Современные модификации психоаналитической психотерапии
Вариации, вносимые в стандартно проводимые процедуры анализа, имели место на протяжении всей истории психоанализа. В некоторых случаях инновации приводили к отвержению неортодоксального аналитика (например, как это произошло с Вильгельмом Райхом или Фрицем Перлсом), и «еретик» становился основоположником какой-то новой терапевтической системы. В других случаях изменения выглядели как практическая необходимость, поскольку некоторые пациенты не могли выносить фрустрации, неизбежно сопутствующие длительному интенсивному анализу из-за слабости Эго или ограниченных финансовых ресурсов. Именно в связи с упомянутыми факторами получили распространение системы краткосрочной психодинамической терапии, с одной стороны, и современные психоаналитические направления в духе теории объектных отношений - с другой (см. следующую главу).
Критикуя традиционный психоанализ, Ф. Александер и Т. Френч (1946) утверждали, что хотя с помощью ортодоксального анализа были найдены фундаментальные объяснения развития личности и психопатологии, универсальность Эдипова конфликта не обоснована и, следовательно, психоанализ как терапевтический метод нуждается в более гибком приспособлении к индивидуальной психопатологии пациента. Классический длительный психоанализ, по мнению авторов, оправдан при работе с неврозами и характерологическими расстройствами, что же касается стрессогенных реакций и ситуационных невротических реакций средней тяжести, то прогресс в лечении может быть достигнут и в более сжатые сроки.
С целью доказательства необходимости инноваций в области психоаналитической процедуры и сеттинга Ф. Александер и Т. Френч исследовали 600 пациентов, прошедших краткосрочную психоаналитическую терапию продолжительностью от 1 до 65 сессий. Улучшение на фоне сокращенного курса терапии первоначально считалось невозможным, предпочтение отдавалось пролонгированному курсу стандартного анализа, длительность которого могла составлять 10 лет, с частотой 5 раз в неделю. Следуя принципу гибкости, психоаналитическая терапия, считает Александер, должна стать индивидуализированной и по процедуре проведения. Использование кушетки не является обязательным, терапия может проходить лицом к лицу. Беседа о текущих событиях, волнующих пациента, может сменяться свободными ассоциациями Трансферентный невроз можно развивать или его избегать. Медикаментозное лечение и практическое переустройство условий жизни включаются по необходимости. Терапевтические советы и рекомендации высказываются наряду с динамическими интерпретациями.
Сторонники краткосрочной динамической терапии считают, что поскольку ежедневные сессии способствуют развитию исключительной зависимости, чреваты пресыщением и превращением для пациента в рутинную необходимость, допустимы сессии с большими промежутками во времени. Как правило, частота сессий более интенсивна в начале терапии, с тем чтобы между клиентом и терапевтом могли развиться интенсивные эмоциональные отношения; затем сессии проводятся с промежутком, который кажется оптимальным для конкретного клиента. После достижения прогресса терапевт обычно прерывает лечение, чтобы дать клиентам шанс проверить их новые возможности и увидеть, насколько хорошо они могут функционировать без терапии.
Такие прерывания также подготавливают почву для более успешного окончания лечения. Перенос трактуется достаточно широко и считается неотъемлемой частью любой психоаналитической терапии, хотя глубина трансферных отношений контролируется.
Глубокий трансферентный невроз обычно объясняется длительностью стандартного анализа, поэтому при краткосрочной терапии не поощряется развитие трансферентного невроза. Негативный перенос может также осложнить терапию, и возможно его непоощрение при работе с определенными клиентами. Когда трансферентные взаимоотношения находятся под контролем и управляемы, а терапевт опирается на позитивный перенос в помощи клиенту, терапевтические улучшения наступают довольно скоро. Клиент с позитивным отцовским переносом, к примеру, с значительно большей вероятностью примет предложение терапевта развестись, если брак деструктивен, или сменит работу на более подходящую, чем клиент с негативным переносом.
Природа трансфера контролируется соответствующим использованием интерпретаций. Если терапевт решает, что нет необходимости развивать невроз переноса, или, возможно, тот даже вреден, интерпретации будут ограничиваться текущей ситуацией, поскольку интерпретация инфантильных невротических конфликтов поощряет регрессию и зависимость. Регрессия к ранним стадиям функционирования также может интерпретироваться как избегание конфликтов, происходящих в настоящее время. С учетом этого обращение внимания на события в прошлом, приведшие к нарушению функционирования, считается целесообразным только для прояснения мотивов иррациональных реакций в настоящее время. Психотерапевт также может контролировать перенос, позволяя себе быть в меньшей степени «проекционным экраном» и в большей степени человеком того типа, какого ожидают увидеть клиенты, когда они обращаются к кому-то за помощью со своими личностными проблемами.
Когда терапевт в большей степени «реален» для пациента, реакции невротического перенесения с большей очевидностью будут выглядеть несоответствующими конкретной ситуации и развиваться с меньшей вероятностью.
Контртрансферные реакции со стороны терапевта также могут способствовать формированию более эффективных терапевтических отношений. Постепенно к контрпереносу складывается толерантное отношение (см. следующую главу); не предполагается исключительно преодоление таких реакций за счет их анализа; более того, терапевт должен сознательно решить, какие реакции могут быть полезны для терапии, и выражать именно такие реакции. Например, если у клиента был крайне отвергающий отец, то, оставаясь «проекционным экраном», терапевт может побуждать негативный перенос, тогда как выражение принимающих установок может способствовать развитию сотрудничающих терапевтических отношений.
