Коммуникативные барьеры

Возникновение барьера понимания может быть вызвано целым рядом причин как психологического, так и иного порядка. Он может возникать из-за погрешностей в процессе передачи информации. [...] Феномен фонетического непонимания появляется в результате использования коммуникатором невыразительной, быстрой речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов. [...] Существуют также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов. И когда, скажем, летчик или танкист слышит в театре слова: «Подать экипаж!» — то это может вызвать у них легкое недоумение, так как в пьесе речь идет о карете, а они представляют себе людей, управляющих машиной. [...]
Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Так, например, если спросить малыша, почему кораблик, который он пускает в тазу, плавает, он ответит: «Потому, что он красный» или «Потому, что он мой». В данном случае говорят о детской логике. Можно говорить о существовании женской и мужской психологической логики и т. д.
Нередко причиной барьера понимания могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различному объяснению тех или иных понятий. Говоря о социальных различиях, можно вспомнить поговорку: «Сытый голодного не разумеет». Политическое непонимание лучше всего демонстрирует Государственная дума, где каждый закон подолгу обсуждается представителями разных партий и иногда так и не принимается. Религиозные войны в Ирландии, Турции, Афганистане и пр. говорят о том, что люди, исповедующие разные религии, также испытывают трудности в общении друг с другом:
[...] Представьте, если одну и ту же информацию вы услышите от вашего друга, от вашего отца или от директора школы. В каком случае вы быстрее сделаете то, что вам было предложено? Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего в глазах слушающего. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. В некоторых случаях говорят о барьерах отношения. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется и на передаваемую им информацию.
Коммуникативные барьеры - student2.ru Вопросы и задания: 1) Какие виды барьеров в общении указаны в тексте? 2) Какие из них в большей мере связаны с передачей, а какие — с приемом информации? 3) Какие из указанных барьеров вы считаете наиболее существенными для непонимания при обмене информацией? 4) Сформулируйте самостоятельно правила общения, которые помогут преодолению коммуникационных барьеров.

1 Один из народов Севера.
2 От cognitio — знание, познание и dissonans — отсутствие гармонии, несоответствие, противоречие чему-либо, разлад.

§ 32. Общение как взаимодействие

Вспомните:  
  что такое межличностные отношения? Какие виды межличностных отношений существуют? Что составляет специфику межличностных отношений? Какую роль в межличностном взаимодействии играют эмоции?
     

Общение не ограничивается обменом информации. Можно представить себе, что происходит, когда несколько человек сообща осуществляют какую-либо деятельность. Например, нескольким ученикам поручено сообща провести уборку класса. Кто-то из них отлынивает, кто-то приносит воду для мытья пола, кто-то протирает пыль, а кто-то ухаживает за комнатными растениями. В этом случае общение между участниками в процессе совместной деятельности выступает как межличностное взаимодействие, или интеракция (от inter — между и action — действие).
В науке существует ряд теорий, которые по-разному объясняют суть межличностного взаимодействия. Так, сторонники теории обмена полагают, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможное вознаграждение и затраты. При этом вознаграждение далеко не всегда понимается как материальное, а затраты — не только физические или ресурсные. Другая теория рассматривает поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира в зависимости от значений, которые им придают люди. Существует теория, которая ситуацию социального взаимодействия рассматривает как подобие драматического театра, в котором актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления о себе. По теории психоанализа на межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние представления, усвоенные в раннем детстве, и конфликты, пережитые в этот период жизни.

