Организация диагностики в системе сопровождения

Основной задачей диагностики является вычленение проблем ре­бенка и его потенциальных возможностей в ее решении. Как обнару­жить проблему? Что и кто является источником формулировки про­блем ребенка? Возможны два источника:

· запрос (жалоба) со стороны педагогов, родителей и детей;

· запланированная диагностика определенного контингента де­тей ДОУ (например, вновь поступивших).

И в том, и в другом случае необходима диагностика, изучение осо­бенностей ребенка. В первом случае - чтобы проверить обоснован­ность поступившей жалобы от взрослых или детей. Во втором - для своевременного выявления проблем ребенка.

Приступая к диагностике, нельзя не вспомнить слова К. Роджер­са о том, что ребенка нужно принимать таким, какой он есть, с его и только его «данностью».

Принять ребенка как «данность» означает признать его индиви­дуальное своеобразие и право проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого он достиг в процессе всей предыдущей жизни и, следовательно, не казнить его за организованное обществом и роди­телями воспитание.

Можно по-разному относиться к ребенку, но нужно, прежде все­го, отказаться от взгляда на ребенка как на собрание достоинств и недостатков. Любой ребенок – весь достоинство, хотя 6ы потому, что сочетание его черти качеств уникально (Н. Е. Щуркова).

Эта позиция требует от нас, взрослых, не столько направленности диагностики на «отрицательные» характеристики ребенка, сколько на положительное, позитивное изучение его возможностей в продол­жение проблем развития.

Качество и своевременность диагностики во многом определяют возможности и результативность коррекционной работы с ребенком. Поэтому целесообразно как обязательные требования к ее организа­ции выделить следующее:

· диагностика должна быть ранней (т. е. начинаться с первого дня пребывания ребенка в учреждении);

· комплексной что включает в себя участие специалистов раз-

нога профиля и использование разных методов;

· динамической (направленной не на скорейшее установление

окончательного диагноза, а на его планомерное уточнение с учетом особенностей онтогенетического развития ребенка, сте­пени адаптации и коррекционной работы).

Указанное требует этапного разделения диагностического обсле­дования (предлагаемая схема может варьироваться в зависимости от профиля, целей, задач и особенностей конкретного учреждения).

Задачами первого этапа являются ориентирование в актуальных проблемах ребенка, формулирование гипотезы о причинах их возникнове­ния, определение средств дальнейшей диагностики и подходов к обеспечению адаптации и первичной коррекции. Методы:

1) изучение представленной родителями или полученной по зап­росу из компетентных учреждений медицинского или психо­лого-педагогического профиля (поликлиники, стационара, ППМС -центра, другого дошкольного образовательного учреж­дения, которое посещал ребенок ранее и Т. д.) документации (медицинских сведений, заключений психоневрологических учреждений, психолого-педагогических характеристик и Т. п.);

2) наблюдение (реализуется в разных ситуациях деятельности ре­бенка - в период непосредственного обследования тем или иным специалистом, в игре, на прогулке и Т. д.);

3) беседа с ребенком и с родителями.

Результатом реализации этого этапа является систематизация первичных сведений о соматическом и нервно-психическом статусе ребёнка, условиях семейного воспитания, степени адаптированности в детском коллективе, особенностях эмоционально-волевых проявле­ний, уровне работоспособности, утомляемости, специфике взаимо­отношений со взрослыми и сверстниками.

Второй этап предусматривает собой углубленную диагностику и определение зоны ближайшего развития ребенка. Особое внимание целесообразно уделить изучению состояния восприятия памяти, внимания, мышления речи эмоционально-волевой сферы, моторики Очень важно определить особенности личностного развития ребенка, его потребностей, без значимых переживаний.

Не умаляя значимости медицинского, психологического, педаго­гического изучения ребенка, необходимо отметить актуальность ис­пользования нейропсихологических исследований. Это позволяет сблизить психологический и клинический аспекты обследования, не

только выявляя тонкие отклонения высших психических функций, но

и достаточно точно локализуя их в определенных отделах левого или правого полушария. Для оценки высших психических функций в схе­му обследования могут быть включены тесты на определение доминантности полушарий, особенностей произвольных. движений и действий (выполнение двигательных программ, простая двигательная
реакция выбора), особенностей зрительного и слухового гнозиса и пр.
Параллельно с исследованием психических функций отмечаются
такие особенности, как понимание инструкции, удержание инструкции, умение доводить задание до конца, а также характер деятельности ребенка: стойкость интереса, целенаправленность деятельности, сосредоточенность, истощаемость, работоспособность, умение пользоваться помощью, реакция на результат.

