это механизм образования звуков, слов. Ну мы не говорим термины отсутствие, поражение, а здоровье, зрелость. – биологическое.

2. Социальные стимулы.Чтобы речь развивалась, необходимо, чтобы ребёнок находился в окружении людей, воспринимая звучащую речь.

3. Сформированность психологических механизмов,необходимых для развития речи: умение вступать в совместную деятельность со взрослым и развитие подражания, сначала неречевого, а затем речевого. Если это условие есть то мы можем начинать логоработу.

В норме, при наличии вышеперечисленных условий, развитие речи происходит автоматически: в процессе совместной деятельности со взрослым на основе подражания. В норме взрослые не обучают специально ребёнка речи. Не бегают за ним и не говорят куда поставить язык. Он сам делает это на основе подражания. Это важнейший биологический механизм, на основе которого происходит обучение. Сначала у ребёнка развивается неречевое подражание, затем формируется речевое подражание.

Хватцев М.Е. говорит«Ребёнок учится говорить не только благодаря развивающейся артикуляторно-акустической способности, но и на раннем этапе благодаря целенаправленной способности повторению слов за взрослым.»

У многих психологические предпосылки несформированы. К психологическим предпосылкам относятся: потребность в общении со взрослым, умение вступать в совместную деятельность, неречевое и речевое подражание. Без этих предпосылок мы не можем обучать ребенка по логопедическим методикам.

Главное условие логоработы:

• Если у ребёнка сформированы психологические предпосылки, он вступает в совместную деятельность со взрослым и способен подражать, значит, мы его можем обучать, применяя логопедические методики. Это главное условие для любого обучения и в том числе для проведения логопедической работы.

• Если эти механизмы не сформированы или недостаточно сформированы, то требуется вмешательство психолога или адаптация логопедических методик, продление подготовительного этапа.

Это все к тому говорится чтобы вы донесли все это родителям. Приходит ребенок не вступающий в контакт, а мама требует исправить звук Р. Чтобы был результат ребенок должен суметь повторить. Иначе нужно делать шаг назад и адаптировать методики. Определить образовательный маршрут – занятия с психологом, с дефектологом. Родители должны заниматься с ребенком дома (правила одностороннего диалога, особый речевой режим)

Это нужно понимать специалистам и доносить эту информацию до родителей, т.к. несформированность психологических механизмов речи важна как для прогноза, так и для определения образовательного маршрута и выбора специалистов, работающих с ребёнком.

Когда мы говорим о несформированности психологических компонентов, то говорим детях с расстройствами аутистического спектра

Зачем нужно знать онтогенетические закономерности? Приходится сталкиваться с непониманием которое отражается на работе. Например, логопед игнорирует раздел – развитие понимания речи, дети не понимают простых косвенных вопросов. А в онтогенезе развитие понимания речи опережает активную, экспрессивную речь. Поэтому развитие понимания дает толчок к развитию спонтанной речи. И второй пример, 2,3,4 занятие дается отработка предлогов, а еще не изучено словоизменение и словообразование! А в норме по Гвоздеву и др. ребенок сначала словоизменяет, а потом употребляет предлоги. Сразу даю вам практический выход!

Рассмотрим 3 случая:

1.условие нарушено, отмечается нездоровье и незрелость нервной системы, что проявляется в ЗРР, а другие два условия проявляются в полной мере.Социальная среда богатейшая (мама доцент филологии, бабушка профессор) а ребенок молчит! Сформированы психологические механизмы – контактен, неречевое и речевое подражание есть, коммуникативная функция сформирована. Что мы имеем в этом случае? Как правило, нарушение по типу моторной алалии! Каков механизм этого нарушения?

Ребенок слышит речевые стимулы и т.к. сформированы психологические механизмы он пытается воспроизводить, но у него не получается из-за того что нервные клетки речевых зон незрелые или поражены, они не строят связи друг с другом, речевые рефлексы не образуются или образуются слабо, динамики нет, вы топчитесь на одном месте. Вот грубо примитивный механизм моторной алалии.