ДВЕ СТОРОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Процесс взаимодействия, или интерактивная сторона общения, включает два компонента: внешний и внутренний. Внешний компонент представлен своеобразным регламентированным порядком действий в каждой конкретной ситуации. Можно даже говорить об этикете общения.
Второй компонент относится к психологической стороне взаимодействия. Дело в том, что, вступая во взаимодействие, люди удовлетворяют ряд потребностей, связанных с поддержанием их психического равновесия. Есть такие потребности, которые могут быть удовлетворены только вместе и посредством других людей. Нередко эти потребности не осознаются, поскольку кажутся абсолютно естественными. Тем не менее их удовлетворение требует расхода психической энергии.
К числу таких потребностей относится, например, потребность в определении своей социальной принадлежности и статуса. Стоит людям собраться вместе, как они различными способами обозначают свой статус и принадлежность к той или иной группе. Вам наверняка приходилось наблюдать, что в любой компании люди располагаются относительно друг друга определенным образом, выражают общность интересов и позиций взглядами, жестами, определяют свою близость или отдаленность друг от друга. Вспомните мудрую детскую сказку Г.-X. Андерсена о гадком утенке. Впервые попав на птичий двор, утята-дети сразу увидели, что главной здесь является утка с красной тряпицей на лапе. Именно ей предстояло понравиться всему выводку. Именно перед ней заискивали все участники смотрин. Именно она, заметив, что один из утят слишком велик и неуклюж, предложила его переделать. Потребность в определении принадлежности к себе подобным реализуется именно во взаимодействии.
Другая потребность, связанная с взаимодействием, — потребность в поддержании хороших отношений. Если такие отношения не складываются, человек испытывает психологический дискомфорт. Вот почему взаимодействие может рассматриваться как серия ритуальных действий, служащих сигналами добрых намерений человека по отношению к другим людям.
В процессе общения люди вступают в бесконечное количество разного рода взаимодействий.
По мнению одного из исследователей, взаимодействие представляет собой систематическое, устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнера, при этом вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.
Можно представить взаимодействие как процесс, который складывается, с одной стороны, из физического контакта, совместного перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия и, с другой стороны, из духовного контакта, выраженного в вербальной или невербальной форме.
Нельзя не учитывать вместе с тем, что совместная деятельность в процессе общения находится в прямой зависимости от уровня информационного, а в определенном смысле и духовного контакта между людьми. Недаром принято говорить об эффективном общении, что люди понимают друг друга без слов, действуют слаженно, как один человек.
Все многообразие проявлений взаимодействия людей в процессе общения можно представить как кооперацию или конкуренцию. В первом случае в процессе общения происходит координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование этих сил). Без кооперации вряд ли возможно успешное взаимодействие. В самом деле, невозможно представить себе полноценного общения партнеров, каждый из которых молчит, не проявляет активности. Как невозможно аплодировать одной рукой, так и в общении реальных индивидов необходимы действия обоих.
Вы, возможно, знакомы с понятием конкуренции в экономике. В отличие от конкуренции в экономике конкуренция в общении так или иначе расшатывает совместную деятельность, представляет собой определенные препятствия для взаимодействия. Наиболее ярко конкуренция как тип взаимодействия проявляется в своей крайней форме — конфликте. Подробнее о конфликте речь впереди. Но вы сами легко припомните случаи, когда общение затруднено или вовсе блокировано из-за того, что участники взаимодействия поссорились.
Для того чтобы представить общение как успешное взаимодействие, стоит рассмотреть, что такое психологическая совместимость.

СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

В процессе совместной деятельности разные люди ведут себя по-разному. Одни успешно работают в относительном одиночестве — им мешает присутствие коллег, общение отвлекает от работы. Другие могут хорошо выполнять свою работу только в сотрудничестве. Некоторые способны на эффективную деятельность, лишь подчинив себе окружающих, — общение в этом случае помогает установить диктат. Существуют и другие стратегии в процессе общения. Эти стратегии зависят от психологической совместимости партнеров по общению или иной деятельности. Под психологической совместимостью понимается такое сочетание коммуникативных партнеров, при котором одни максимально дополняют других. При общении психологически совместимых партнеров или вовсе отсутствует напряжение, или же оно сравнительно легко преодолевается.
Исследования показали, что наиболее совместимыми оказались люди, которые имеют высокую потребность в общении. Особенно важным это качество оказалось на первом этапе взаимодействия, когда контакт только устанавливался.
Любопытно, что психологическая совместимость может возникать как при сходстве тех или иных качеств личности (общительный с общительным, эмоциональный с эмоциональным), так и при их противоположности (сильный — слабый).
Психологами выявлены социальные качества людей, которые наиболее ярко проявляются при взаимодействии с другими людьми и влияют на эффективность общения. Рассмотрим некоторые из них.
Участники общения могут рассматриваться как доминантный и недоминантный собеседник. Доминантный собеседник, если испытывает потребность обратиться к партнеру, не слишком заботится о том, уместно ли это, не помешает ли, поймут ли его. Ему присуща подсознательная уверенность в том, что именно он решает, вступать ли во взаимодействие, отвечать ли на обращение или просьбу. Обычно это человек напористый, жесткий. Он легко перебивает собеседника, но при этом болезненно реагирует, если перебивают его. Если он что-либо объясняет, то буквально «втолковывает». Если выслушивает — непременно задает уточняющие вопросы. Одним словом, он лидирует в общении. Не всегда такая манера общения оказывается приятной. Для полноценного общения с таким собеседником стоит держаться спокойно и уверенно. Но не стоит пресекать или высмеивать его манеру или словесные приемы. Важно помнить, что умный доминант весьма ценный партнер по взаимодействию: он умеет принимать на себя ответственность. Наделенные благородством и великодушием, такие партнеры по общению нередко становятся любимцами в своей среде.
Противоположный описанному выше типу партнера по общению чаще всего застенчив, чуток к внешним признакам силы собеседника, нерешителен. Для того чтобы взаимодействие с ним состоялось, нужно помнить, что его лучше чаще хвалить, подбадривать, поощрять. Исходя из того, что недоминантный собеседник склонен перекладывать ответственность на других, уместно дать ему почувствовать, что он сам в состоянии принять решение.
Другая пара противоположностей в общении — мобильные и ригидные собеседники. Первые с легкостью переключаются на общение от любых других занятий, контактны, хотя легко отвлекаются. Речь такого собеседника быстра, даже тороплива, мимика переменчива. В разговоре он часто перескакивает с одной темы на другую. Если с таким собеседником решается проблема, ему приходят в голову десятки версий, которые, впрочем, легко сменяются другими. Очевидно, что для успешного взаимодействия с таким партнером важно помочь ему сосредоточиться на выбранной стратегии совместного действия.
Совсем иное дело — ригидный собеседник. В беседу он включается не сразу, ему нужно время, чтобы прежде обдумать, составить план своих действий. Он, как тяжелый маховик, постепенно набирает обороты, а набрав их, проявляет основательность. Слушатель он обычно идеальный, говорит вдумчиво, старается подобрать наиболее точные слова, не любит, когда его перебивают. Если он обидится, отходит не скоро. Для нетерпеливого человека общение с таким партнером достаточно утомительно. Однако, если знать особенности такого партнера по взаимодействию, их можно успешно использовать, стоит лишь не лениться повторить еще раз то, о чем вы договорились, не раздражаться и не торопиться завершать начатый разговор, пока партнер не уяснит себе самое главное.
Экстраверты и интроверты (от лат. extra — вне, intro — внутрь, versio — поворачивать, обращать) также различаются в общении при взаимодействии. Экстраверт весьма расположен к общению. Не имея возможности поговорить, он скучает. Ему нужен любой партнер, он уверен, что люди всегда могут понять друг друга без труда. Иногда его дружелюбие поверхностно, не слишком стойко. Чтобы привлечь внимание, он способен на экстравагантные поступки, высказывания, внешние проявления (детали одежды, прическа и т. п.). Чаще всего совместная деятельность с таким человеком протекает легко и непринужденно, обид он не помнит, «камня за пазухой не держит».
Интроверт, напротив, не склонен к внешней коммуникации. Ему часто кажется, что его не поймут (его и действительно иногда трудно понять, потому что он как бы ведет внутренний разговор с собой). Многие интроверты кажутся окружающим странными. Им иногда легче выучить план города, чем спросить дорогу.
Конечно, в реальном взаимодействии партнеры по общению нередко предстают как нечто среднее между этими идеальными типами, несут в себе черты тех и других. Однако, для того чтобы общение проходило как успешное взаимодействие, полезно иметь в виду, что нужно учитывать психологические особенности участников общения, стремиться понять другого, стать на место другого.

ОБЩЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Особенно остро ощущается потребность в общении в юношеском возрасте. Именно в этом возрасте окончательно происходит переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Такая потребность возникает раньше и с возрастом усиливается. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым. Сохраняет свое значение общение и в юношеском возрасте.
Почему же интерактивное общение со сверстниками так важно для юношества? Во-первых, это очень важный специфический канал информации, который дает возможность подросткам и юношам узнать многие необходимые сведения, не сообщаемые взрослыми.
Во-вторых, в совместной со сверстниками деятельности вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения строятся на равных, а статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой. В общении со сверстниками постоянно приходится доказывать свою привлекательность, необходимость группе.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание принадлежности к группе, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей — это вопрос, который имеет решающее значение для самоуважения в этом возрасте.
Общение в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в стремлении освободиться от контроля старших. Однако оно может действовать и в отношениях со сверстниками.
Исследователи отмечают, что в переходном от подросткового к юношескому возрасте меняются представления о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Оказалось, что от подросткового возраста к юношескому число положительных суждений об одиночестве растет, а негативных — уменьшается. Если подросток боится остаться один, то юноша часто ценит уединение. Усиливается потребность не только в социальной, но и в пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства, стремлении иметь собственную комнату. Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, тем сильнее у него потребность и способность быть одному. Как утверждал поэт, только в тишине собственной души человек осознает глубокий смысл своего личного бытия.
От спокойного, умиротворенного уединения следует отличать мучительное и напряженное одиночество (тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятости, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости).
Как показывают данные опросов, подростки и юноши значительно чаще людей старшего возраста чувствуют себя одинокими и непонятыми. Массу писем на эту тему получают молодежные газеты и радиостанции: «У меня стоит телефон, но он постоянно молчит, а так хочется слышать знакомый голос, знать, что ты кому-то нужен...»
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения со сверстниками, среди которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значительности.
Напряженную потребность в общении некоторые исследователи даже считают ведущей деятельностью юношеского возраста. Острая потребность в общении превращается у многих ребят в непобедимое чувство: они не только дня, но одного часа не могут пробыть без своей, а если своей нет — какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.
При сходстве внешних проявлений социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в принадлежности к группе, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий в ней черпает недостающие информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются. Подробнее о группах речь пойдет впереди.
Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть «грубо и зримо».
Страстное желание быть «как все» (а «все» — это исключительное «свои») распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Такое противоречие — когда индивидуальность утверждается через единообразие — может тревожить юношей.
Тем не менее это единообразие тщательно поддерживается, и тому, кто рискует бросить ему вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести.
Самая распространенная коммуникативная трудность подростков и юношей — застенчивость. Особенно тяжело переживают ее юноши, поскольку застенчивость считается «немужским» качеством. Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки и юноши используют целый ряд специфических хитростей.
Во-первых, будучи постоянно озабоченными собой и предполагая, что другие разделяют эту их озабоченность, они обычно действуют в расчете на некую воображаемую аудиторию. Во-вторых, преувеличивая свою уникальность и особенность, подростки часто создают себе «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий.
Подростковое и юношеское общение часто является напряженным, неестественным, имеет двойной план. Это проявляется даже в житейских ситуациях. Например, телефонный разговор для старшеклассника не просто обмен информацией, но и способ самоутверждения; поэтому очень важно, сколько бывает звонков, кто кому звонит первым и т. п. Чтобы преодолеть неуверенность в себе, подростки специально отрабатывают технику того, как «срезать», «отбрить» собеседника, проверяя ее на людях, к которым не питают никакого зла и которые ничем не провоцируют подобное поведение.
Вынужденный поддерживать свой «личный миф», подросток или юноша нередко сам запутывается, проявляет на первый взгляд немотивированную ложь или немотивированную жестокость.