Оценивается объем и характер знаний, умений и навыков соотно­сительно с возрастом и особенностями ребенка.

Большую роль в комплексной диагностике играет социальный пе­дагог в плане объективного уточнения условий семейного воспитания

(характера жилищно-бытовых условий, наличия специально выделен­ного уголка для занятий и игр ребенка, игрушек, детской литературы) и социально-психологического климата семьи, в том числе и стиля взаимоотношений между родителями и другими членами семьи.

Углубленное обследование затрагивает область не только психолого- педагогической, но и медицинской диагностики: проводится антропометрия, по показаниям производятся дополнительные лабо­раторно-инструментальные исследования (например, аллергологичес­кий анализ, электроэнцефалография, компьютерная томография и др.), уточняется схема медицинского сопровождения (осуществляется пер‑

спективное планирование гигиенического нормирования нагрузок, уточняется схема медикаментозного и фитотерапевтического лечения, определяются показания и противопоказания к тем или иным при­емам закаливания, лечебной физкультуре, аппаратной физиотерапии).

Анализ и обобщение полученных результатов позволяет оформить психологическое, педагогическое, логопедическое и медицинское заключения, представляемые на медико-психолого-педагогический консилиум с целью всесто­роннего анализа, выработки единой стратегии работы с ребенком и ее согласования с родителями (законными представителями).

Продуктом второго этапа диагностической деятельности службы сопровождения являётся разработка коррекционных программ, схем сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов.

Третий этап предусматривает динамическую диагностику среди основных задач которой следующие:

· уточнение диагноза;

· уточнение индивидуального образовательного маршрута;

· уточнение коррекционно-развивающей программы.

Базовая и динамическая диагностика, как подчеркивалось выше, представляет собой комплексноё обследование ребенка разными специалистами. Методические рекомендации по обследованию ребенка представлены в максимально возможном варианте в пособии

«психолого-медико-педагогическая консультация» под ред. Л. М. Шипицыной (1999). Использование представленного варианта обследования ребенка должно адаптироваться к реальным условиям проведе­ния диагностики. Но в любом случае, не должна нарушаться логика и объективность изучения ребенка.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО­ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНСИЛИУМОВ

Одной из важнейших, базовых составляющих сопровождения яв­ляется психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК), орга­низация которого позволяет решать ряд задач:

1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах инфор­мации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения ядерных составляющих, которые требуют коррек­ционного внимания в первую очередь (определение стратегии обучения и коррекции);

2) утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;

3) утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, ознакомление и согласование их с родителями (законными представителями);

4) укрепление тенденции к коллегиальному преемственному и последовательному решению задач работы с ребенком;

5) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциаль­ных);

6) включение родителей в деятельность службы сопровождения;

7) повышение компетентности специалистов в смежных с основ-

ной профессиональной деятельностью направлениях.

Эффективность работы консилиума во многом зависит от точнос­ти, четкости изложения представляемого материала. Приводим при­мерные схемы докладов широкого круга специалистов, которые могут варьироваться в зависимости от целей и задач консилиума, проблем ребенка. При этом необходимо отметить, что мы даем схемы докладов всех специалистов, в консилиуме же могут принимать участие лишь некоторые из них, что связано с проблемами ребенка, стратегия раз­вития которого разрабатывается на консилиуме, а также от организа­ционной формы сопровождения, существующей в конкретном ДОУ

Учитель (учитель-дефектолог):

· реализуемая образовательная программа обучения ребенка;

· трудности в усвоении программы;

· поведенческие особенности ребенка;

· рекомендуемая учебная программа и предложения по оптими­зации образовательного процесса в отношении рассматривае­мого ребенка (индивидуальный образовательный маршрут).

