Как в психодинамической и сценарной теориях объясняется выбор профессии личностью?
Представители психодинамического направления, теоретической основой которого являются работы 3. Фрейда, рассматривают вопросы детерминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из признания определяющего влияния раннего детского опыта на всю последующую судьбу человека. Профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение субъекта объясняются ими как обусловленные структурой складывающихся в раннем детстве потребностей; опытом ранней детской сексуальности: сублимацией как общественно-полезным смещением энергии основных влечений человека и как процессом защиты от заболевания из-за фрустрации основных потребностей; проявлением комплекса маскулинности у женщин и зависти к «материнству» у мужчин, комплекса неполноценности. Рассмотрим эти факторы подробнее.
Отдельные потребности, сформированные в 5—б-летнем возрасте (особенно те из них, которые были фрустрированы в детстве родителями), фиксируются на предметах, которые могут быть поставлены в соответствие с предметами профессиональной деятельности. Например, оральная агрессия может реализоваться непосредственно при работе с гаечным ключом или при манипулировании словами; потребность доминирования — в работе продавца, уретральные потребности — в профессиях мореплавателей; от активной страсти к подглядыванию, формирующейся на аутоэротических стадиях сексуального развития, ответвляется страсть к познанию, а от пассивной мазохистской стадии — стремление к положению художника или артиста.
Для сублимации как объяснительного механизма профессионального выбора характерны некоторые закономерности. Она имеет индивидуальные вариации, присуща многим людям в незначительной степени, не может полностью заменить подлинного удовлетворения основных потребностей, более эффективна для реализации сексуальных влечений по сравнению с влечением «мортидо» (деструктивных агрессивных влечений) и более эффективна для карьеры мужчин, чем для женщин. Феномен «зависти девочек к пенису» (под ним понимается главный элемент женской сексуальности, который возникает в детстве при обнаружении анатомического различия между полами и определяет черты женского характера в дальнейшей взрослой жизни), комплекс маскулинности (т.е. определенные черты женского характера, свидетельствующие о зависти к пенису) приводят к идентификации с отцом и в дальнейшем к выбору профессии, соответствующей профессии отца, или к выбору такого профессионального занятия, в котором есть постоянная необходимость соревнования с другим полом. Влияние этого комплекса проявляется в профессиональной карьере, в жизни как практически здоровой, так и невротической женщины и объясняется в первую очередь сложившимися в данном обществе культурно-историческими традициями рассмотрения женского идеала. К. Хорни рассматривает в качестве объяснительного механизма карьерных достижений мужчин их зависть к материнству, считая, что зависть к материнству — одна из движущих сил, побуждающих мужчин к созданию культурных ценностей и к сверхкомпенсации в различных карьерных достижениях.
В концепции А. Адлера чувство неполноценности рассматривается как реакция на проявившийся еще в детстве органический, морфологический или функциональный недостаток; порожденное этой реакцией чувство неполноценности требует в качестве компенсации усиления чувства собственного достоинства, стремления к превосходству. Неполноценность и превосходство понимаются Адлером как универсальные и общие условия, управляющие поведением человека и стимулирующие его здоровое развитие. Свойственное отдельным людям преувеличенное чувство неполноценности, ставшее своеобразным способом избегания жизненных трудностей, обозначаются Адлером как комплекс неполноценности. Чувство неполноценности и стремление к превосходству рассматриваются и как детерминанты поведения, и как факторы, влияющие на выбор профессии и обусловливающие преимущественное развитие определенных способностей, например артистических, художественных, кулинарных. Содержание (важные жизненные события) и форма (преимущественно визуальные или двигательные воспоминания) ранних впечатлений детства определяют стиль жизни человека и в этой связи наиболее пригодны для прогнозов профессиональных выборов взрослых.
Современные зарубежные исследователи считают, что события первых жизненных стадий развития человека причастны к его карьере, о чем свидетельствуют, например, данные о переносе межличностных образцов поведения в семье в рабочую среду (так, ФД Дорн называет саму работу «просто напряженной семейной драмой»). Психодинамическое направление реализуется в консультировании, фокусированном на представлениях клиентов об их личном опыте и переживаниях, имеющем цель — найти личностно соответствующие профессиональные возможности для развития темы жизни клиентов и личностного роста посредством работы.
