Ключевые слова: Лурия истощаемости внимания запоминания
Тест «Долговременная память»
Цель работы.Определение объема кратковременной и долговременной памяти.
Контрольные задачи. Определить объем кратковременной и долговременной памяти у каждого студента учебной группы путем определения числа запомнившихся слов после каждого из пяти зачитываний исследователем 20 текстовых слов.
МЕТОДИКА 1. Заучивание 20 текстовых слов.
Ход работы:Экспериментатор зачитывает 20 слов. Не должно быть слов, которые обозначают предметы, окружающие испытуемого в данный момент. Испытуемый воспроизводит письменно слова после каждого зачитывания в любом порядке (закрывая результаты предыдущего воспроизведения).
Оценка кратковременной памяти.Для оценки памяти рекомендуется построить график. На оси ординат откладывается число запомнившихся слов, по оси абсцисс – число повторений. Если к 5-му зачитыванию испытуемый запомнил 20 слов – удовлетворительно, если к 3-му – хорошо. Если число слов нарастает и к третьему зачитыванию устанавливается максимум, то это означает, что психической истощаемости не отмечается. Если испытуемый воспроизводит мало слов и после 2 – 4 повторений количество их уменьшается, то это свидетельствует об истощаемости. Вплетение лишних слов расценивается как один из признаков ослабления психической деятельности.
МЕТОДИКА 2. Производится запоминание и воспроизведение текста со смысловой связью.
Проверка долговременной памяти.Примерно через 0,5 часа просят повторить эти слова. Воспроизведение 2/3 слов удовлетворительно. Затем проводится воспроизведение текста со смысловой связью. Сравнивают это воспроизведение сразу после зачитывания и через 0,5 часа с запоминанием 20 слов без смысловой связи
В протоколе и на классной доске в виде таблицы записывают результаты исследования у различных испытуемых и делают вывод об индивидуальных различиях памяти и значении ассоциативной (смысловой) памяти у человека.
Анализ результатов проведенной работы.Результаты опыта запишите в виде протокола. Сформулируйте выводы из приведенных лабораторных исследований, сделайте резюме.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ 1. 20 предлагаемых слов и их порядковые номера.
Закройте текст, на листике напишите слова с их порядковыми номерами.
1. Украинец 2. Экономика 3. Каша 4. Татуировка 5. Нейтрон 6. Любовь 7. Ножницы 8. Совесть 9. Глина 10. Словарь | 11. Масло 12. Бумага 13. Пирожное 14. Логика 15. Стандарт 16. Глагол 17. Прорыв 18. Дезертир 19. Свеча 20. Вишня |
Продуктивность запоминания вы сможете вычислить по формуле:
количество правильно воспроизведенных слов | х 100 % |
количество предлагаемых слов |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ 2. В течение 60 секунд прочитайте тест. В нем выделены жирным шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.
В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход «Титаник»,шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулсяв тумане с плавающей ледяной горой – айсбергом.1)Получил пробоину и стал тонуть.2) «Спустить шлюпки!» - скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно.3)Их хватило только на половину пассажиров. Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса», -раздалась вторая команда. 4) Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду.5) Вот началась посадка в последнюю шлюпку.6).И вдруг к сходням кричабросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом. 7) Расталкивая женщин и детей, он пытался вскочить в шлюпку.8)Послышался щелчок – это капитан выстрелил из пистолета. 9) Трус упал на палубу мертвый.10) Но никто не оглянулся в его сторону.
Формула:
количество правильно воспроизведенных мыслей | х 100 % |
количество выделений в тексте |
Сложив цифры, полученные по двум методикам, а затем разделив сумму на два, вы узнаете среднюю продуктивность запоминания. 90–100 –отличный результат; 70-90 – очень хороший результат; 50-69 – хороший; 30-49 – удовлетворительный; 10-29 – плохой; 0-9 – очень плохой.
Ключевые слова: текстовых слов напишите слова
Методика «Смысловая память»
СЕРИЯ А
Материал.Пары слов для запоминания: кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сено, книга – учить, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.
Ход опыта.Испытуемым зачитывают слова. Они должны постараться запомнить их попарно. Затем экспериментатор прочитывает только первое слово каждой пары, а испытуемые записывают второе.
При проверке медленно читают пары слов. Если второе слово записано правильно, то ставят знак «+», если неправильно или вообще не записано – ставят « - ».
СЕРИЯ Б
Материал.Пары слов для запоминания: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, колокольчик – память, голубь – отец, лейка – трамвай, гребенка – ветер, сапоги – котел, замок – мать, спичка – овца, терка – море, салазки – завод, рыба – пожар, тополь – кисель.
Ход опыта.Характер предъявления и проверка такие же, как и в серии А. После проведения опыта сравнивают количество запомнившихся слов по каждой серии и испытуемые отвечают на вопросы: «Почему хуже запомнились слова серии Б? Пытались ли установить связь между словами серии Б?»
Обработка результатов.По каждому опыту требуется подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Результаты занести в таблицу:
Объем логической памяти | Объем механической памяти | ||||
Кол-во слов первого ряда (а1 ) | Кол-во запом- нившихся слов (b1 ) | Коэффициент логической памяти | Кол-во слов второго ряда (а2 ) | Кол-во запом- нившихся слов (b2 ) | Коэффициент механической памяти |
С1 = | b1 | С2 = | b2 | ||
а1 | а2 | ||||
Вывод.Для успешности запоминания надо включить материал в систему, которая отражает объективные связи.