Педагог-псиxолог:

· результаты исследования интеллекта (с использованием шка­лы Стэнфорд-Бине при обследовании ребенка в возрасте 3­5 лет, по Векслеру (WISC) - при обследовании ребенка в воз­расте старше 5 лет);

· характеристика памяти: преобладающий механизм запоминания по модальности (зрительный, слуховой, моторный, комбиниро­ванный), соотношение произвольной и непроизвольной памя­ти, состояние кратковременной и долговременной памяти;

· характеристика внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость);

· готовность к школьному обучению (дифференцированно);

· личностные особенности ребенка;

· особенности межличностных отношений ребенка.

Учитель-логопед:

· особенности речевого развития ребенка;

· возможности коррекции и прогноз.

Воспитатель:

· навыки самообслуживания;

· характер и взаимоотношения в коллективе детей и взрослых;

· особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности детей.

Музыкальный руководитель (педагог дополнительного образования):

· способности к творческой деятельности;

· возможности использования эстетопсихотерапевтических при­емов в коррекции проблем ребенка.

Социальный педагог:

· характеристика семьи ребенка, особенностей взаимоотноше­ний и стиля воспитания;

· жилищно-бытовые условия, наличие оборудованного уголка для занятий и игры, детской литературы, игр и игрушек;

· конфликтные аспекты в работе с семьей.

Медицинская сестра по массажу:

· показания к проведению и дозированию массажа (по согласо­ванию с врачом);

· вид и количество сеансов проведенного массажа;

· особенности принятия процедур ребенком.

Инструктор ЛФК:

· ортопедический диагноз;

· активность на занятиях;

· предпочтения в упражнениях;

· понимание команд;

· координация движений. Врач:

· психоневрологический диагноз и прогноз;

· группа здоровья;

· соматическая патология;

· рекомендации специалистам.

На основе информации о ребенке составляется индивидуальная карта сопровождения ребенка, где определены задачи каждого спе­циалиста в системе сопровождения (приложение 3).

ПМПК целесообразно проводить систематически, 1 раз в неде­лю, выбрав для этого определенный день. На каждом консилиуме целесообразно провести анализ и обсуждение проблем 2-3 детей. В нем должны участвовать все необходимые специалисты, могут быть приглашены и родители.

В ДОУ работа консилиума планируется не менее, чем на месяц. Председатель консилиума должен заранее определить списочный со­став детей, проблемы которых планируется обсуждать на конкретном консилиуме, известить об этом специалистов, которые будут в нем задействованы и должны подготовить материалы для обсуждения.

Осенний цикл консилиумов (сентябрь-октябрь) может быть огра­ничен обсуждением вновь поступивших детей и воспитанников, у ко­торых по окончании периода летнего отдыха отмечено вызывающее беспокойство ухудшение психического (соматического) состояния.

Весенний цикл (апрель-июнь) требует охвата всего контингента детей с целью анализа годовой динамики развития и уточнения про­грамм работы с каждым ребенком. Особого внимании требуют выпуск­ники детского сада, анализ их готовности к школьному обучению.

Кроме этого, в течение года могут организовываться внеплано­вые консилиумы для рассмотрения каких-либо проблем поведения, обучения, коррекции детей, которые требуют коллегиального рас­смотрения с участием администрации и родителей.

Конспект докладов заносится назначаемым секретарем консили­ума в «Журнал ПМПК». Перечень и образцы документации сопро­вождения регламентируются Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 N4 2227/901-6 «О психолого-медико-педагогичес­ком консилиуме образовательного учреждения» (приложение 2).

По результатам докладов и обсуждения выносится заключение ПМПК (о необходимости изменения образовательной программы, перевода в группу другого профиля, в другое образовательное учреж­дение и т. п.), контроль за реализацией которого возлагается на ад­министрацию учреждения.

Таким образом, консилиум способствует адекватному решению основных приоритетных задач сопровождения:

· базовой и динамической диагностики;

· разработки стратегии организационно-методического обеспе­чения образовательного и коррекционного процесса.

На что же ориентироваться в диагностике и разработке коррек­ционных и развивающих программ сопровождения? Таким ориентиром могут быть

основные характеристики развития детей дошкольного возраста (приложение 4), которые можно определить как сово­купность особенностей ребенка, уровня его знаний и умений, кото­рые существенно влияют на его развитие.

Наши рекомендации