Группа 3. Механизмы, обеспечивающие прогнозирование поведения партнера по общению

Термин «атрибуция» означает «приписывание свойств, признаков».

Каузальная атрибуция – это феномен, который позволяет приблизиться к пониманию механизмов взаимопонимания, понять каким образом люди интерпретируют поведение другого человека, если не обладают о нем достаточной информацией.

Основные теоретические представления о каузальной атрибуции были сформулированы Ф. Хайдером.

В изучении атрибуции сформировалось два направления.

Первое направление– интерпретация поведения отдельного индивида. Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток «рядового человека», «человека с улицы» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей:

1) от степени уникальности или типичности поступка. Типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин;

2) от степени его социальной «желательности» или «нежелательности». Под социально «желательным» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально «нежелательное» поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.

У каждого человека есть свои привычные, любимые схемы причинности, то есть привычные объяснения чужого поведения. Г. Келли выделил три таких типа:

– личностную атрибуцию – причина приписывается лично совершающему поступок (сокурсник сдал экзамен на «5», потому что у него высокие умственные способности),

– объектную атрибуцию – причина приписывается тому объекту, на который направлено действие (сокурсник сдал экзамен на «5», потому что ему попался легкий билет; ваза упала, потому что плохо стояла);

– обстоятельственную атрибуцию – причина совершающегося приписывается обстоятельствам (сокурсник сдал экзамен на «5», потому что воспользовался шпаргалкой или преподаватель вовремя вышел из аудитории).

Люди склонны в поисках объяснения поступков других исходить из того, что поведение определяется чертами личности прежде всего.

Фундаментальная ошибка атрибуции заключается в том, что значение личностных черт переоценивается, а роль ситуации недооценивается.

Концепция «эгоцентрическое приписывание» – успех приписывается себе, а неудачи – обстоятельствам. А со стороны наблюдателя – наоборот.

Студент сдал экзамен на «5». Он объясняет это своими умственными способностями. Он же сдал экзамен на «2» – объясняет разным обстоятельствам: преподаватель был не в духе – завалил; билет попался именно, который не успел выучить.

Характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции.

Второе направление – это интерпретация поведения человека, основанная на значении его групповой принадлежности. Существует выраженное различие в приписывании тех или иных причин «своим» и «чужим».

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний

1. В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от простого восприятия?

2. Какие механизмы социальной перцепции способствуют созданию образа партнера? Какие из них наиболее важны для психолога?

3. Что общего между эмпатией и идентификацией как механизмами социальной перцепции?

4. Почему межличностная аттракция выступает одним из ключевых факторов формирования и реализации межличностных отношений?

5. Прочтите отрывок из повести И.С. Тургенева «Ася». Выделите факторы (внешние и внутренние), вызвавшие взаимную привлекательность героев.

«…Чем больше я узнавал его, тем сильнее я к нему привязывался. Я скоро его понял. Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает. Быть художником … Без горького, постоянного труда не бывает художников … а трудиться, думал я, глядя на его мягкие черты, слушая его неспешную речь, – нет! трудиться ты не будешь, сжаться не сумеешь. Но не полюбить его не было возможности: сердце так и влеклось к нему. Часа четыре провели мы вдвоем, то сидя на диване, то медленно расхаживая перед домом; и в эти четыре часа сошлись окончательно …»

6. Найдите соответствие между факторами аттракции и приведенными ниже высказываниями.

1. фактор пространственной близости; 2. фактор сходства между партнерами по общению; 3. фактор выражения личного отношения к партнеру по общению; 4. фактор физической привлекательности партнера по общению. а) «Приятный человек – это человек согласный со мной»; б) «Люди любят тех, кто делает им добро и заботится о них»; в) «Красота – страшная сила»; г) «С глаз долой, из сердца – вон».  

7. Каковы основные «схемы причинности», т.е. привычные объяснения чужого поведения?

8. Практическое задание. Вы ездите на учебу в общественном транспорте. Приучите себя каждый раз, выбрав одного незнакомого человека, «угадывать» его профессию, общественное, служебное и семейное положение, биографию и т.д. Постарайтесь отдать себе отчет, что именно в его внешности, поведении, речи приводит вас к той или иной гипотезе. Попытайтесь вообразить это лицо улыбающимся, опечаленным, испуганным, насмешливым, нежным и т.д.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

3. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.

4. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. М., 2002.

5. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1988.

6. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие. М., 2006.

7. Куницына В.Н. Психологические механизмы человеческого взаимопонимания // Личность и коллектив. Курск, 1980.

8. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник дл вузов. СПб., 2003.

9. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. М., 1987.

10. Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы психологии. 1982. № 5.

11. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.

12. Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Саратов, 2006.

13. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.

ТЕМА 8.

Наши рекомендации