2 пример когда здоровье и зрелость присутствуют, психологические предпосылки есть, но социальных стимулов не хватает. Что это будет? Скорее всего ЗРР, чаще всего темповая. Неблагоприятная социальная среда (дом ребенка, или ребенок дома только телевизор смотрит, такой визуал) Тогда ЗРР преодолевается обогащая социальные контакты.

3 случай - несформированность психологических механизмов, отмечается при аутизме и расстройствах аутистического спектра.Первое условие у них соблюдается. Чуть ли не на томографе уже просветили, ЭЭГ а признаков повреждения мозга нет. Социальная среда активная. Но отсутствует механизм подражания и есть нежелание вступать в общение.

Физиологические механизмы. Не пугайтесь, не будем говорить о зонах головного мозга.

Речь у ребёнка формируется по законам образования условных рефлексов. Звуки, слоги, фразы являются устойчивыми комплексами условных рефлексов, которые образуются в результате длительно повторяющихся в определённой последовательности группы речевых раздражителей.

Понимание речи ребёнком также развивается по законам образования условных рефлексов. Но это проще, поэтому ребенок раньше начинает понимать и позже говорить.

Физиологические механизмы понимания речи проще механизмов произношения, поэтому ребёнок начинает лучше понимать, а потом говорить.

Опять объясню с выходом в практику:

· условный рефлекс образуется в результате многократного повторения; Условный рефлекс образуется в результате многократного повторения!

• скорость и прочность образования условных рефлексов у всех детей разная и зависит от зрелости и здоровья нервной системы, от особенностей его высших психических процессов (внимания, памяти, работоспособности и т.д.) Одному один раз скажешь и рефлекс уже закрепляется, а другому надо 133 раза повторить.Вы должны понимать и доносить родителям что это зависит от здоровья нервной системы.

• в результате вредных воздействий на мозг речевые рефлексы не создаются, образуются неверно, отличаются слабостью и быстро угасают.

Т.е. вы должны понять что речь образуется на основе условных рефлексов.

Теперь о периодах формирования речи в норме, опять теория!

1 период.Появляются первые активные слова. Ребёнок начинает повторять ударный слог, появляются односложные слова. Семантическое значение расширено. Не различает морфологических элементов и не использует. Может использовать фразы из 2-3 слов без морфологических элементов для выражения грамматического значения: «ка…ма» - кисы нет.

2 период. Основная черта – новый уровень восприятия и воспроизведения слоговой структуры: начинает использовать двухсложные конструкции. 3х – сокращает до 2х. 2х сложные со стечениями употребляет позже. Появляется зависимость между умением произносить звуки и уровнем слоговой структуры. Ребёнок может пользоваться многими звуками, но в пределах 2х или 1сложной структуры. В более сложных структурах звуки употребляются неверно или пропускаются. Появляются первые признаки грамматического изменения слов: баби, бабиби, маминь. Как только слово раннего онтогенеза включает в сложную структуру то произносит звуки неверно.

Одно из важнейших направлений коррекционной работы это формирование активной лексики с учетом усложнения слоговой структуры по 13 классам по ксассификации Марковой. Опять же опираемся на онтогенез.Сначала усваивает простые, потом двусложные слова, потом трехсложные и со стечением.

В практике если ребенок в слове Нос звук С произносит, то в слове более сложной структуры теряет.

3 период. Начинает пользоваться 3хсложными структурами. Т.е. развивается слухоречевая память, удерживает в памяти. Способность к повторению 3хсложных структур связано с умением удержать и повторить звуковой ряд достаточной длины. Появляется более константное произношение звуков, но в 4хсложных конструкциях звуковой состав стирается. Лексика забегает вперёд в своём развитии и стимулирует дальнейшее уточнение восприятия и произношения. Чёткость проявляется во флексиях, а корневая часть может звучать нечленораздельно.

НО это не работа по лексическим темам (Овощам, фруктам и т.п.) Опять же из примера с иностранным языком. Изучаем много слов, но говорим ли на иностранном!

Поэтому мы должны управлять словами и употреблять их!

4 период. Появляются 4хсложные конструкции, преодолевается «физиологическое косноязычие», дифференцируются грамматические формы.

Поговорим о причинах и основах нарушения речевого развития!