Сценарная теория выбора профессии и карьерных достижений, развиваемая с середины 50-х гг. американским психотерапевтом Э. Берном, объясняет содержание профессионального выбора строением личности субъекта и доминированием одного из состояний-Я (Родителя, Взрослого, Ребенка). Под состоянием-Я понимаются различные состояния сознания и образцы поведения, которые этому состоянию соответствуют и открываются непосредственному наблюдению. В терминологии структурного анализа, человек счастлив, когда важнейшие аспекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом. Но для профессиональной карьеры важна способность людей к изоляции Родителя, Взрослого и Ребенка, чтобы позволить каждому из них выполнять свои функции. Для некоторых людей доминирующие состояния-Я становятся главной характеристикой их профессии: военные, домохозяйки, политики, президенты компаний, учителя, священнослужители — это в основном «Родители». Диагносты, экономисты, физики, химики, математики входят в группу «Взрослые». Рабочие конвейерного производства, спортсмены, клоуны — это «Дети».
В сценарной теории утверждается, что в важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) большинство людей руководствуется сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определяющим поведение взрослого человека. В сценарии представлены важнейшая мотивировка жизненных решений, готовая жизненная цель и предсказуемость жизненного итога, приемлемый способ структурирования времени и готовый опыт родителей. Люди, имеющие сценарный аппарат, имеют и свои независимые побуждения — это зримые представления о том, что бы они сделали, если бы могли делать то, что им хочется делать.
Согласно сценарной теории, человек, полностью руководствующийся сценарием, не является субъектом построения карьеры и карьерных достижений. Общая схема сценарного выбора карьеры человека такова. При построении карьерного плана индивида решающее (мотивирующее) воздействие исходит от «Ребенка» родителя противоположного пола. «Взрослое» состояние-Я родителя того же пола дает человеку образцы, программу поведения. «Родительские» состояния двух родителей (матери и отца) наделяют человека «рецептами», правилами и предписаниями поведения, которые составляют антисценарий человека. Сценарная теория утверждает, что сценарий, скорее всего, влияет на профессиональные выборы мальчиков.
Для того чтобы имели место «хорошие» карьерные сценарии, необходимо выполнение ряда условий: родители должны желать передать, а ребенок должен быть готов, предрасположен к принятию этого сценария; у ребенка должны быть развиты соответствующие сценарию способности; его жизнь должна содержать события, не противоречащие содержанию сценария; оба родителя должны иметь собственные сценарии «победителей» (их собственные сценарии и антисценарии должны совпадать).
Сценарная теория рассматривает возможные негативные сценарии для последующей карьеры человека: жесткое половое предпочтение родителей при воспитании ребенка; очередность рождения ребенка в семье и наличие братьев и сестер; компенсация родительских профессиональных неудач; продолжение в профессиональной судьбе ребенка родительских карьерных намерений; запретительство превышения ребенком родительских профессиональных достижений; сценарий приравнивания профессиональных достижений женщин к потере ими женственности; сценарий воспитания родителями «вундеркинда» и др.
Современные исследования подтверждают влияние образцов карьерного поведения отца и матери на представления ребенка о мире профессий, в частности особо значимо влияние образовательного уровня матерей на профессиональные выборы детей. Так, дети матерей с неполным средним образованием выбирают профессии, связанные со спортом, армией, МВД, кооперативной и индивидуальной трудовой деятельностью, социальными услугами, торговлей. Дети матерей с высшим образованием стремятся приобрести профессии из сферы здравоохранения, науки, экономики, образования, производства.
Итак, общим для психодинамической и сценарной теорий является установление решающего значения опыта раннего детства в выборе профессии и построении карьеры. Различия в анализируемых теориях обнаруживаются по вопросу содержания этого опыта. Согласно психодинамической теории, выбор профессии предопределен установившейся в раннем детстве структурой зачастую неосознаваемых потребностей, которая делает взрослую личность не только зависимой от прошлого опыта, но и ставит под сомнение возможности ее развития. Согласно сценарной теории, выбор профессии предопределен опытом родителей, воплощенным в готовых жизненных планах, передаваемых ребенку. Из теорий следует важный психолого-педагогический вывод: несубъектность профессионального выбора ограничивает проявления индивидуальности, активности личности, может превратить ее карьеру в источник невротических и психосоматических нарушений.
Список литературы
Адлер А. Наука жить. Киев, 1997. С. 49—70.
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб., 1991. С. 77-79.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.
С. 338-351.
Л.Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993. С. 82—98, 247-256.
Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991. С. 369—385.
Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990. С. 372—373.
ХорниК Женская психология. СПб., 1993. С. 26—53.