Методы изучения психических явлений

Что называется методами научного познания.Так назы­ваются методы, при помощи которых ученые получают на­дежные и достоверные знания о психологических явлениях. Эти знания в отличие от тех, которые получают и имеют лю­ди в обычной, повседневной жизни, представляются доста­точно точными и проверяемыми. Последнее означает, что правильность научных знаний можно повторно проверить в специальном исследовании, если оно организовано и прово­дится в соответствии с правилами науки. К таким правилам, в частности, относятся законы строгой логики мышления, следование которым позволяет получать достоверные знания.

В каждой науке существуют свои методы познания, соот­ветствующие природе тех явлений, которые в данной науке изучаются. Вместе с тем, в разных науках используются одинаковые методы исследования. Это, например, наблюде­ние и эксперимент.

Каким образом можно изучать психические явления.Психические явления можно изучать, непосредственно на­блюдая за ними, фиксируя, оценивая и описывая их в том виде, в каком они представлены в ощущениях человека. Ин­троспекция с давних пор применяется в психологии. Одна­ко этот метод не вполне надежен, так как с его помощью не­возможно получать в должной степени достоверную, объек­тивную информацию о психических явлениях. Он не позво­ляет изучать те явления, которые человеком не полностью осознаются. Тем не менее, это единственный метод, с помо­щью которого психические явления можно наблюдать и оце­нивать непосредственно.

Косвенно о психических явлениях также можно судить по тем внешним признакам, в которых они проявляются. Это — двигательные и другие телесные реакции человека, непосред­ственно связанные с психическими явлениями, его речь и по­ступки. Подобный метод изучения психических явлений на­зывают объективным, имея в виду то, что о психических яв­лениях в данном случае судят по внешним, отчетливо наблю­даемым признакам. Данный метод также далеко не всегда позволяет получать абсолютно точные и вполне достоверные знания о психических явлениях, так как между психически­ми явлениями, телесными изменениями, словесными реак­циями и поведением человека нет однозначной связи.

О психических явлениях, в принципе, можно судить по тому, что сам человек говорит о них. Такой метод изучения психических явлений называется самоотчетом или опро­сом. Для того чтобы делать правильные выводы о законах, которым подчиняются психические явления, можно создать условия, при которых эти явления будут целенаправленно изменяться, и далее внимательно следить за их изменения­ми. Этот метод исследования психических явлений получил название эксперимента. Он был заимствован психологами из других, более развитых, чем психология, наук и способ­ствовал тому, что психология стала признанной, современ­ной наукой.

Все остальные методы изучения психических явлений, о которых пойдет речь дальше, представляют собой разновид­ности этих четырех основных методов научного исследова­ния. Вообще же в психологии используется довольно много разнообразных методов изучения психических явлений. Это связано с тем, что психические явления очень трудно иссле­довать и точно оценивать.

Каковы основные группы методов научного изучения и практического познания психических явлений.Всю сово­купность методов изучения психических явлений можно разделить на группы. Таких групп выделяется шесть: мето­ды наблюдения, методы опроса, физиологические методы, тесты, экспериментальные методы, естественнонаучные методы, технические методы. Заметим, что это — одна из возможных классификаций методов психологических иссле­дований. Существуют и другие способы разделения методов познания психологических явлений на группы.

Рассмотрим кратко каждую из выделенных выше групп методов исследования в психологии.

Методами наблюдения обычно называют такие методы познания психических явлений, в основе которых лежит прямое наблюдение человека за самими психическими явле­ниями или за теми признаками, в которых они отчетливо и однозначно проявляются.

В случае применения метода наблюдения о психических явлениях судят по результатам наблюдения, обрабатывают эти результаты, анализируют их и делают соответствующие выводы. Так, например, человек, запоминая или припоми­ная какой-нибудь материал, может наблюдать за тем, что и в какой последовательности запоминается или припоминает­ся им. Если нас интересуют эмоциональные переживания человека, то мы можем о них судить, наблюдая за жестами, мимикой и пантомимикой человека.

Существуют следующие разновидности методов наблюде­ния: самонаблюдение, наблюдение со стороны, свободное наблюдение, стандартизированное наблюдение и включен­ное наблюдение. Самонаблюдение — это наблюдение челове­ка за самим собой, наблюдение со стороны — это наблюде­ние за другими людьми. Свободное наблюдение обычно про­водится без заранее заданного плана или предварительно продуманной программы. При этом в ходе самого наблюде­ния наблюдателем принимаются решения о том, что наблю­дать, как наблюдать, как записывать и обрабатывать резуль­таты.

В так называемом стандартизированном наблюдении все это заранее продумано, и само такое наблюдение ведется по вполне определенному плану. Включенным называют на­блюдение, при котором наблюдатель не только наблюдает, но и сам является участником того процесса, за которым он наблюдает и в который включены наблюдаемые им люди. К примеру, можно наблюдать за игрой детей, играя вместе с ними.

Методы опроса основываются на выводах о психологии человека, которые делаются на базе того, что он сам о себе говорит. Такие методы тоже имеют несколько вариантов: устный опрос, письменный опрос, свободный опрос, стан­дартизированный опрос. Смысл разновидностей этих мето­дов становится ясным уже из самих названий методов.

Физиологическими или объективными называют такие методы исследования психических явлений, при использо­вании которых выводы о психических особенностях поведе­ния человека делают на основе телесных, физиологических реакций и движений, связаных с изучаемыми явлениями. Поскольку эти реакции и соответствующие им внешние или внутренние движения можно наблюдать и записывать, на­пример, с помощью физических приборов, такие методы на­зываются объективными. В отличие от них методы наблюде­ния и опроса, описанные выше, можно условно назвать субъективными, так как они основаны на том, что чувству­ет и говорит сам человек.

Психологическими тестами называются методы, с по­мощью которых можно достаточно точно описывать и коли­чественно оценивать изучаемые психологические явления. Психологические тесты являются стандартизированными в указанном выше смысле слова методами научного исследо­вания, их нельзя произвольно изменять и необходимо при­менять точно так, как описано в соответствующей инструк­ции. Тесты составляют основную группу современных мето­дов изучения психических явлений.

Естественнонаучными называют методы, которые психо­логами заимствованы из наук о природе и наук об устройст­ве и работе организма человека. К таким методам, в частно­сти, относятся применяемые в психологии методы матема­тической статистики и аппаратурные методы изучения физиологии организма.

Техническими называют методы, связанные с использова­нием различных приборов и устройств, например, приборов, с помощью которых осуществляется представление и регист­рация объективной информации о психических явлениях, компьютеров, средств передачи и обработки информации (радио, телефон, телевизор).

Глава 2

Психология человека и животных:

Сравнительный анализ

§ 1. Простейшие психические явления. Психические явления и жизнь. Что представляют собой простейшие психические явления. Когда и при ка­ких условиях могла возникнуть психика. Есть ли психика у растений.

§ 2. Психика и поведение животных. Как установить, какие психические явления присущи животным. Каким образом взаимосвязаны психика и пове­дение животных. Какие основные психические явления и виды поведения свой­ственны животным, находящимся на разных ступенях эволюции. Что пред­ставляют собой высшие достижения психологичекого и поведенческого разви­тия животных.

§ 3. Психология и поведение человека. Что называется высшей психиче­ской функцией. Чем отличаются высшие психические функции от элементар­ных психических функций. Что такое высшие психические состояния и выс­шие психологические, личностные свойства человека. Что называют сознани­ем, разумом и волей человека. Что такое совесть, ответственность, мораль, духовные потребности человека.

Наши рекомендации