ФОРМЫ ЮНОШЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Для юношеского общения типичен интерес к интимно-личностному, стихийно-групповому и социально ориентированному общению.
Первая из названных форм общения предполагает взаимодействие, основанное на личной симпатии, привязанности, близости интересов, взглядов, ценностей (по формуле «я и ты»). Именно в юношеском возрасте люди активно стремятся найти близкого по духу человека, который поймет, который поддержит, придет на помощь в случае необходимости. Дружба, привязанность, влюбленность — все эти виды межличностного взаимодействия для юношеского возраста представляют безусловную ценность, а их отсутствие воспринимается как одиночество, предмет глубоких переживаний.
Стихийно-групповое общение обычно происходит по формуле «я и случайные они». Оно чаще всего носит характер контактов с приятелями, которых легко меняют на других. Что касается содержания взаимодействия при этой форме общения, то оно состоит в проведении досуга, необязательных встречах («тусовках»), посещении дискотек, кино, «гулянии» по улицам, а на самом деле часто бесполезном времяпрепровождении во дворе или на улице. Несмотря на то что такая форма общения вызывает неприятие многих взрослых, молодым людям она доставляет удовольствие и нередко заменяет интимно-личностное общение. Однако социологи отмечают, что при количественном преобладании стихийно-группового общения среди молодых людей доминирует тяга к более тесным контактам на личной основе. Во всяком случае, при проведении опросов выясняется неудовлетворенность необязательным характером и отсутствием ясной цели стихийно-группового общения.
По мере взросления предполагается включенность в социально ориентированное общение («я и общество»). Эта форма общения основывается на выполнении социально значимых дел, дающих личностный выход в более широкие общественные сферы. Примером такого общения может служить позитивная социальная деятельность, в которой человек может по-настоящему проявиться как самостоятельная и самоценная личность. Исследования психологов и социологов указывают на явный дефицит возможностей для молодых людей в сфере социально ориентированного общения, что приводит к замещению его стихийно-групповым общением со всеми его недостатками и негативными последствиями для полноценного формирования личности. Приведем типичное мнение молодого человека, отражающее ситуацию: «...Негде провести свободное время, кроме как во дворе или на танцах. Хочу, чтобы у меня было много-много друзей, но очень трудно найти настоящего друга. Мои одноклассники еще с шестого класса стали курить, потом выпивать, думая, что это делает их взрослыми... Скучно, иногда противно, но все вокруг такие». В этом признании сквозит как разочарование ситуацией, так и нежелание что-то менять, а вероятно, и отсутствие возможностей для этого.
К сожалению, современное общество с его нерешенными социальными противоречиями и объективными проблемами в сфере общения не всегда создает благоприятные условия для полноценного общения и взаимодействия.
Коммуникативные барьеры - student2.ru Основные понятия:общение как межличностное взаимодействие, кооперация, конкуренция, общение в юношеском возрасте.
Коммуникативные барьеры - student2.ru Термины:интеракция, доминантный собеседник, недоминантный собеседник, экстраверт, интроверт.

Проверьте себя

1) В чем заключается интерактивная функция общения? 2) Охарактеризуйте сущность кооперации в общении. 3) Чем опасна конкуренция в общении? 4) Какие качества человека способствуют взаимодействию в общении, а какие препятствуют? 5) В чем состоят особенности общения в юношеском возрасте?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Предложите несколько советов, которые помогут организовать интерактивное общение для группы, в которую входят:
— сверхобщительная девушка, которая терпеть не может разговоры о здоровье;
— застенчивый, ригидный спортсмен, у которого недавно была тяжелая травма;
— опытный массажист, но при этом доминантный собеседник;
— интроверт, плохо владеющий русским языком специалист по восточной медицине, которому непременно нужна практика.
Результаты своей работы обсудите, разбившись на группы (не более 5 человек). После проведения групповой дискуссии обсудите ее итоги в классе.
2. Проанализируйте с точки зрения интерактивной стороны общения следующую ситуацию, описанную А. П. Чеховым в рассказе «Тоска». Определите, какие факторы мешали, а какие способствовали общению. Имело ли место взаимодействие? Ответ аргументируйте.
У извозчика Ионы Потапова умер сын. Весь он полон своим горем, а поговорить не с кем, разве что седокам рассказать о нем... Интереса у седоков то, что хочет им поведать Иона, не вызывает. Так проходит целый день. «Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улиц: не найдется ли среди этих тысяч людей хоть один, который бы его выслушал?» Не находится. И поздней ночью, встав поглядеть лошадь, старик заговаривает с ней:
«— Так-то, брат, кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?
Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина... Иона увлекается и рассказывает ей все...»
3*. Выполните следующее упражнение.
Представьте, что ваш дом занесло снегом. Все выходные ни с кем не удастся пообщаться, и помощь придет не раньше понедельника. Вы один, и никаких запланированных заранее дел у вас нет. Представьте, каким образом эти дни можно провести с пользой. У вас нет ни телевизора, ни радио, ни телефона, но есть достаточное количество еды, книг, бумага и ручка, все бытовые удобства.
Составьте план своего времяпрепровождения. Какое место в нем будет отведено взаимодействию? Кто или что может рассматриваться как партнер по взаимодействию в данном случае?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из книги А. Батаршева.

Наши рекомендации