Задание: определите, какие функции в данной семье нарушены, аргументируйте свой ответ

Задача № 7

В психологическую консультацию обратилась семья: муж, жена, их взрослая дочь (17 лет), которая и была инициатором обращения. По ее словам, ей надоело пьянство родителей, которые «…вообще ничего вокруг не замечают. Им лишь бы было с кем посидеть вечером, а то и вдвоем начнут выпивать. Если раньше это случалось нечасто, то в последнее время практически каждый день у них веселье какое-то. Больше всего обидно, что про нас с братом они совсем не думают. Моему брату сейчас 10 лет, а он предоставлен сам себе. Я собираюсь поступать в институт в другом городе. Боюсь, когда я уеду, они совсем сопьются».

При общении с данной семьей видно, что жена – ярко демонстративная личность, всячески пытается обратить на себя внимание, при этом можно отметить ее эмоциональную неустойчивость и ригидность суждений. Наличие проблемы пьянства в семье отрицает, говорит, что полностью контролирует свое поведение. Однако, она признает тот факт, что когда раньше муж приходил домой «выпивший» и приносил с собой спиртное, она составляла ему компанию по принципу «чтобы ему меньше досталось и он таким образом не спился бы».

Муж частично признает наличие проблемы, но выхода из ситуации не видит. По его словам, в начале супружеской жизни, он все делал для того, чтобы угодить своей жене: помогал по хозяйству, брал на дом дополнительную работу, занимался с детьми, но жена постоянно находила повод, чтобы устроить скандал: кричала, ругалась, говорила о том, что как муж он несостоятелен. Поначалу терпел, потом стал выпивать, это приносило хоть временное, но облегчение.

Задание: определите, какие функции в данной семье нарушены, аргументируйте свой ответ.

Задача № 8

В 1956г. психолог Соломон Аш описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из 7 человек предлагали участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные участники эксперимента давали (каждый в отдельности), как правило, верный ответ. На втором этапе – ложный. По данным Аша, 37% испытуемых прислушались к мнению группы.

Задание: определите, о каком психологическом феномене идет речь, чем вызван данный феномен.

Задача № 9

Сцена из трагедии У. Шекспира, в которой Полоний ищет расположения принца датского Гамлета:

– Вы видите вон там облако, что почти как верблюд? (Гамлет)

– Действительно, похоже на верблюда. (Полоний)

– (через минуту) Мне думается, это ласка. (Гамлет)

– Да, как ласка. (Полоний)

– Или кит? (Гамлет)

– Очень похоже на кита! (Полоний)

У. Шекспир «Гамлет», 1603г.

Задание: определите, о каком психологическом феномене идет речь, чем вызван данный феномен.

Задача № 10

Пациент после приступа язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки находится дома на больничном около недели.

Задание: определите, в какой фазе переживания болезни пребывает пациент, какие эмоциональные реакции возможны у данного пациента.

Задача № 11

Врач-хирург с двадцатилетним стажем работы сообщает, что в последний год стал замечать, что утратил интерес к работе, стал раздражительным с пациентами, «не хочет» с ними общаться, стал «не чувствительным» к их проблемам, «заставляет» себя ходить на работу.

Задание: определите, о каком психологическом феномене идет речь, чем вызван данный феномен, какие признаки указывают на наличие этого феномена, какие варианты помощи можно предложить.

Задача № 12

Пациент К. (60 лет) находится в терапевтическом отделении по поводу язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. Боится проведения эндоскопического исследования.

Диалог палатной медсестры и пациента:

Медсестра: В 8.00 у Вас процедура в кабинете №5; подойдите туда в состоянии натощак и не забудьте полотенце.

Пациент: Сестра, а Вы мне поможете, у меня кружится голова, и я боюсь упасть.

Медсестра: Конечно, я Вам помогу – это моя обязанность, подойду в палату в 7.45.

Пациент: Спасибо, буду ждать.

Разговор в коридоре медсестры с коллегой:

Медсестра: Придется вести этого пациента на обследование, боится упасть; потихоньку бы и сам дошел. Вечно эти старики со своими проблемами!

Задание: определите тип медсестры по И. Харди, объясните свой выбор.

Задача № 13

«Смотрите из окна другого. Попытайтесь увидеть мир таким, каким видит его Ваш пациент».

И. Ялом «Дар психотерапии»

Задание: определите, какой психологический прием используется, какой вид психотерапии применяется.

Задача № 14

Пациент с трудом рассказывает о себе. Он не хочет вспоминать свое прошлое и тем более детство.

Задание: определите, какой психологический феномен демонстрирует пациент, какой механизм психологической защиты представлен.

Задача № 15

Больной поступил с жалобами на боли в области желудка, усиливающиеся после приема пищи. Около 15 лет страдает язвенной болезнью желудка с периодическими осенними обострениями. Работает спасателем в МЧС, работу считает нервной, связанной с частыми незапланированными командировками. Несмотря на это, пытается дослужиться до пенсии. Пациент беспокоится по поводу возможных осложнений и вреда для здоровья от назначенного врачом медикаментозного лечения. Пытается сам читать медицинскую литературу о язвенной болезни, использовать опыт народной медицины, обращался за лечением к лекарям без медицинского образования. Пациент сопоставляет рекомендации разных специалистов, перепроверяет их, пытается сам анализировать результаты обследований. Во время беседы больной обнаружил, что испытывает недостаток слов для выражения своих переживаний, чувств и эмоций. Импульсивен, эмоционально невыразителен, характерны бедные межличностные связи.

Задание: определите класс заболеваний, к которому относится язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки; назовите фактор, являющийся особенно патогенным и влияющим на течение данного заболевания.

Задача № 16

Больной поступил с жалобами на боли в области желудка, усиливающиеся после приема пищи. Около 15 лет страдает язвенной болезнью желудка с периодическими осенними обострениями. Работает спасателем в МЧС, работу считает нервной, связанной с частыми незапланированными командировками. Несмотря на это, пытается дослужиться до пенсии. Пациент беспокоится по поводу возможных осложнений и вреда для здоровья от назначенного врачом медикаментозного лечения. Пытается сам читать медицинскую литературу о язвенной болезни, использовать опыт народной медицины, обращался за лечением к лекарям без медицинского образования. Пациент сопоставляет рекомендации разных специалистов, перепроверяет их, пытается сам анализировать результаты обследований. Во время беседы больной обнаружил, что испытывает недостаток слов для выражения своих переживаний, чувств и эмоций. Импульсивен, эмоционально невыразителен, характерны бедные межличностные связи.

Наши рекомендации