Тема б. Характеристика экспериментальных переменных: независимые, зависимые, внешние переменные, артефакты и их контроль, валидность

Контроль экспериментальных переменных. Валидность психологического эксперимента. Факторы, влияющие на внутреннюю валидность эксперимента. Факторы, влияющие на внешнюю валидность эксперимента. Артефакты и их контроль.

Тема 7. «Дизайн» психологического эксперимента: доэкспериментальные планы, планы истинного эксперимента, квазиэксперименты, эксперименты в психологии развития

Дизайн «истинного» психологического эксперимента и доэкспериментальные планы. Исследование единичногослучая. План с предварительным и итоговым тестированием на одной группе. Сравнение статических групп. Планс предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой. План Р‚ Соломона для четырех групп. Планс контрольной группой и тестированием только после воздействия. Понятие о нестинге.

Квазиэксперименты. Понятие о квазиэкспериментах. Особенности квазиэкспериментальных планов. Исследования на одной выборке. Эксперименты с контрольными выборками. Контроль переменных. Валидность психологических экспериментов при неполном контроле переменных.

Корреляционные исследования. Особенности корреляционных исследований. Понятие корреляции как исследование связей переменных. Анализ корреляционных зависимостей. Корреляционные эксперименты как исследования связей между экспериментальными переменными. Корреляции между зависимой и независимой переменными. Изменение структуры корреляционных зависимостей после воздействия независимой переменной. Представление и анализ корреляционных зависимостей и плеяд.

«Дизайн» экспериментов в психологии развития.

«Дизайн» экспериментов в психологии развития. «Метод продольных срезов» (лонгитюдный план), «метод поперечных срезов», «комбинированный план» (когортно - последовательный) (Г. Крайг) и особенности экспериментов по плану «Ex post facto»

Тема 8. Обобщение и интерпретация результатов психологического исследования. Оформление хода и результатов эксперимента

Организация эксперимента. Рабочая гипотеза. Выбор средств и методов психологического измерения. Экспериментальный дизайн исследования. Определение и анализ экспериментальной выборки. Проведение эксперимента.

Обобщение и интерпретация результатов эксперимента. Пути и методы обобщения эмпирической информации. Интерпретация результатов психологического исследования в практике психолога на предприятии: общая характеристика экспериментальной выборки; анализ познавательной характеристики персонала; исследование поведения персонала в нестандартных ситуациях; исследование характерологических особенностей; исследование авторитетности руководства и методов управления персоналом, исследование уровня удовлетворенности персонала трудом и мотивации профессиональной деятельности.

Оформление хода и результатов психологическом»исследования. Ведение протокола эксперимента. Отчет о проведении эксперимента. План, разделы и параграфы(пункты, подпункты) отчета. Работа с литературой. Наглядное представление результатов. Графики, рисунки, таблицы. Особенности представления результатов исследовании в курсовой и дипломной работах, в научной статье (публикации). Защита дипломной (курсовой) работы.

Учебно-методический материал по всем видам семинарских и практических занятий учебной дисциплины «Качественные и количественные методы исследований в психологии»

Тема 3. Измерение в психологии: виды, уровни,

Измерительные шкалы, статистические методы

Семинарское занятие (4 часа).

Учебные вопросы.

1. Понятие о психологическом измерении.

2. Виды психологического измерения.

3. Уровни и шкалы.

4. Особенности применения статистики в психологии.

Практическое занятие (2 часа).

Учебные вопросы.

1. Разбор примера в нормативном измерении.

2. Разбор примера в критериальном измерении.

3. Разбор примера в ипсативном измерении.

4. Разбор примера в номинальной шкале.

5. Разбор примера в порядковой шкале.

6. Разбор примера в интервальной шкале.

7 Разбор примера расчета мер центральной тенденции.

8. Разбор примера расчета мер изменчивости.

9. Разбор примера расчета мер связи.

10. Разбор примера расчета статистического вывода.

11. Разбор примера расчета вида распределения данных.

12.Разбор примера расчета стандартных шкал.

Тема 4. Общая характеристики количественных методов: особенности психологического эксперимента, объективность психологического измерения.

Практическое занятие (2 часа).

Учебные вопросы.

1. Научная дефиниция психологического эксперимента.

2. Формы, типы и виды психологического исследования.

3. Проблематика моделирования в психологии.

4. Объективность психологического измерения.

5. Влияние опыта психолога на объективность результатов исследования.

6. Достоверность психологического измерительного инструментария: валидность‚ надежность‚ прогностичность.

7 Эффективность методов и методик исследования-

Тема 5 Научная проблема, психологическая гипотеза, тема исследования

Наши рекомендации