Развитие безопасных и доверительных терапевтических отношений показывает, станет ли возможным для клиента выражение чувств беспомощности, блокированных из-за ранних конфликтов с родителями. Открытое выражение таких эмоций и чувств, как гнев, эротические желания, зависимость, прежде находящихся под давлением защитных механизмов, ведет к терапевтическому успеху. С этих позиций корригирующему эмоциональному опыту придается не меньшее значение, чем осознанию, исключительную важность которого ортодоксальный анализ переоценивал.
Конечно, гибкость терапии не означает хаотического направления процесса или перекоса в ту или иную сторону. В идеальном случае в процессе терапии переживается корректирующий эмоциональный опыт, интегрируемый в сознательное Эго-функционирование через интеллектуальные инсайты по отношению к истории возникновения беспокоящих эмоций.
В последние два десятилетия идеи Александера были поддержаны и развиты новыми сторонниками краткосрочной психодинамической терапии. Лидеры в теории и практике этого направления: Л.Люборски (1984), Л.Люборски и П.Кристоф (1990); Д.Малан (1976а, 1976b); П.Сифнеос (1973, 1992); Х.Страпп и Дж.Биндер, (1984). По мнению этих авторов, от классического психоанализа развиваемый ими терапевтический подход отличается рядом общих черт: более строго очерченными временными рамками (продолжительность лечения может составлять от 12 до 50 сессий), фокусировкой на межличностных проблемах более, чем на интрапсихическом конфликте, активной и менее эмоционально нейтральной позицией терапевта. Несмотря на ряд отступлений от психоаналитического сеттинга, сторонники краткосрочной динамической терапии причисляют себя к наследникам психоанализа, использующим его основные психоаналитические принципы, включая анализ сопротивления, ценность интерпретации, важность создания сильного рабочего альянса. Они обращают также внимание на появлявшиеся в литературе данные о том, что проблемы оплаты лечения, тесно вплетенные в контекст терапевтических отношений, при долгосрочной терапии рискуют стать формой социоэкономического принуждения пациента.
Краткосрочная терапия требует внимания к диагнозу и планированию. Используя все то, что известно о конкретном клиенте и динамике психопатологии, психодинамический психотерапевт может планировать более определенное лечение, учитывающее потребности клиента. В то время как стандартный анализ позволяет лечению взять собственный курс, психодинамический психотерапевт, проводящий краткосрочную психотерапию, принимает решение, ориентироваться ли в первую очередь на поддержку Эго, на обнаружение импульсов Ид или на изменение внешних условий жизни клиента. Безусловно, не все детали лечения могут быть спланированы, и терапевт будет сознательно использовать различные техники в гибкой манере, тактически подстраиваясь под то, что нужно в данный момент. Терапевт, очевидно, более активен и директивен, чем при стандартном анализе.
В заключение отметим, что современные варианты психодинамической терапии допускают пересмотр основополагающих постулатов классического психоанализа касательно целей и методов терапии. В целом принимая психоаналитическую теорию и используя отдельные элементы психоаналитической техники, они допускают столь широкие вариации, что вопрос об их принадлежности к психоаналитическому направлению ставится под сомнение (Л.Рэн-джелл). Вместе с тем нельзя не отметить, что появление модификаций психоаналитической терапии отвечает запросам практики и прежде всего - дифференциации самих потребителей психологической помощи, чье актуальное состояние, степень тяжести расстройства, сохранность или затронутость личностных структур требуют тщательного анализа и учета. В этом смысле показательна история «врастания» в психоаналитическую терапию таких ревизионистских направлений, как экспрессивная терапия О. Кернберга или реконструктивная терапия Х.Кохута, относительно недавно подвергавшихся серьезной критике со стороны приверженцев «школьного» психоанализа. Как бы то ни было, все современные психотерапевтические системы «вышли из психоанализа», в дискуссиях с его теоретическими и методологическими постулатами сформировались самостоятельные направления и школы. Психоанализ сегодня в значительной мере оплодотворен идеями гуманистической терапии, когнитивизма и психологии развития, чем доказывает архаичность позиции научной инкапсуляции в узких школьных рамках. И вместе с тем психоанализ обладает своим уникальным стилем мышления, образная метафоричность которого позволяет соприкоснуться с самыми глубокими пластами мощных человеческих страстей.
Главу, посвященную психоанализу, хотелось бы закончить отрывком - эпитафией - из книги Э.Фромма, чье противоречивое и страстное отношение к Учителю как нельзя точно отражает всю масштабность переворота, совершенного и учением и самой личностью 3. Фрейда: «Это одинокий человек, он несчастлив, когда не занят активным осуществлением своих открытий или своих квазиполитических целей. Он добр, наделен чувством юмора до тех пор, пока не почувствует, что ему бросают вызов, что на него нападают; и в то же время в одном существенном аспекте его фигура трагична, и он сам остро отдает себе в этом отчет: он желает показать человеку землю обетованную разума и гармонии, но сам может разглядеть ее лишь издали - ему там не бывать... Один из величайших открывателей новых путей рода человеческого вынужден умереть с глубоким чувством разочарования, но ни его гордость, ни чувство собственного достоинства так никогда и не были поколеблены болезнью, поражением и разочарованием» (Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда).
Упражнения и вопросы*
Выполняя предложенные упражнения, имейте в виду, что их цель состоит в освобождении ваших чувств, любых и всяких; помните, что какими бы ни были ваши переживания, они не оцениваются, но всегда приветствуются; не бойтесь проверки или контроля - все, что вы делаете, вы делаете для себя, а не для отчета или оценки. Если же вы решите разделить с кем-либо свой опыт переживаний, делайте это самым непосредственным образом, не бойтесь использовать самые свежие выражения, метафоры и телесную экспрессию.