• Речь – одна из самых молодых и сложных функций, является также самой уязвимой и часто нарушается при воздействии различных неблагоприятных воздействий.

• Вследствие структурно-функциональной связанности отделов головного мозга понимание речи и активная речь могут нарушаться (временно или более длительно) независимо от места поражения. При любом вредном воздействии на мозг чаще всего и сильнее страдает речь. Если есть локальные очаги то это компенсируется быстрее, а диффузное поражение сложнее. Нужно искать и неврологов и других специалистов, чтобы воздействовать комплексно!

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ:

Все неблагоприятные факторы можно условно разделить на две группы: биологические и социальные К биологическим факторам, оказывающим влияние на формирование речевой функции, относятся:

Генетические факторы, которые могут вызывать различные аномалии и пороки развития головного мозга.

Наследственная предрасположенность, которая может обуславливать более медленный темп развития речи из поколения в поколение в данной семье. Врождённые предпосылки нарушений речи проявляются редко. Наследственно могут передаваться лишь особенности анатомического строения органов речи, особая структура участков мозга, повышенная или пониженная возбудимость нервной системы.

Почему у ребенка 3ка по русскому языку? А у родителей тоже выше 3ки не было! Поэтому наследственно передается строение артикуляционного аппарата, тип ВНД.

1) Внешние повреждающие воздействия в период беременности: инфекции, вирусные и хронические заболевания матери (краснуха, корь, грипп, паротит, герпес, цитомегаловирус, диабет, алкоголизм и др.); токсикозы, несовместимость матери и плода по резус-фактору, преждевременная отслойка плаценты и т.п.

Гипоксии и асфиксии к которым чувствительны речевые зоны!

2) Повреждающие воздействия в период родов: затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, акушерские манипуляции и т.д.

3) Воздействие неблагоприятных факторов в первые годы жизни ребёнка: травмы мозга, нейроинфекции, длительные хронические заболевания, нарушения питания.

Если у ребенка осложненный анамнез, то не говорить подождите, а дать рекомендации специалистов и рассказать о речевом режиме. Зарядить как Катюшу по полной! А то придет в 4 года, а мы спрашиваем где они были раньше.

• 4. Фактор пола: мальчики менее устойчивы к воздействиям неблагоприятных факторов, речевые нарушения чаще возникают у лиц мужского пола.НО у девочек если нарушения возникают, то часто бывают более тяжелые.

Что обуславливает разнообразие речевых нарушений в проявлениях и времени возникновения у разных детей?

Почему у одного так, а у другого другой набор. Почему у одного есть динамика, а с другим никак. Горько видеть когда приходят от логопеда и говорят делаем гимнастику. Но этого ребенку недостаточно. Нужно более глубоко понимать детей и индивидуально подходить!

Особенности состояния нервной системы ребёнка, здоровье и зрелость значимых для речи зон мозга. У всех по-разному!

Тип высшей нервной деятельности: у детей с сильной н.с. (сангвиников и флегматиков) при нормальном речевом окружении речь развивается без отклонений от возрастных норм; при повышенной возбудимости (холериков) речевые рефлексы недостаточно устойчивы, речь поспешная с неравномерным ритмом и интонацией. У детей со слабой н.с. (меланхоликов) речь слабая, тихая. Это вы можете почерпнуть в книгах Хватцева!

Качество речевого окружения, организованное или неорганизованное воздействие на развитие ребёнка. Поинтересуйтесь что делают дома родители! Нужно приложить усилия, сам по себе не разговориться! Само по себе будет, но не так как нам хотелось бы! Это не значит что если состоятельная семья и куча бабушек, то хорошо, У них иногда заучиваются стихи вплоть до заикания! Лучше бы этого не делали.

Обратная реакция ребёнка на развивающие воздействия, обусловленная особенностями индивидуального развития психики (внимания, памяти, мышления).

Вот вам материал для родительского собрания! Умеренно запугать и пояснить варианты развития. Пусть понимают, что у всех детей будут разные результаты. И отдача будет разная, так как у всех разные исходные данные. Я один логопед, у меня одни, руки, один язык, а

Что такое логопедическое воздействие?Это три составные части: логопед с его компетенциями, родители и отдача ребенка.

Наши рекомендации